Раздел второй. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Блок 1   Первая серия А) Исследование речевой моторики Б) Исследование звукопроизношения В) Исследование сформированности звуковой и слоговой структуры слова Г) Повторение цепочек складов

Вторая серия А) Названия детенышей животных Б) Создание множественного числа существительных в родительном падеже В) Создание притяжательных прилагательных от существительных Г) Создание качественных прилагательных Г) Создание относительных прилагательных

Третья серия А) Составление фраз (предложений) по картинкам Б) Составление фраз (предложений) с предлогами по картинкам В) Составление фраз (предложений) по образцу Г) Рисование с предлагаемым текстом Г) Составление предложений из слов в начальной форме Д) Верификация (процесс проверки точности) предложений

Пятая серия А) Название предметов по картинкам Б) Название действий по картинкам 2.2. Исследование импрессивной речи.

Блок 2    Первая серия А) Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов Б) Понимание близких по звучанию слов В) Понимание далеких по значению и звучанию названий действий Г) Понимание близких по значению действий

Вторая серия 2.3. Уровневые характеристики речи ребенка дошкольного возраста 2.4. Качественные характеристики уровней речевого развития детей дошкольного возраста 2.5. Составление индивидуального речевого профиля ребенка

Студентам

Обследование – первый и очень важный этап обучения ребёнка, от которого (и это не преувеличение) иногда зависит и судьба малыша. В учреждение, какого типа, в компенсирующую группу какого профиля он попадёт? Справедливо ли отчисление из детского сада или перевод в коррекционное учреждение другого профиля? Правильно ли сделано заключение, на основании которого выбираются пути коррекции? Эти и другие вопросы волнуют родителей.

Подразумевается определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечёт за собой определённое решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины нарушений, намечают меры по их устранению, компенсации, с учётом резервных возможностей каждого ребёнка. Например, чрезвычайно актуальны в настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений. Раннее выявление речевой патологии у таких детей, комплексное обследование и точность диагностики позволяют провести своевременную коррекционную работу с положительным результатом. Успех логопедической работы базируется на результатах диагностического обследования. Комплексный подход означает всестороннее тщательное обследование и оценку особенностей развития ребёнка.

Анализ состояния проблемы логопедического обследования и диагностики позволяет сделать следующие выводы. Существует множество методик изучения уровня речевого развития ребёнка, включающих вербальные и тестовые задания. Существуют и различные подходы к обработке и интерпретации результатов. Все эти методики направлены на изучение ребёнка с определённым уровнем речевого развития с учётом возрастных норм.

Понимая актуальность проблемы, большое разнообразие современных тестов, мы отобрали, адаптировали, составили и апробировали те тесты, в которых основные речевые особенности проявляются наиболее ярко. Придали этим заданиям игровую форму, а также модифицировали их так, чтобы результат выполнения наглядно фиксировался в речевой карте. Такой подход позволяет иметь подтверждение заключения, сделанного логопедом, либо уточнить в спорных случаях.

При разработке диагностических материалов учитывалось положение, сформулированное Л,С.Выготским, которое заключается в следующем: основные закономерности развития нормального ребёнка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являясь общими для обоих случаев. Эта общность заключается в том. Что все дети в своём раннем речевом развитии проходят те же этапы развития: гуление, лепетная речь, появление первых слов. Л.С.Выготский отмечает и специфические закономерности аномального развития – это замедленное прохождение ребёнка по всем этапам развития. В соответствии со всеми этими положениями, для логопедической диагностики используется пятибалльная диагностико-оценочная шкала.

Использование 5-балльной оценочной шкалы позволяет более точно отобразить уровень речевого развития ребёнка и предоставляет возможность проследить даже незначительную динамику в его речевом развитии. Каждое направление оценивается отдельно, а результаты фиксируются в сводных таблицах и протоколе диагностического обследования речи. Логопедическое обследование проводится в начале, в середине и в конце учебного года.

Одной из важных практических задач логопедии является выявление детей с речевыми нарушениями, их дифференцированная диагностика, разработка соответствующих коррекционных методик. При этом определены принципы, которыми руководствуются при обследовании детей с речевыми нарушениями:

Принцип комплексного изучения ребёнка – всестороннее обследование особенностей развития всех видов речевой деятельности. В обследовании принимают участие психолог, отоларинголог, офтальмолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и т.д.

Принцип целостного системного изучения ребёнка – целостный анализ в процессе логопедического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений речевого развития, а установление связей между ними. Основополагающим здесь является положение Выготского о структуре дефекта.

