методика формирования воли

Содержание проекта

«Формирования волевого комплекса младшего ученика».
И. Классификационное дерево волевого комплекса личности младшего ученика (исследование С.Полищук)

Выявлено, что волевые качества (целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность смелость, выдержка, самообладание, инициативность, самостоятельность), находясь во взаимосвязи, в то же время отмечаются уникальностью развития в младшем школьном возрасте.

Будущий учитель физической культуры должен знать:

Развитие воли мальчиков младшего школьного возраста разворачивается по трем сюжетными линиями, направление которых определяется качествами-ориентирами:

а) самостоятельность (1 класс) - настойчивость (2 класс) - организованность (3 класс);
б) сдержанность (1 класс) - решительность (2 класс) - решительность (3 класс);
в) выдержка (1 класс) - активность (2 класс) - смелость (3 класс);

Соответствующем в каждом из классов ведущие триады (ядра) иметь такой вид:

1 класс - «самостоятельность - сдержанность - выдержка»;
2 класс - «настойчивость - решительность - активность»;
3 класс - «организованность - решительность - смелость».

Основные детерминанты волевого развития:

1 класс - настойчивость, ответственность;
2 класс - целеустремленность, самостоятельность;
2 класс - инициативность, ответственность.

Ведущая детерминанта - ответственность.
По степени наибольшего сходства волевые качества у девочек условно можно разделить на три группы в каждом классе (равно вой разделение аналогичный как у мальчиков).
Первый класс - 1 группа: исполнительность, целеустремленность, инициативность, сдержанность, самостоятельность, организованность (6 качеств); 2 группа: настойчивость, ответственность, решительность, смелость, независимость, дисциплинированность (6 качеств); 3 группа: активность, выдержка (2 качества).
Второй класс - 1 группа: ответственность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, организованность, выдержка (6 качеств); 2 группа: исполнительность, решительность, смелость, независимость, активность (5 качеств); 3 группа: настойчивость, целеустремленность, сдержанность (3 качества).
Третий класс - 1 группа: дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, инициативность, решительность, сдержанность, самостоятельность (7 качеств), 2 группа: ответственность, смелость, активность, организованность (4 качества), 3 группа: настойчивость, независимость, выдержка (3 качества ). Такое размещение волевых качеств демонстрирует сходство их классификационного дерева в каждом классе. Легче дифференциации подвергаются качества, входящих в 3-ю группу.
Схема размещения волевых качеств: 1-й класс: 6-6-2; 2-й класс: 6-5-3; 3-й класс: 7-4-3.

Поскольку нас в первую очередь, интересуют вопросы формирования волевых качеств младшего ученика в процессе занятий физическими упражнениями, то в данном проекте мы и подаем рекомендации, в литературе по этому поводу. Так, воспитание таких волевых качеств, как смелость и решительность, связанная с трудностями личностного характера. Лица с низким уровнем смелости способны адаптироваться к конкретной опасной ситуации, но перенос этой адаптированности на другие опасные ситуации не происходит.

Для воспитания смелости и снижение чувства страха при физических упражнений рекомендуются приемы:

- Постепенное повышение сложности препятствия, которое нужно преодолеть;
- Расчленение упражнений на части и выполнение их в облегченных условиях;
- Разучивание специальных и подводящих упражнений, которые создают уверенность в выполнении основного упражнения;
- Обеспечение страховки при разучивании упражнения;
- Приведения примера одноклассников, которые легко и непринужденно справились с упражнением;
- Включение «опасных» элементов в эстафеты-соревнования;
- Исключение бестактных замечаний, которые акцентируют внимание на страхе учащихся;
- Ободрение учеников, внушением им уверенности в том, что они смогут выполнить упражнение.