Развитие речи старших дошкольников (в соответствии с ФГОС)

Работа с практической частью. Ссылки проставлены так: [4, c.90] на каждой странице. Работа была защищена в 2014 году "на отлично".Уникальность по antiplagiat.ru ( на 5.01.2015) более 61%. по етхт.ru ниже. В работе 2 приложения.

    Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы

Во введении обозначены актуальность,степень разработанности проблемы, цель, объект, предмет,задачи, гипотеза, методы исследования и т.д.

Выдержка из введения:

Исходя из актуальности темы, поставленной проблемы исследования, мы выявили цель нашего исследования: изучить особенности развития речи старшего дошкольника.

Объект исследования: процесс развития устной речи дошкольника.

Предмет исследования: педагогические условия развития устной речи у старших дошкольников.

Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:

1. Проанализировать теоретико-методологическую литературу по проблеме исследования;

2. Рассмотреть функции и виды речи;

3. Определить особенности работы по развитию речи дошкольника;

4. Провести диагностическую работу со старшими дошкольниками.

Показать все

Скрыть

Введение………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА1. Проблема развития речи в работах отечественных и зарубежных ученых

1.1 Особенности и функции речи……………………………………..…..5

1.2 Основные этапы развития речи в дошкольном возрасте………..….9

1.3 Педагогические условия работы по развитию речи дошкольника в ДОУ……………………………………………………………………………….14

ГЛАВА 2. Проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме развития речи старших дошкольников

2.1 Выявление уровней развития речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………19

2.2 Методические рекомендации по взаимодействию детского сада и семьи в развитии речи детей старшего дошкольного возраста………………26

Заключение………………………………………….…………..……..….30

Список использованной литературы…………………………. 31

Приложение

Список представлен 35 источниками.

Пример:

1. Алексеева М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. – М. «Академия», 2000. – 400 с.

2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.- М. Просвещение, 1995. –127с.

3. Бельтюков В.И. Системный анализ онтогенеза фонемного строя языка // Теоретические и прикладные исследования психологии речи. – М. 1988. – С. 72-91.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М. 1981. – 280 с.

5. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. 2010. – 143 с.

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Другие авторы предлагают игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг»[29, c. 60].

Педагог Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характерист

Показать все ики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Автор отмечает важнуюроль фольклора в развитии речи, в частности, сказки.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций [4, с.220].

Подготовка дошкольников к восприятию произведения с целью развития речи осуществляется по-разному:

1. Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она.

2. Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

3. Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова.

4. Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием – «Крылатый, мохнатый да масленый». «Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него, сочинить ее начало», - предлагает воспитатель новое задание. Затем просит придумать концовку к произведению [1, с.347].

Приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам, условно можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения (вопросы, рассматривание иллюстраций, словесные зарисовки) и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и языки сказки (повторное чтение отрывков из текста, припоминание, напоминание, объяснение незнакомых слов и др.)

Таким образом, рассмотрев методы, приемы по развитию речи посредством сказки, можно утверждать о том, что правильное их использование поможет педагогу способствовать эффективному развитию речи. Использование индивидуального подхода в работе с дошкольниками по развитию речи поможет сделать воспитателя успешно решить задачи и достигнуть цели в своей работе. Очень важна в работе системность и последовательность.

Выводы

Речь человека достаточно многообразна и имеет различные формы. Например, говоря об общих тенденциях в развитии языковых возможностей ребенка, Ж. Пиаже высказывает идею о том, что у ребенка формируется сначала «речь для себя» («эгоцентрическя речь»), и только потом, под давлением взрослых - социализированная «речь для других». Выготский, на оборот, считает, что речь ребенка развивается от мыслей вслух - к мысли для себя.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.

В работах исследователей указывается, что русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют использовать сказку как средство развития речи детей.

ГЛАВА 2. Проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме развития речи старших дошкольников

2.1 Выявление уровней развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Наша работа проводилась в ДОУ №… г. в старшей группе. В ней принимали участие 10 мальчиков и 10 девочек.