Принцип динамического изучения ребёнка – при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Значимой является концепция Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудностей, решаемых ребёнком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудностей, решаемых под руководством взрослых).

Принцип качественно-количественного подхода – при анализе данных важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.

Необходимость реализации этих принципов сформировала в обществе объективную потребность в создании логопедической службы в системе специального образования (для лиц с особыми образовательными потребностями), нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основе анкетирования родителей и анализа документов о ребёнке (выписка врача, характеристика воспитателя и пр.);

Логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности дошкольника;

Логопедическое обследование направленно на выявление у детей сформированности грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия.

При выявлении недоразвития речи у маленьких детей логопед должен предполагать, что почти всегда имеется видоизменённое, медленное, но спонтанное продвижение в речевом развитии. Поэтому первостепенное значение приобретает выявление потенциальных возможностей детей к дальнейшему овладению родным языком.

В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершён (2 года 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребёнка невозможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме. Наличие конкретных сведений о поступательном процессе и закономерностях развития нормальной детской речи обеспечивает квалификацию дефектов речи, и самое главное, выбор рациональных и экономичных путей преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребёнка.

Схема системного развития нормальной детской речи, составленная по материалам А.Н.Гвоздева, - условный эталон нормы.

Актуальные для практики логопедии фактические материалы монографии А.Н.Гвоздева сведены в отдельные графы и столбцы и расположены в соответствии с тем возрастным сроком, в котором автор впервые отмечал то или иное явление в языке ребёнка. В предлагаемых таблицей группировках представлена последовательность и соподчинённость овладения ребёнком различными элементами родного языка по периодам формирования у него грамматического строя речи в возрасте от 1года 3 месяцев до 7 лет. Разумеется, ни одна таблица или схема не могут вместить в себя разнообразия становления речи у детей. В схематическом виде отражена эволюция, с которой совершенствуется усвоение ребёнком уровней организации языка и его знаковых единиц.

Каждый из этап усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет всё более дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.

Для практической дошкольной логопедии данные условного эталона важны тем, что они в конкретном виде представляют ход усвоения родного языка ребёнком как системный процесс, в котором усвоение и вычленение одних элементов и единиц речи тесным образом соподчинено с усвоением других единиц и явлений. Условный эталон нормального развития детской речи иллюстрирует, что одни языковые элементы усваиваются детьми раньше, другие – значительно позже. Поэтому на разных стадиях развития речи одни языковые группы оказываются уже усвоенными, другие усвоены только частично, а третьи не могут быть усвоены в ближайшем будущем.

Сведения, представленные в таблице, помогут специалисту правильно оценить языковое развитие детей и лучше планировать свою работу, избегая преждевременной или запаздывающей подачи лексического, грамматического и фонетического материала на своих занятиях с детьми.

Речевая диагностика включает в себя сбор и анализ анамнестических данных, а также обследование и изучение всех компонентов речи:

на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.) (см. Приложение).

умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток) (см. Приложение).

зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, частые, отсутствие передних резцов, поворот резцов по вертикальной оси, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы);

язык ( движения вправо-влево, вперёд-назад, вверх-вниз, сжатие, «трубочка», «удерживание позы», переключение движений, повышенное слюноотделение, «тремор», отклонение языка от средней линии);

При изучении состояния звукопроизношения оценивается правильность, отчётливость произнесения всех звуков родного языка.

Изучение фонематических процессов включает оценку умения дифференцировать все звуки родного языка в слогах, в словах.

При изучении навыка звукового анализа оценивается уровень сформированности навыка выделения первого и последнего звука в словах.

При изучении коммуникативных умений обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать свои мысли.

При изучении уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста по каждому параметру используется 5-балльная оценочная шкала. Затем баллы суммируются, и выявляется уровень речевого развития ребёнка:

Обследование ребёнка проводится в начале, в середине и в конце учебного года. Данные заносятся в речевую карту, протокол диагностического обследования (индивидуально на каждого ребёнка) и в сводные таблицы (по каждому изучаемому параметру).

Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: Изд-во: «Панорама», 2006. – С.6 – 72.

Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Ростов н/Д.:Изд-во «Феникс», 2005. С.10 – 18.

10. КоноваленкоВ.В. Коноваленко С.В. Экспресс обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. №Гном- Пресс», 2000.

15. Комплексное планирование для групп детей разноуровневого развития по программам М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Е.А, Стрелевой, Т,Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, - Волгоград: Учитель, 2012. – С.67 – 75.

16. Комплексная диагностика уровней усвоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Волгоград – Издательство «Учитель». – 2011.

18. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста. – СПб. – Издательский Дом «Литера», 2011.

20. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2005