физическая культура в вузах

Организация физического воспитания и массового спорта в вузах регламентируется Положением, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Украины № 4 от 11.01.2006 года.
Основными задачами физической культуры и массового спорта в высших учебных заведениях являются:

Образовательные:

- Формирование у студенческой молодежи основ теоретических знаний, практических и методических умений и навыков по физической культуре, массового спорта, физической реабилитации, спортивных тренировок;
- Формирование системы движений, двигательных действий, а также рациональных способов управления движениями своего тела;
- Овладение методикой организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, воспитания и совершенствования физических качеств;
- Формирование системы знаний, практических умений и навыков ведения ЗОЖ, организации и проведения массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;
- Приобретение знаний, практических умений и навыков по профессионально-прикладной физической подготовки;
- Обеспечение надлежащего уровня развития показателей их функциональных и морфологических возможностей организма студентов, физических качеств, двигательных способностей, работоспособности.

Оздоровительные:

- Способствовать снятию нервно-психических нагрузок;
- Способствовать укреплению здоровья студентов и повышению работоспособности средствами физической культуры и спорта;
- Профилактика заболеваний и физическая реабилитация;
- Повышение устойчивости организма к негативным воздействиям негативных факторов окружающей среды.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию лучших человеческих качеств на основе общечеловеческих ценностей и морали;
- Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;
- Борьба с вредными привычками.

Цель, основные задачи и формы организации физического воспитания студентов. Учебные занятия

Процесс физического воспитания в вузе осуществляется в следующих формах:

1. Учебные занятия:

- Теоретические занятия (лекционные), которыми предусматривается усвоение студентами основ теории и методики физического воспитания, спортивных тренировок, физической реабилитации, массового спорта;
- Практические, на которых предполагается детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических, методических, организационных положений физического воспитания, его специализированных направлений, массового спорта (в виде бесед) и формирование умений и навыков их практического применения;
- Семинарские, на которых организуются дискуссии вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально определенных задач.

2. Внеучебные:

- Утренняя гигиеническая гимнастика;
- Занятия в спортивных секциях;
- Занятия в группах общей физической подготовки;
- Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом;
- Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, организуемые и проводимые спортивным клубом университета.

Программные вопросы для контроля знаний

1. Понятие "культура", его содержание и происхождение. Определение понятия "культура"
2. Физическая культура как органическая составляющая общей культуры личности и общества. Определение понятия "физическая культура"
3. Социальные функции физической культуры
4. Основные понятия физической культуры: "физическое воспитание", "физическая подготовка", "физическое развитие", "спорт"
5. Аспекты деятельности человека в сфере культуры
6. Исторический характер физической культуры
7. Основные средства физической культуры
8. Физическая культура и спорт в жизни современного человека
9. Гиподинамия и гипокинезия. Суть и негативные последствия для человека
10. Понятие о "стресс". Стадии стресса. Средства борьбы со стрессами
11. Факторы, определяющие потребность человека в занятиях физическими упражнениями
12. Физическая культура и спорт в системе подготовки в условиях высшей школы
13. Цель и основные задачи физической культуры в вузах
14. Профессиональная направленность физической культуры в вузах
15. Формы организации физического воспитания в вузе
16. Внеучебные занятия, их разновидности, цель и основные задачи