подготовка учителя

В ходе констатирующего эксперимента, цель которого была определена как степень интереса будущего учителя физической культуры к теоретического и практического аспекта психологической проблемы "Воля и волевые процессы", "Особенности волевой сферы ученика начальной школы", с особенностями процесса формирования волевых качеств как студента, так и младших школьников, наличие практических умений и навыков организовать ее, студентам III - V курсов факультета подготовки учителей начальной школы, специализация "учитель физической культуры" (120 человек) было предложено ответить на вопрос таких анкет: "Дайте оценку насколько вы волевой человек".

Кроме того, респондентам было предложено высказать мнение об особенностях воловьих качеств учителя (выносливости, решительности, настойчивости и т.д.) и сделать выводы о том, какие волевые качества учителя способствуют успеху его работы с физически-оздоровительного воспитания младших школьников.

При пассивной педагогической практики (1 неделя) студентам было дано задание собрать данные о волевые качества учащихся I - IV классов и выявить:

1) которые волевые качества наиболее существенные в младших учеников по которым они вели наблюдение;
2) целесообразно проводить работу по формированию волевых качеств младших школьников на уроках физической культуры?

А главное, студенты должны были ответить на вопрос "Готовы ли Вы к проведению работы по формированию волевых качеств младшего ученика?" И "Что, по вашему мнению, мешает Вам подготовиться к организации работы с физически-оздоровительного воспитания, в частности к развитию воловьей сферы ученика начальной школы (отсутствие интереса, малый объем теоретических знаний по психологии воли, отсутствие практических умений и навыков работы с младшими учениками, нежелание вообще работать в начальной школе) ".
Анализ результатов первого этапа констатирующего эксперимента показал, что у 62% опрошенных вообще отсутствует интерес к этой проблеме, а 38% студентов обнаружили низкий уровень сформированности положительного отношения к организации на уроках физической культуры работы по формированию волевых качеств младшего ученика. Констатирующий этап эксперимента показал отсутствие у респондентов умений и навыков, которые они могли бы применить при организации работы по формированию волевых качеств. Результаты констатирующего эксперимента показали, что существующая профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей к организации работы по формированию волевых качеств младших школьников не соответствует современным требованиям.

Сказанное позволяет сделать вывод, что для успешной организации вышеупомянутой работы на уроках физической культуры в начальной школе необходима реализация когнитивного, личностно-волевого и операционного компонентов указанной готовности студентов, которая включает: овладение будущими учителями физической культуры теоретическими знаниями, раскрывающие сущность и специфику формирования волевых качеств младших школьников в процессе названной деятельности, совершенствование практических умений и навыков по внедрению дидактической системы физических упражнений на уроках физической культуры с целью формирования волевой сферы младшего ученика и его оздоровительной направленности. Успех учителя физической культуры в этой деятельности зависит от того, может ли он привлечь младших школьников к совместной взаимодействия - субъект-субъектного общения, помочь каждому определить свою роль в этом процессе, согласно своим волевым качествам. Эти усилия учителя будут реализованы тогда, когда каждый ученик начальной школы потребует в активной двигательной позиции, согласно степени сформированности собственных волевых качеств.

Организация учителем двигательной деятельности учащихся в процессе физического воспитания предполагает высокий уровень волевых качеств будущего специалиста. В ходе исследования студенты выпускных курсов факультета начального обучения, специализация - "учитель физической культуры", были выделены следующие волевые качества, которые необходимы будущему учителю физической культуры для эффективной организации форм и приемов физического воспитания в начальных классах: настойчивость, решительность, целеустремленность, терпение, выдержка , инициативность, ответственность, самокритичность. Это, в свою очередь, подчеркивает, что будущие педагоги понимают необходимость формирования и совершенствования личностно-волевого компонента готовности к формированию волевых качеств учащихся начальных классов.

Реализация коммуникативного компонента готовности студентов в значительной степени предусматривает конкретные практические действия по осуществлению двигательной активности младших школьников в процессе организации работы по формированию их волевых качеств. Среди них - умение учителя физической культуры создавать и решать коммуникативные и оздоровительные задачи; мотивировать необходимость выбора формы организации общения; разъяснять правила выполнения упражнений, требования к упражнениям и к общению; организовывать обсуждение, обмен мнениями, анализ результатов двигательной деятельности; корректировать межличностные отношения младших школьников в нестандартных спортивных ситуациях. Как показали результаты нашего предыдущего исследования, таким практическим умением студенты должны овладевать обязательно еще в аудиториях педвуза, потому включения младшего ученика в позицию активного участника процесса физического воспитания, позицию собеседника возможно лишь в ходе упорного выполнения подвижных упражнений, тренингов, непосредственного участия в организации работы по формированию качеств младшего ученика.

Собранные факты говорят о том, что причины низкого уровня готовности студентов к педагогической взаимодействия с учениками на уроках физической культуры объясняется недостаточностью знаний, раскрывающих особенности, содержание, формы и способы формирования волевых качеств младших школьников; несформированностью профессионально-педагогических умений, без которых невозможно обеспечить успех развития волевой сферы учащихся начальных классов; неразвитостью у будущих педагогов профессионально значимых качеств, которые позволяют поддерживать в процессе физического воспитания начальной школы оздоровительно-психологический климат, придерживаться педагогического такта, создать отношения доверительности, зажигать учеников своими волевыми действиями, побуждая их к сотрудничеству по формированию важных волевых качеств.

