учитель физической культуры

Актуальность темы обусловлена ??новыми методологическими принципами развития образования, созданием ее законодательной базы. Так, по новому Закону Украины "Об общем среднем образовании" ее цель и результат - интеллектуальный, социальный и физическое развитие личности, что является основой для дальнейшего образования, трудовой деятельности и в целом полноценной жизни. В соответствии с этим впервые среди задач школьного образования выделено: "воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высшей ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся (воспитанников ).

Таким образом, в педагогическое сознание закладывается широкое понимание понятия здоровья. Это физическое, психическое и социальное здоровье воспитанников. Указанные составляющие взаимодействуют, переплетаются, интегрируются, создавая здоровья как целостность. Поэтому так много детерминант определяют состояние современного ребенка. но среди них с точки зрения педагога есть две важнейшие: качество организации учебно-воспитательного процесса и духовное, физическое, эмоциональное благополучие ребенка.

Исходя из социально-экономических потребностей общества и сути общего среднего образования, предмет "Физическая культура" имеет целью формирование разносторонне развитой личности. основное средство достижения этой цели - овладение учащимися основами физической культуры, значительная часть которой является сформированность у детей волевых качеств.
Задачами предмета "Физическая культура" является формирование физической культуры личности учащихся посредством усвоения основ физкультурной деятельности.

Тенденция гуманистической, оздоровительной функции образования обуславливает специфику педагогической деятельности учителя, в частности учителя физической культуры. В Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке. отмечается, что подготовка педагогических работников является ведущим принципом государственно-образовательной политики. Это вызывает необходимость реформирования системы подготовки будущих учителей физической культуры к внедрению в учебный процесс оздоровительных технологий, направленных на физическое благополучие ученика.
Основанием для решения этих задач являются государственные документы: Закон Украины "О физической культуре и спорте" (2003г.), Целевая комплексная программа "Физическое воспитание - здоровье нации" (1998), Концепция физического воспитания в системе образования Украины (2001 г.) ??и др..

Исследователи (Л.В.Волков, 1994; Н.П.Шовкопляс, 1996; В.И.Кубасов, 1999, Е.П.Ильин, В.А.Ганайдюк, 1994 и др.) Отмечают, что здоровье человека в значительной степени взаимосвязано с его психическим состоянием, является фактором, который обеспечивает жизнедеятельность и работоспособность человека. При этом наиболее существенный его компонент - волевое состояние, который выражается в личном положительном или отрицательном отношении к объективной действительности, положительными или отрицательными эмоциями.

Представители различных научных дисциплин (Ю.А.Олександрийський, 1995; А.М.Аболин, 1989; П.В.Бундзен, 1996; Т.Ю.Круцевич, 2000; А.С.Куц, 1997; Б.М.Шиян , 1997) отмечают, что в настоящее время наблюдается негативная тенденция к снижению как физического, так и психического состояния детей, подростков и юношей, ведет к истощению растущего организма и его нервной системы, снижение стресс-устойчивости, замедление развития умственных способностей и даже к ухудшение межличностных отношений.

Как известно, (И.А.Криволапчук, 1995; В.Н.Ничипорук, 1980; В.М.Писаренко, 1976; В.Ю.Давидов, 1993), в процессе физического воспитания можно добиться повышения не только физического состояния, но и психического, в котором важная роль отводится волевой устойчивости, определяется как свойство характера, которая позволяет надежно выполнять задачи в напряженных эмоциональный обстоятельствах, за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии.
В решении этой задачи особо важное значение уделяется периода младшего школьного возраста.
В специальной литературе нет достаточного количества данных для обоснования педагогических условий, позволяющих родственно, в процессе занятий физическими упражнениями укреплять физическое здоровье и повышать волевую устойчивость детей младшего школьного возраста, является одной из главных задач национальной системы физического воспитания.
Изучение достаточно значительного количества психолого-педагогической литературы, исследованы как по проблемам подготовки будущего учителя физической культуры (Л.В.Волков, В.И.Кубасов, В.Столитенко, Б.Шиян и др.), Так и по вопросу формирования волевых качеств младших школьников как основы их физического и психического здоровья (работы О.Аксьоновои, О.Коберника, С.Полищук и др.) показало актуальность выбранной темы.

