Прямой эфир
Самые любимые детские игрушки — это вещи, котроые совсем не предназначены для игр, но которые часто оказываются в руках у взрослых (посуда, прдукты, принадлежности для шитья и т.д.). И чем настойчивее родительский запрет, тем выше интерес малыша. Этот интерес к самым обычным предметам можно обернуть в прользу малыша. К примеру, позвольте малышу найти коробочку с пуговицами — эти разноцветные «штучки» разного размера и формы обязательно понравятся ребёнку и внесут свою лепту в его развитие. Только не оставляйте малыша наедине с этими непонятными для него предметами, которые к тому же могут быть опасны, если попадут в рот или нос ребёнка. Играйте вместе с ним.
Как играть с пуговицами? Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, рассказывайте, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.
Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.
Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице. Можно усложнить задачу для деток постарше: пусть ребенок расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.
Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки: в одну коробочку он будет собирать большие пуговицы в одну коробочку, маленькие – в другую.
С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность (для детей 5-6 лет).
Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.
Если ваш малыш уже знаком с цифрами, то вам подойдет следующая игра: нарисуйте различные цифры, пусть ребенок на против каждой выложит такое же количество пуговиц.
11. Играем с машинками. Выкладываем из пуговиц дорожку, по которой машина должна ехать. В кузов грузим пуговицы и перевозим «из пункта А в пункт Б».
Игра «Забавная змейка» Для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите крохе нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.
Игра «Больше — меньше» Для этой игры подойдет прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера. Сделайте в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое. Для деток до 2 лет достаточно двух отверстий. Эта игра научит ребенка различать предметы по размеру.
Пуговичная мозаика Выкладывая из пуговиц узоры или фигуры, ребенок невольно овладевает счетом. Такое развлечение превращается в полезное занятие! Но самое интересное то, что пуговицы можно сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь как погремушкой.
Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны только позитивные эмоции.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
Примечание. когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся 2 пальцами, за грани, можно считать, что у ребёнка полностью открылась функция речи в головном мозге.
По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции. Тренировку пальцев рук врачи-неврологи рекомендуют начинать проводить с 6 месяцев в виде массажа кисти рук и каждого пальчика его фаланги. Разминание и поглаживание рекомендуется проводить ежедневно в течение 2–3 минут.
Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.- Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
- Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
- Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.
- Собирать, складывать пирамидки.
- Работать с вкладышами (Монтессори).
- Застёгивать пуговицы.
- Завязывать, развязывать узлы.
- Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте.
Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.
Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке:- нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует “всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно;
- нарисовать птичек;
- изобразить солнце с лучами.
Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных фигур (окон), составление узоров из кругов.
Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие явления, как:- гипотония - слабое сжатие ручки;
- гипертония - сильное сжатие ручки;
- макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.
В этом случае мы будем говорить о системе коррекционной работы по следующим направлениям:
Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);
Нейропсихологическое расслабление:- массаж;
- упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;
- упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др.
- выкладывание палочек различными пальцами;
- посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;
Упражнения на ритмическую организацию движений.
Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций.Из опыта работы.
В практике логопедической работы на каждом занятии провожу игры с выкладыванием палочек, кружочков, пальчиковые игры, игры с кубиками, разминание пальцев рук с помощью карандашей. Ребята всегда ждут этих минут, часто сами предлагают: “Давайте поиграем”. Разучиваем элементы игр по отдельности, отрабатываем точные движения пальцев рук, кистей.
Когда отработано несколько игр, объединяем их по смыслу и у нас получаются настоящие маленькие спектакли. Вот один из них
Пальчики в футбол играют, Все друг дружку обгоняют. Все бегом, вприпрыжку, вскачь, Все хотят ударить в мяч. Каждый забивает гол! Хорошо играть в футбол!
Большой выбор пальчиковых игр, комплексы упражнений для пальчиковой гимнастики можно найти в следующих книгах:- Белая А. Я. Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999.
- Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Индивидуально–подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Москва, 1999.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.
- Рузина М. С. Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт–Петербург, 1997.
- В. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт–Петербург, 1999.
Хотелось бы ещё раз отметить, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни и помнить о том, что чем выше двигательная активность ребёнка, степень сформированности тонких движений пальцев рук, тем лучше развита его речь.
Мелкая моторика рук для взрослых
Добрый вечер, друзья! Занимаясь со своим годовалым ребенком, я всегда затеваю игру, где развиваем мелкую моторику рук, например «сорока-белобока» или перебираем мелкие игрушки. Ведь не для кого не секрет, что занимаясь с ребенком с рождения, т.е. развивая мелкую моторику рук, можно добиться хороших результатов в развитии речи.
Но мы не задумываемся, что взрослым тоже надо развивать мелкую моторику рук. Конечно, мы ежедневно совершаем множество разных дел своими руками, но не всем удается сделать мелкие движения, например – вязать, вышивать и т.д.
Ведь раньше, когда еще не было столько техники, пожилые люди много вязали, вышивали, шили и т.д. И мало кто из них страдал старческим слабоумием, склерозом и другими расстройствами. Так что мелкую моторику рук лучше продолжать развивать всю жизнь, тогда в пожилом возрасте у вас будет молодой ум, и вы не будите страдать старческим маразмом.
Начинайте развивать мелкую моторику прямо сегодня, ведь никогда не бывает поздно. Можно выбрать что-то по душе: например играть на музыкальных инструментах, собирать различные мелкие детали, заниматься рукоделием. Эти занятия принесут вам не только пользу, но и позитивное настроение.
Развитие мелкои? моторики рук_20344
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, проведено много и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия. В некоторых случаях дети могут не произносить правильно один-два звука, но не из-за проблем с моторикой, а из-за незнания как эти звуки произносятся, что в данном случае коррекции поддается легко. Но это уже другой случай.
Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду ведется работа по развитию мелкой моторики, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно, за 3–5 минут до обеда, сидя уже за столами мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук )
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками. Их еще очень удобно использовать как памятки для родителей в логопедических уголках.
Самомассаж кисти и пальцев рук. Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация ( в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.
При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
“Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).
“Зайчик” – и.п. рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
“Кольцо” – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
«Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты
Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.
Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.).
Итак, маленькие пальчики ребенка учатся производить множество самых разных, простых и сложных действий. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.
Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи я провожу систематически, уделяя ей по 5-7минут ежедневно. Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование
физкультминуток.
«Сорока» Сорока -белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. «Моя семья» Этот пальчик дедушка, Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик бабушка, Этот пальчик - прыг в кровать!Этот пальчик папочка, Этот пальчик прикорнул.Этот пальчик мамочка, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные
упражнения без речевого сопровождения:
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. "Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Для развития ручной умелости, а также детского творчества, артистизма у детей, используются
различные виды
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов. У детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности.
Источник: iamtiptop.ru