Целью констатирующего эксперимента стало выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

1. Подобрать методы и приемы работы с детьми;

2. Определить критерии выявления уровней развития речи;

3. Провести диагностическую работу.

Для решения первой задачи мы использовали методические указания к Программе обучения и воспитания в детском саду М.А.Васильевой и др [5; 15]. В своей работе мы использовали наблюдение, беседу, анализ плана воспитательно-образовательной работы и особенностей предметно-развивающей среды группы.

Анализ предметно-развивающей среды группы показал, что в группе имеются необходимые условия для использования русской народной сказки в развитии образной речи детей. Имеется книжный уголок, в котором среди прочих произведений представлены сборники русских народных сказок, отдельно имеются подборки иллюстраций к различным сказкам. Они эстетично оформлены и соотве6тствуют возрасту детей. Также в группе имеется уголок с костюмами для драматизаций, в которых имеется достаточное количество костюмов и атрибутов. Все они находятся в отличном состоянии, доступны детям в любое время.

Проанализировав календарный план учебно-воспитательной работы, мы пришли к выводу, что целенаправленной работы по развитию речи в старшей группе данного детского сада не ведется. Данная задача присутствует в занятиях по развитию речи, но не в полном объеме. За четыре месяца воспитателем лишь на трех занятиях спланирована работа по развитию у детей умения использовать эпитеты в процессе пересказа художественного произведения, и на двух – упражнять детей в подборе синонимов и антонимов к словам. Задача развития связной речи ставится в разделе ознакомления детей с художественной литературой, но не конкретизируется. Среди художественных произведений, предлагаемых к прочтению детям, русская народная сказка («Морозко») встречается лишь однажды. Анализ календарного плана говорит о том, что систематической работы по развитию речи не ведется, художественная литература используется с целью обогащения словаря детей эпитетами, синонимами и антонимами. Русская народная сказка с этой целью практически не используется.

Беседа с воспитателем показала, что у нее нет четкого понятия о видах речи. Педагог не может дать определение образной речи. Под образной речью она понимает описание каких-либо предметов, образов. Несмотря на то, что в разделе календарного плана «Ознакомление с художественной литературой» задача развития речи прописывается, воспитатель говорит, что отдельно данную задачу решать не предполагается, она попутно решается в других видах занятий, в том числе и по развитию речи. Воспитатель не выделяет художественную литературу как средство развития монологической и диалогической речи детей, но признает необходимость развития образной речи у старших дошкольников.

Таким образом, мы выяснили, что в группе имеются хорошие возможности для использования русской народной сказки как средства развития образной речи детей. Задача развития образной речи ставится, но не конкретизируется, и решается в основном в процессе чтения произведений художественной литературы детям. Работа по художественным произведениям не описана, а из беседы с воспитателем и наблюдения мы выяснили, что беседа по прочтении направлена в основном на то, чтобы помочь детям разобраться в содержании произведения, внимание же детей на красивые слова и выражения практически не обращается.

Также мы наблюдали за речью детей в течение дня. Мы пришли к выводу, что в самостоятельной речи дети не используют метафоры, был замечен только один случай употребления сравнения (Ирина С. «Соня, у тебя сегодня косичка как метелка, вся растрепанная!»). Синонимы и антонимы присутствуют в речи детей, но в незначительном количестве. Значительно чаще дети употребляют эпитеты, они используют их для характеристики игрушек, предметов окружающей обстановки (как правило, при рассказе о том, что есть дома, кто что делал, чем играл).

Для решения второй задачи мы выявили необходимость проведения анализа сформированности словаря ребенка, а также уровня развития связной речи.

В работе мы использовали следующие критерии развития речи детей (М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова):

1. Развитие словаря

Употребляют существительные, обозначающие названия   профессий; прилагательные,   обозначающие   признаки предметов; наречия; глаголы,   характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу;

2. Развитие связной речи

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают    непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на    них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения    без    помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера.

