решительность

Решительность - это такая волевая качество, характеризующееся минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации.

Решительность многими авторами понимается по-разному.

Так, В.А.Крутецький при определении решимости отмечает скорости принятия решения. Е.П.Ильин связывает решимость с правильным в данных условиях решение, а В.И.Селиванов определяет решимость как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения.
Самостоятельность - это способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. По К.Н.Корниловим, это отсутствие у человека опасения самому принимать решения.

Инициативность проявляется в действиях, послуживших изменении форм деятельности или уклада жизни.

По словарю терминов Е.П.Ильина, характеризующие волевую сферу, волевые качества коротко формулируются так:

- Выдержка - способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять мало обдуманные действия, "" держать себя в руках;
- Настойчивость - устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникновение препятствий и трудностей;
- Решительность - способность быстро принимать решения в значимой ситуации;
- Самообладание - способность не растеряться в экстремальной ситуации, не поддаваться эмоциям;
- Смелость - способность человека качественно выполнять действия и осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных ситуациях, несмотря на чувство страха, возникающее (вопреки чувству страха, возникающее);
- Упорство - проявление стремления достичь желаемого или необходимого, несмотря на неудачу;
- Целеустремленность - стремление личности достичь поставленной перед собой цели.

Любое качество, в том числе и волевую, некоторые авторы предлагают рассматривать как фенотипические характеристику имеющихся возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного. Как врожденный компонент возникает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности типологическими особенностями свойств нервной системы). Приобретенным же в онтогенезе компонентом является опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформирован мотив достижения, сформирована волевая установка не пасовать перед трудностями, становится привычной после нескольких успешных их преодолений. Проявление каждой волевой качества зависит как от одного, так и от другого компонента, то есть это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Таким образом, разные авторы дают неоднозначную характеристику волевым качествам, нет единого мнения и что в их количества и структуры. Все это позволяет говорить о недостаточной изученности этой проблемы и подтверждает актуальность выбранного нами направления исследовательской работы. На первом этапе собственных исследований мы намеревались определиться относительно количества и содержания волевых качеств, а также методики их диагностики у детей среднего школьного возраста в процессе двигательной деятельности.

На сегодня в литературе накоплен значительный по объему и интересный по содержанию материал, демонстрирующий понятия и классификация волевых качеств, а также методики для их диагностики. Однако во взглядах ученых встречаются существенные разногласия по поводу сущности, содержания и количества волевых качеств. Раскрывая классификацию волевых качеств, В.Н.Иванников отмечает, что сложились условия, о которых можно сказать: сколько авторов, столько и классификаций. В учебниках по психологии по-разному определяется и сущность волевых качеств. в одних говорится, что это проявление воли, в других - способность к проявлению воли, в третьих - умение преодолевать различные трудности и управлять собой и т.д.

Объективной основой для разграничения различных волевых качеств Е.С.Вильчковський и В.И.Селиванов считают динамику процессов возбуждения и торможения. В другой работе В.И.Селиванов разделяет волевые качества на две группы. К первой он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе - выдержку, настойчивость, терпение.

Сказанное позволяет сделать вывод, что в дальнейшей работе мы будем придерживаться определенной в литературе классификации волевых качеств.