Как уже отмечалось, физическая культура возникла на заре человечества, вместе с зарождением и развитием человеческого общества, но сам термин "физическая культура" появился только в XIX столетии и означал он тогда соответствующую систему физических упражнений для воспитания и развития красоты тела. В настоящее время физическая культура рассматривается как органическая составляющая общей культуры общества, совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий целенаправленного физического совершенствования человека.
Вместе с тем, по мере формирования и развития в обществе целостной системы образования и воспитания, физическая культура органично вошла к ним в качестве основного фактора формирования двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для расширения двигательных возможностей человека, воспитание физических качеств и способностей, а также в качестве наиболее действенного средства нравственного и эстетического воспитания.
Физическая культура - предмет, а реализуется она в процессе физического воспитания. Понятие "физическое воспитание", о чем свидетельствует уже сам термин, входит в общее понятие "воспитание" в широком смысле. А это значит, что как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения соответствующих воспитательных и образовательных задач, а потому характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса, а именно: направляющая, направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогических принципов и т.д., или происходит в порядке самовоспитания. Но особенность физического воспитания заключается в том, что этот процесс направлен на формирование двигательных умений и навыков и воспитания так называемых физических качеств человека, совокупность которых в значительной степени определяет ее работоспособность. Таким образом, физическое воспитание направлено на решение двух основных специфических составляющих: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание, управление развитием физических качеств человека. Что касается первой составляющей, то своим основным содержанием, задачей она физическое образование, то есть усвоение человеком разнообразных движений и двигательных действий, а также рациональных (целесообразных) способов управления своими движениями, приобретения таким образом и расширение нужного в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Образовательная сторона физического воспитания имеет важное значение для приобретения, расширения и рационального использования человеком своих возможностей в жизни.
Не менее важна и вторая составляющая физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных особенностей организма, относящихся к физическим качествам человека (сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость). Суть этой составляющей заключается в стимулировании, регулировании развитием физических качеств с помощью нормированных физических нагрузок, связанных с двигательной деятельностью, физическими упражнениями, а также способом оптимизации индивидуального режима жизни, рационального использования природных условий окружающей среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств. Таким образом, физическое воспитание - это целенаправленный педагогический процесс воздействия на человека с помощью физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов с целью его физического совершенствования. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития.
Наряду с термином "физическое воспитание" широко употребляется термин "физическая подготовка". По сути эти два понятия тождественны, но вторым сроком пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по трудовой, военной или спортивной деятельности, требующей физической подготовленности.
Физическая подготовка - специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на решение конкретных задач.
Физическая подготовка, в свою очередь, делится на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП), каждая из которых направлена ??на решение своих специфических задач.
Общая физическая подготовка (ОФП) - неспециализированный или мало специализированный процесс физического воспитания, содержание которого направлено на создание широких предпосылок для успеха в любом виде деятельности. То есть ОФП направленная на общее всестороннее развитие органов и систем организма человека, на повышение его высокой работоспособности. ОФП создает условия, способствующие развитию функциональных возможностей организма, физических и духовных качеств.
Специальная физическая подготовка (СФП) - специализированный процесс физического воспитания, направленный на углубленную физическую подготовку, повышение функциональных возможностей организма в соответствии с требованиями конкретного вида спорта или деятельности. То есть СФП направлена ??на создание предпосылок и условий для достижения высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта или деятельности.
Физическая подготовленность - результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и сформированных двигательных умениях и навыках.
Физическая культура особенно тесно связана с процессом физического развития человека. Физическим развитием человека называют процесс изменений и становления природных морфологических и функциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни и характеризуется как внешними количественными показателями, так и внутренними качественными. Внешними количественными показателями физического развития является, например, изменение пространственных размеров и массы тела, которые характеризуют в основном конституцию организма и подвергаются относительно простом измерению (показатели роста, веса, окружности тела и т.д.). Качественно же физическое развитие характеризуется прежде всего существенными изменениями функциональных возможностей организма, выражающийся в изменениях отдельных физических качеств и общего уровня физической подготовленности.
Конечно, физическое развитие прежде естественный процесс, но не только природный, но и социально обусловленный. Это естественный процесс, поскольку он происходит на природной основе, передаваемой по наследству и подчиняется естественным законам. Однако действие этих законов происходит в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека (воспитание, труда, быта и т.п.). В зависимости от совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, он может принимать различного характера - быть разносторонним и гармоничным или, наоборот, ограниченным, дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, возможно, в принципе, влиять на него, предоставляя ему оптимального для данного индивидууму развития, обеспечивая гармоничное совершенствование форм и функций организма, повышение работоспособности и даже отодвинуть процессы старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.
Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что физическое развитие происходит и сам по себе, в результате естественного роста (если человек растет), однако физическое воспитание направляет, направляет этот процесс, ускоряет и совершенствует его. В результате человек, который правильно занимаются физическими упражнениями, достигает более высокого уровня физического развития, чем та, что не занимается.
Физическое образование - процесс приобретения, освоения человеком соответствующих знаний, умений и двигательных навыков, а также умение управлять движениями своего тела, хорошо ориентироваться во времени и пространстве.