Ускорению дыхания способствует и легкое возбуждение дыхательного центра коры головного мозга. Поэтому необходимо выработать у ученика правильное ритмичное дыхание, что какой-то мере регулирует все психические функции и прежде всего внимание, которое при вдыхании и остановке дыхания усиливается, а при выдохе - ослабляется. Учащенное дыхание в определенной степени мешает ребенку сосредоточенно слушать учителя.
На развитие органов дыхания положительно влияет ритмическая гимнастика. Она увеличивает жизненную емкость легких и способствует общему развитию ребенка. надо систематически приучать детей правильно сидеть за партой, ходить и стоять смирно, ровно держать голову. Все это расширяет грудную клетку, облегчает дыхание, производит осанку. Следует приучать детей дышать через нос.
У учеников младшего школьного возраста наблюдается некоторое отставание работоспособности сердца от развития тела. Воспитатель должен быть бдительным и заботливым, оберегать детей от чрезмерной перегрузки, которое ведет к заболеванию сердечной мышцы.
Усиленно развивается головной мозг, увеличивается его вес, совершенствуется структура. Динамику возрастного роста мозга видно из приведенной таблицы.
Изменения в строении отделов головного мозга отвечают развитию их функций. Этому способствует учебная деятельность младших школьников, обусловливает развитие второй сигнальной системы, корректируя роль которой во взаимодействии с первой сигнальной системой все более возрастает.
Значительную роль в регулировании изменений в организме ребенка этого возраста играет нервная система. Происходит дальнейшее развитие функций больших полушарий (в частности синтезирующей и тормозной), которые находятся в стадии интенсивного формирования. Чем младше ребенок, тем больше у нее преобладают процессы возбуждения над процессами торможения. Процессы возбуждения и торможения легко иррадиируют, распространяются по коре больших полушарий. Этим в определенной степени объясняется недостаточная устойчивость внимания детей, особенно в первый период обучения в школе. Только в 8 - 9 лет возрастает роль торможения в процессах анализа и синтеза явлений окружающего мира. Тормозной, регулирующий контроль коры головного мозга достигает такого уровня, что начинает уже доминировать над эмоциональными реакциями.
Особого внимания учителя требуют нервные, легко возбудимые дети и дети слабые, заторможены. Легко возбудимые дети иногда мешают другим детям сосредоточиться, нарушают дисциплину, а очень вялые нуждаются в стимулировании. Те и другие требуют от учителя умелого индивидуального подхода, а порой и большого терпения и педагогического такта.
В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются и органы чувств. Так, когда в 6 - 7 лет еще не все дети могут правильно различать цвета, в том числе их оттенки, то на конец начального обучения эта способность достигает высокой степени развития. Совершенствуется и орган слуха. Установлено, что в период от 6 до 10 лет способность детей различать высоту тонов увеличивается почти вдвое, то есть заметно повышается точность слуха. То же можно сказать и о других органах чувств. Ребенок не только видит предметы во всем многообразии их красок, но и воспринимает их запахи, вкус, форму и объем прикосновением рук и измерением.
По своим физическим состоянием дети этого возраста устойчивы к заболеваниям, чем дети дошкольного и особенно перед дошкольного возраста. Значительно выше в них выносливость, способность противодействовать вредным воздействиям и болезням.
Дети, чрезмерно перегружены учебной работой, не имеют возможности находиться на свежем воздухе, упражняться в движениях, физически работать. Проведенный опрос родителей показал, что значительная часть младших школьников не спит принадлежащую ему количество часов. У таких детей работоспособность наутро не полностью восстанавливается и они начинают отставать в учебе. Школьные врачи и учителя отмечают повышенную возбудимость, недостаточную внимательность их на уроках. Ребенок в таком состоянии плохо воспринимает объяснения учителя, недостаточно прочно усваивает материал. В результате домашние задания выполняются с трудом, с большим затратой времени.
Такое отклонение в работоспособности младшего школьника в дальнейшем может привести к тяжелым невротическим заболеваниям. Вот почему так важно установить режим труда и отдыха младших школьников, учить их правильно использовать свое время.
Главной особенностью психического развития детей младшего школьного возраста является усиление их познавательной деятельности под влиянием школьного обучения.
Данные педагогических и психических исследований свидетельствуют о том, что начало школьного обучения вызывает значительную перестройку всего уклада психической жизни ребенка, в ней меняются жизненные стереотипы.
Формирование личности учащихся начальных классов тесно связано с воспитанием у них волевых черт характера, способности прилагать усилия в выполнении учебных задач, доводить до конца начатую работу, умение владеть чувствами и управлять своими стремлениями, быть сдержанными, настойчивыми, способными преодолевать трудности, проявлять инициативность и самостоятельность.
В формировании волевых черт характера младших школьников немало трудностей. Повышенная эмоциональная возбудимость детей этого возраста отрицательно влияет на волю и особенно на самообладание. Для них характерна несдержанность желаний, изменчивость настроения, которыми они еще не могут управлять. Негативно сказывается на формировании волевых черт характера младших школьников и недостаточная вера их в свои силы, стремление подражать другим, особенно "смелых" и "отважных" сверстник и старше.
Неустойчивая еще и свобода у младших школьников; склонность поддаваться различным сторонним влияниям в отдельных случаях может негативно отразиться на их поведении, даже парализовать желание учиться.