План по самообразованию «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

МАДОУ «Детский сад №9 «Теремок» корпус №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области

ПАПКА

Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах

внедрения дидактических игр в современные технологии.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Систематизировать знания по приоритетному направлению

деятельности.

Изучение специальной методической литературы:

(в течении года)

1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 2001.

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. Мозаика-Синтез, 2008.

3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. Карапуз, 2009г.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. Обруч, 2012г.

5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. Феникс, 2008г.

7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. Линка-пресс, 2002.

Услуги Интернет.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель в ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду»

«Обруч»

Практический этап

• Изучение опыта педагогов ДОУ

( сентябрь- октябрь)

• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

(в течении года)

• Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию,

в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. (в течении года)

• Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. (в течении года)

• Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течении года)

• Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»

(Декабрь, 2013г.)

• Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий.

(в течении года)

• Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д.

(в течении года)

• Оформление письменных консультаций в родительском уголке.

(в течении года)

• Тематическое родительское собрание. «Игра – спутник детства»

(Декабрь, 2013г.)

• Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).

(в течении года)

• Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания. (в течении года)

• Оформление выставки «Дидактические игры для детей».

(Март, 2013г.)

• Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудование для развития игровой деятельности).

(Май, 2013г.)

• Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»

(Май, 2014г.)

Игровые технологии в ДУ

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа "Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: "Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек "такой же”, как у него. Или игра "Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа "Магазин”, "Запомни узор” и "Нарисуй, как было” и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более "пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.).

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Значение дидактической игры для развития дошкольника

За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребен¬ка или взрослого), объединяются в три группы:

— игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), — самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и теа-трализованные) ;

— игры, возникающие по инициативе взрослого и старших

детей,

— организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций на¬

рода, — народные игры.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педаго¬гикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влия¬ние игровой деятельности.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление представ¬лено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отража¬ли религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, — это выявление и прояв¬ление того, что изначально заложено в человеке божеством. Че¬рез игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное на-чало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физи¬чески, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возрас¬та. Потому основой воспитания детей в детском саду Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (под¬вижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства и многообразия мира. Символика игр «с дарами» была чужда и непонятна детям. Методика проведения игр отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли в основном по указанию взрослого.

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. Самостоятельная твор¬ческая игра детей используется как метод обучения: играя, дети упражняются в счете, знакомятся с окружающим миром (расте¬ниями и животными), с принципами работы несложных машин, узнают причины плавания тел и т. д. Большое значение придает¬ся играм-драматизациям. Они помогают детям «войти в атмо¬сферу» того или иного произведения, понять его. Для игр-драматизаций подбираются эпизоды из сказок, религиозные истории. Иг¬ра, таким образом, выступает как образовательный метод

Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866—1944), видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств вос¬питательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержа¬ние обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего об-становку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимули¬рованные окружающей средой, в том числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Дети иг-рали как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, уме¬ние учитывать не только собственные интересы, но и интересы ок-ружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Е. И. Тихеева рекомендовала развивать и все виды.

Свободные игры детей в детском саду Е. И. Тихеевой проте¬кали в комнатах, где были оборудованы разнообразные трудовые уголки (столярный, швейный, кухня, прачечная). Это создавало своеобразную форму игры (игру-труд). Предоставляя детям мак¬симум самостоятельности в свободных играх, педагог, по мнению Е. И. Тихеевой, должен отвлекать их от игр с нежелательным со¬держанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в состоянии разрешить возникшие затруднения, обога¬щать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Иногда воспитатель должен принять и непосредственное участие в игре.

Е. И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходи¬мость руководить играми детей с разнообразными строительны¬ми материалами, песком.

Большое значение она придавала подвижным играм, кото¬рые считала главнейшей формой физических упражнений. По еемнению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство от¬ветственности и коллективизма, но их нужно тщательно подби¬рать в соответствии с возрастными возможностями детей.

Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактиче¬ская игра дает возможность развивать самые разнообразные спо¬собности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор ис¬пользуются в детских садах.

Теоретическое же обоснование использования игры как сред¬ства воспитания и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к возникно¬вению представлений об игре как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию. Игра стала рассматриваться как феномен социокультурного, а не био¬логического порядка.

Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запо¬рожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и их последователей. Уче¬ные считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Так, Д. Б. Эльконин писал: «. игра возникает в ходе истори¬ческого развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение свя¬зано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинк¬тивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе».

Однако известно, что умение играть возникает не путем автома¬тического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вклады¬ваться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех переда¬чи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрас¬те. Именно в игре складываются и наиболее эффективно разви¬ваются главные новообразования этого возраста: творческое во¬ображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведе¬ния детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность дей¬ствий. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения»

Во многих исследованиях подчеркивается, что игра является важным средством формирования ценностных ориентации, деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения ,развитие творческих сил, воображения, эстетических чувств. Ученые утверждают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. В игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Именно в игре первоначально проявляется способность добро¬вольно, по собственной инициативе подчиняться различным тре¬бованиям.