Результат констатирующего эксперимента обусловили необходимость разработки исследовательской программы, основу которой составили методические рекомендации по подготовке будущих учителей физической культуры к физически-оздоровительной взаимодействия с молодыми учениками и реализация методики формирования волевых качеств молодых школьников по принципам педагогического взаимодействия, сотрудничества.

Исходным при разработке содержания спецкурса, форм и методов разработки по формированию волевых качеств учащихся начальных классов может быть представлено в двух "подсистемах":

• как составная часть общей отечественной системы педагогической подготовки будущего учителя физической культуры к воспроизведению оздоровительно-волевой функции физического воспитания в начальной школе;
• как специальная выработана и внедрена подсистема в пределах реального учебно-воспитательного процесса высшей педагогической школе.

Работая над созданием инструментальной модели готовности будущих учителей физической культуры к формированию волевых качеств молодого ученика, мы исходили из того педагогической технологии формирования указанной готовности как совокупности динамично связанных компонентов: (мотивационный, когнитивный, личностно-волевой, операционный, коммуникативный), взаимодействие которых в общем учебно-воспитательном процессе педагогического высшего учебного образование обеспечивает постоянный целенаправленный и последовательный влияние на студентов с помощью различных взаимосвязанных, взаимодополняющих форм и методов работы по поставленной проблеме. Целью создания такой модели является формирование у будущих учителей физической культуры соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых личных качеств, способствующих порождению важной составляющей профессиональной готовности учителя физической культуры - умение осуществлять работу по формированию оздоровительно-волевой сферы младшего ученика.

подготовка

Указано, что экспериментальное моделирование предполагает совокупность существенно важных составляющих учебно-воспитательного процесса высшей школы, которые имеют место в современной педагогической науке, а именно:

- Цель реализации экспериментального исследования;
- Его содержание и необходимые психолого-педагогические условия формирования профессиональной готовности студентов к организации работы на уроках физической культуры по целенаправленному развитию оздоровительно-волевой сферы младшего ученика;
- Организацию деятельности, предусматривающий как руководящую функцию со стороны профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения, так и активную познавательную работу самих студентов; методическое обеспечение (соответствующие пособия, научные рекомендации, разработки творческих упражнений, физкультурно-оздоровительные технологии);
- Методы, средства и формы реализации указанного аспекта опытно-экспериментальной работы с учетом волевых особенностей студентов, возможностей организации спортивно-оздоровительных воспитательных мероприятий в высшем учебном заведении; специфики проведения занятий по физической культуре, включающие все компоненты педагогической деятельности, необходимые для успешного усвоения студентами знаний, формирования двигательных навыков, совершенствование возможностей и воспитание чувства ответственности будущего учителя за свое физическое состояние, их воловьих качеств и мотивации к самосовершенствованию.

Диагностика состояния готовности будущего учителя физической культуры к работе формирования волевых качеств молодых учеников позволила обосновать критерии оценки эффективности этой подготовки. За основу ее критериям избраны: мотивационно-когнитивные, организационно-деятельностный, результативно-оценочный. По разработанным и обоснованными критериями и показателями оценки эффективности подготовки будущего учителя физической культуры к проведению работы с младшими учениками по формированию волевых качеств были определены три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется четкой мотивацией на овладение будущей профессией; высоким уровнем знаний, необходимых для организации работы по формированию волевых качеств младшего ученика; положительной динамикой усвоения конкретных умений и навыков определенной системы работы на уроках физической культуры; наличием необходимых личностных волевых качеств ..

Средний уровень профессионально-личностного образования готовности будущих учителей физической культуры к формированию волевых качеств младших школьников обеспечивает обще учебной ориентацией, положительно-пассивным отношением к осуществлению учебного процесса, недостаточно выявленным желанию формировать волевые качества младшего школьника на уроках физической культуры.
Низкий уровень сформированности профессиональной готовности учителя физической культуры к физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной школе определялся студентов, которым безразлично отношение к осуществлению данного процесса, пассивность в овладении профессией, отсутствие желания вообще работать в начальной школе.

По результатам констатирующего эксперимента высокий уровень сформированности готовности к формированию волевых качеств у младших школьников был характерен только для 10,2% будущих учителей физической культуры экспериментальных групп и 10,1% - контрольных. У половины будущих учителей физической культуры в качестве экспериментальных (55,3%) было выявлено низкий уровень готовности к осуществлению физкультурно-оздоровительного процесса. Основную причину такого состояния готовности респонденты видят в недостаточной подготовке будущих специалистов к указанному виду профессиональной деятельности во время учебы в вузе.

Мы считаем, что главным недостатком в высших педагогических вузах есть есть недостаточное методическое обеспечение процесса подготовки учителя физической культуры к организации работы по формированию волевых качеств младшего ученика. Об этом подробнее рассмотрим в следующем разделе.