Определение уровня развития игровых умений у дошкольников (Н. Н. Серова)
2 уровень
уровень
4 уровень
1.1. Отсутствие подготовительного этапа игры (игра с «ходу»). Толчок в игре-игрушка, попавшая в поле зрения ребенка
1.2 Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами
2.1. В структуре игры выделяется подготовительный период: договор о теме игры (во что будем играть), в основном самостоятельно распределяются роли в знакомых играх
2.2. Игрушки заранее не подбираются, используются, как правило, одни и те же, любимые
2.3. Частично используются предметы-заместители
3.1. На подготовительном этапе дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета
3.2. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью
3.3. Активно используют предметы-заместители
4.1. В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей
4.2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре
4.3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок
Шаблонные игровые сюжеты
Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры (мама кормит дочку). В каком порядке производится и чем – не имеет значения
игра кратковременна
2.1. Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета
2.2. Основное содержание игры-действия с предметом с соблюдением соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры. Действия развертываются более полно
3.1. Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов
3.2. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры
4.1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.
4.2. Основное содержание игры –действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети
РОЛЬ
1. Роль определяется действием, а не определяет действие сама. Роль не называется, дети не становятся по отношению друг к другу в типичные для реальной жизни отношения
2. Роль называется ребенком. Намечается разделение функций. Данная роль реализуется действием, связанным с ней
3. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры.
4. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета
РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. так же как и не предваряются другими действиями
Легко нарушается логика действий без протеста со стороны детей
2.1. Количество игровых действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного действия
2.2. Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности
3. Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа
4.1. Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры
4.2. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается. Мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но указанием на рациональность правил
РЕЧЬ
1. Ролевая речь отсутствует.
2. В индивидуальной игре присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.
3. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь
4. Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь практически отсутствует
Общение
1. Ребенок проявляет неустойчивость в игровом общении, конфликтует в ходе игры
2. Общение между участниками на основе использования общей игрушки или направленности действий. Доброжелательное отношение к партнерам по игре
3.1. Выбор партнеров по игре на основе избирательной симпатии
3.2. В общей игре вступает в конфликты, не всегда может вникнуть в общий замысел
3.3. Часто оставляет общую игру до ее завершения
4.1. Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию и интереса детей друг к другу
4.2. Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре
4.3. Беспроблемно взаимодействует в подгруппе детей
4.4. Пытается справедливо разрешить споры