Игра имеет значение для развития личности ребенка-дошколь¬ника в целом. С. Л. Рубинштейн писал: «Игра — первая деятель¬ность, которой принадлежит особенно значительная роль в разви¬тии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания».

В игре все стороны личности ребенка формируются в един¬стве и взаимодействии. В этой связи целесообразно вспомнить еще одну мысль С. Л. Рубинштейна: «. в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все сторо¬ны психической жизни личности. ».

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды дея¬тельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются эле¬менты обучения. Использование игровых приемов делает обуче¬ние в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше сво¬его обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем сво¬его обычного поведения».

Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного уч¬реждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со сто¬роны педагога.

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваивают¬ся и закрепляются полученные знания, вырабатываются уме¬ния и навыки кооперации, а также формируются социально зна¬чимые черты личности.

Анализ литературы в ходе изучения дидактической игры по¬зволил выделить несколько направлений, которые явились ве¬дущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изуче¬ние дидактической игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обес¬печивающего развитие личности, как метода всесторон¬него воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении.

Данный анализ позволяет констатировать, что в педагоги¬ческой литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной дея¬тельности.

Значение дидактических игр чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуще¬ствляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспи¬тание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чув¬ственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисципли¬нированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей. В немногих исследованиях изучаются вопросы воспитательного значения дидактических игр: показана их роль во всестороннем развитии личности, в формировании способностей ребенка, воспитании социальной активности, развитии воли и произ¬вольности дошкольника, усвоении правил поведения, создании условий для появления сознательной оценки своих воз¬можностей и умений, обеспечении эмоционального характера деятельности, выявлена возможность их использования с целью коррекции поведения.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, спра¬ведливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы ди¬дактическая игра была не только формой усвоения отдельных зна¬ний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

А. Н. Леонтьев дал аксиологический анализ значения дидак¬тических игр для развития основных черт личности ребенка. Уче¬ный указывает на два момента, определяющих роль этого вида игровой деятельности. Первый заключается в том, что игры со¬здают условия, в которых впервые появляется «самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей, умений» Второй относится к содержащимся в играх с двойной задачей (дидактической и воспитательной) моральным моментам. «И здесь. важно то, что этот моральный момент вы¬ступает в деятельности самого ребенка, т. е. активно и практи¬чески для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции». Отмеченное А. Н. Леонтьевым значение дидактических игр открывает возможность для использования их с целью воспитания дошкольников.

В исследовании Г. Н. Толкачевой показано, что при исполь¬зовании дидактических игр можно достичь положительных ре¬зультатов в формировании потребности в самоутверждении у де¬тей старшего дошкольного возраста. Возможность применения этих игр как средства формирования данной потребности обусловлена тем, что дидактические игры, как подчеркивает автор, «. созда¬ют условия для возникновения потребности, ее закрепления (си¬туации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстни¬ка; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей»

Н. Толкачевой была выявлена возможность использова¬ния игр для коррекции поведения дошкольников. Эта задача ре¬шалась в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описани¬ях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсцениров¬ках, загадках).

Из понимания значения дидактических игр вытекают сле¬дующие требования к ним:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодо¬ления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную дея¬тельность, облегчает выполнение задачи.

Как видим, существуют различные взгляды на дидактическую игру, ее основные функции и педагогический потенциал. В послед¬ние годы резко возросло внимание ученых к проблеме дидакти-ческой игры, обозначилась потребность в более глубоком и разно¬стороннем изучении отдельных вопросов данного вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эф-фективных путей обучения и воспитания дошкольников, введени¬ем игровых приемов в практику обучения младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т. д.

Структура и характеристика компонентов дидактической игры

Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в кото¬рой большинство исследователей выделяет такие структурные эле¬менты, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окон¬чание игры.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и расти¬тельный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представ¬лений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит пра¬вилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Пра¬вила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспиты¬вают у детей умение сдерживаться, управлять своим пове¬дением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, на¬звать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллек¬тиве детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадле¬жит игровому действию. Игровое действие — это проявле¬ние активности детей в игровых целях: катать разноцвет¬ные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, пере¬кладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, от¬гадывать, какое изменение произошло с предметами, рас¬ставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зре¬ния того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические иг¬ры, применяемые на занятиях, делают обучение более за¬нимательным, эмоциональным, помогают повысить про¬извольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и на¬выками.