На основе выявленных критериев, мы определили уровни развития речи детей старшего дошкольного возраста:

1. Высокий уровень – употребляет части речи правильно и точно по смыслу; может точно объяснить значение слов без картинки; умеет связно рассказывать по предложенным темам, не прибегая к помощи взрослого;

2. Средний уровень – употребляет не все части речи правильно и точно по смыслу(не менее 3-х); может точно объяснить значение слов (не менее 2-х) без картинки; умеет связно рассказывать по предложенным темам, изредка прибегая к помощи взрослого;

3. Низкий уровень – не может правильно и точно употреблять части речи по смыслу; не умеет точно объяснить значение слов (1 и менее) без картинки; не умеет связно рассказывать по предложенным темам, часто прибегает к помощи взрослого.

Далее мы провели диагностическую работу с детьми. Исследование проводилось индивидуально. Детям были предложены следующие методики:

1.На выявление сформированности словаря детей. Данная методика включает несколько заданий:

а. Объясни значение слов (без картинок):

холодильник  -  (шкаф для хранения, охлаждения и замораживания     продуктов) ;

вездеход  -  (транспорт, который может проехать по любым дорогам, даже самым трудным) ;

пылесос  - (такой прибор, который удаляет пыль и мелкий мусор в доме).

б. «Кто заметит больше»

Ребенку предлагается назвать как можно больше деталей предмета (можно по картинке):

платье – юбка, воротник, карманы, оборка, рукав.

машина – колеса, руль, кабина, кузов, мотор, дверь.

Термометр - …врачу

Микрофон - …артисту, певцу

Швейная машинка - …портнихе

Руль – водителю, шоферу

г. «Третий лишний»

Капуста, морковь, яблоко

Диван, стакан, стул

Медведь, заяц, воробей

Платье, сапоги, юбка

2. Методика № 2 направлена на выявление особенностей сформированности связной монологической речи. Детям были даны следующие задания:

а. Расскажи по картинке (простой сюжет из серии «Игры детей» или «Моя семья»)

б. Расскажи об игрушке (кошка или кукла)

в. Расскажи сказку (по выбору ребенка)

г. Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)

На данном этапе мы заметили, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

1. Окончание существительных множественного числа Р.п. (ов), например, не матрешков, а матрешек; петель; тефтелей, шарфов; ружей.

2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, например, не львенки, а львята.

3. Употребление несклоняемых имен существительных.

4. Не различают род существительных, особенно средний род.

5. Не умеют ставить ударения при склонении существительных:

- постоянное ударение, его место во всех падежах существительных (ясли);

- подвижное ударение (волк - волков)

- перенос ударения на предлог (на голову, на пол, из лесу).

6. Образование сравнительной степени прилагательного.

- простым способом при помощи суффикса (ее, ей, е), например, резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже.

- при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.

7. При образовании глагольных форм:

- в настоящем и прошедшем времени с чередующими звуками (скачет - скакал);

- спряжение глаголов;

- спряжение глаголов с особым окончанием (есть, дать);

- повелительное наклонение (поезжай).

Анализируя результаты проведенной работы (см. Приложение № 1) высокий уровень развития речи мы выявили у 10 % детей (2 чел.);средний уровень – 50 % детей (10 чел.); низкий уровень – 40 % детей (8 чел.). Данные наглядно представлены в диграмме.

Диаграмма № 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента.

Данные показатели свидетельствуют о том, что большое количество детей имеют низкий уровень развития речи. Это объясняется тем, что в практике дошкольного образования недостаточно внимания уделяется развитию речи детей, также мало внимания уделяется русскому фольклору как средству развития связной речи старших дошкольников, не разработана система мероприятий по взаимодействию с семьей дошкольника по данной проблеме.

Это послужило основанием для разработки методических рекомендаций по развитию речи детй старшего дошкольного возраста.

2.2. Методические рекомендации по взаимодействию детского сада и семьи в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Скрыть

Эта работа вам не подошла?