Объект исследования - профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя физической культуры в вузе.
Предмет исследования - методическое обеспечение процесса подготовки будущего учителя к формированию волевых качеств младшего ученика в вузе.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и частично проверить модель подготовки будущих учителей физической культуры к формированию волевых качеств учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования - профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры к формированию волевых качеств младших школьников будет эффективной, если:

- Внедрять в высших учебных педагогических заведениях научно обоснованную модель профессиональной подготовки учителей физической культуры к реализации оздоровительной функции начальной школы;
- Ввести в учебные планы факультета спецкурсы по выбору:
а) оздоровительные технологии в теории и практике физического воспитания младших школьников;
б) особенности развития воли у учеников младшего школьного возраста;
- Использовать методический проект "Технология формирования волевых качеств младших школьников" во время педагогической практики в начальных классах.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы ходе исследования были поставлены следуя задачи:

1. Выяснить состояние решения проблемы в психолого-педагогической теории и образовательной практике.
2. Проанализировать педагогический опыт лучших учителей Украины, участников конкурсов "Учитель года" в номинации "Физическая культура", опыт учителей физической культуры Запорожской области, в частности Бердянска по поиску ими форм, методов взаимосвязи духовного и физического развития учащихся, а также оптимальных путей развития волевой сферы младших школьников.
3. Разработать модель готовности будущего учителя физической культуры к формированию волевых качеств младшего ученика.
4. Раскрыть сущность волевой организации личности в младшем школьном возрасте.
5. Обосновать и разработать педагогические условия использования системы физических упражнений на уроках физической культуры в начальной школе, которые способствуют формированию волевых качеств детей.

Для решения поставленной цели задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов. Теоретические методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, систематизация, классификация, сравнение, обобщение) категориального аппарата проблемы в психолого-педагогической литературе, государственных документах, учебных планах и программах позволили уточнить и выявить сущность основных понятий профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры к реализации оздоровительной функции физической культуры. Применение эмпирических методов исследования (изучение опыта работы школ, работающих в системе оздоровительного обучения, анкетирование студентов, наблюдение) и экспериментальных (констатирующий и формирующий эксперименте) сделали определения уровней подготовки будущего учителя физической культуры и способствовали проверке методики подготовки его к реализации оздоровительной функции обучения на уроках физической культуры в начальных классах.

Практическая значимость проведенных исследований заключается в том, что разработанные педагогические условия - форма организации занятий, комплекс физических упражнений избирательной направленности и методика их проведения, которые позволяют в комплексе решать как оздоровительные, так и воспитательные задачи, направленные на повышение волевой устойчивости и физической подготовленности детей младшего школьного возраста.

Статистические данные психофизиологических параметров, которые отражают волевую устойчивость детей младшего школьного возраста, их физическое развитие и физическую подготовленность, дают возможность контролировать и корректировать педагогические воздействия в процессе занятий физическими упражнениями.

Личный вклад магистранта. Автором осуществлен теоретический анализ, обобщен опыт передовой педагогической практики в области физического воспитания детей младшего школьного возраста, направленного на повышение физического и психического здоровья, а также предложена модель подготовки будущего учителя физической культуры к такой работе.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологическим обоснованием исходных позиций, использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету и задачам исследования, применением методов математической статистики и анализа.

Апробация результатов. Результаты исследований были представлены на научной студенческой конференции (май 2007), а также на заседании кафедры педагогики Бердянского государственного педагогического университета (протокол № 8 от 18 мая 2007 года).

Структура и объем работы. Магистерская работа изложена на 128 страницах компьютерного набора и содержит введение, две главы, список использованных источников (90), приложения.