В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные ша¬ры в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матреш¬ки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голо¬су, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не инте¬ресует результат игры, его пока увлекает само игровое дей¬ствие с предметами: катать, собирать, складывать.

Для детей среднего и старшего возраста игровое дейст¬вие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображе¬нии должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок вы¬ходит, а в это время дети, загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребе¬нок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обста¬новке комнаты куклы, называет имя товарища по описыва-емой одежде.

Большая группа игр, преимущественно для старших де¬тей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подбе¬рет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.

В хороводных играх игровое действие носит имитацион¬ный характер: дети изображают в действиях то, о чем по¬ется в песне.

Игровое действие, представляющее своеобразное сорев¬нование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предме¬тах, нарисованных на картинках, сходство и различие, клас¬сифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посу¬да, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем ин¬тереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.

Например, в игре «Найди соседей» у каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположен¬ных в последовательности числового ряда: один, два, три. десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (напри¬мер, восемь). Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа, слева — семь и девять». В этой игре игро¬вое действие — подбрасывание кубика и отыскивание «со¬седей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание. Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу.

В большинстве народных игр игровое действие состоит из нескольких игровых элементов. Эти игровые элементы, связанные с правилами игры, образуют игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски» распределе¬ние ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загады¬вают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет, что¬бы покупатели долго не могли отгадать) — один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный цвет; ребенок, взявший себе этот цвет, уходит с ним — вто¬рой игровой элемент. Если покупатель спросил краску, ко¬торой нет среди загаданных, его посылают «по. дорожке на одной ножке» — это третий игровой элемент, который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски потруднее, заставляет думать, вспоминать, что раз¬вивает умственную активность детей.

Игровое действие, состоящее из нескольких игровых эле¬ментов, сосредоточивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благо¬приятные условия для выполнения дидактической задачи.

Дидактические игры способствуют формированию у де¬тей психических качеств: внимания, памяти, наблюдатель¬ности, сообразительности. Они учат детей применять имею¬щиеся знания в различных игровых условиях, активизиру¬ют разнообразные умственные процессы и доставляют эмо¬циональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразитель¬ности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проник¬новенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобща¬ются, следовательно, осуществляется аналитическая и син¬тетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобще¬нию и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Чем содержательнее игровое действие и правила дидак¬тических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с пра¬вилами игры, считаться с желаниями участников игры, по¬могать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть воз¬можность добиваться проявления инициативы каждым ре¬бенком в достижении поставленной цели. Однако эти каче¬ства личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям лю¬бого возраста давать дидактическую игрушку, не раскры¬вая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сум¬бурно и теряет свою воспитательную ценность.

Если ребенок взял парные картинки или кубики с нари¬сованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то та¬кие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правила¬ми. Для того чтобы игра действительно служила воспита¬тельным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Осо¬бенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с. правилами и у них формируются умения и навыки поведе¬ния в дидактических играх. [8, с.4-8]

Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе боль¬шие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Виды дидактических игр, их характеристика

По содержанию дидактические игры подразделяются на сле¬дующие виды:

— математические (для закрепления представлений о време¬ни, пространственном расположении, количестве предметов);

— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, вели¬чине, форме);

— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);

— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слу¬ха, чувства ритма);

—природоведческие (для ознакомления с объектами и явле¬ниями живой и неживой природы);

—для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

—игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;

—настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

—словесные.

Предметные игры — это игры с народной дидактической иг¬рушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материа¬лами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных ко¬лец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представ¬лений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыс¬лительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, клас¬сификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы по¬добрать картинки по сходству.

2. Лото. Они строятся также по принципу парности: к кар¬тинкам на большой карте подбираются тождественные изображе¬ния на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домаш¬ние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обога¬щают словарь.

3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообрази¬тельность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д.

4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изо¬браженный предмет или сюжет делится на несколько частей. Иг¬ры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточ¬нение представлений, соотношение между целым и частью.

5. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориента¬цию, умение предвидеть результат действия.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество на¬родных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Иг¬ры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:

—игры-путешествия;

—игры-предположения;

—игры-поручения;

—игры-загадки;

—игры-беседы

В основу классификации дидактических игр, предложенной Н. И. Бумаженко, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

—интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шах¬маты, логические игры);

—эмоциональные (игры с народной игрушкой, игры-развле¬чения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвиж¬ные, игры-беседы);

—регулятивные (игры с прятанием и поиском, настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования, игры по кор¬ректировке речи);

—творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты);

—социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешест¬вия) [10].

Вывод.

Таким образом, ди¬дактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятель¬ной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной дея-тельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение про¬граммного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, фор¬мированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаи-мосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует осо¬бое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов зани¬мательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.

Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшемдошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил идействий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важ-нейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.