«Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника»
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям.
Таким образом, в детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Продуктивная деятельность являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Концептуальное изложение педагогического опыта «Формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности»
Происходящие в последнее десятилетие стремительные перемены, связанные с гуманизацией и демократизацией отношений, с преобразованиями в экономике изменяют и приоритеты в дошкольном образовании ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного качества. Все это, требует обновления практики дошкольного образования, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста.
Компетентностный подход, компетентность, компетенция всестороннерассматривались в психолого-педагогических исследованиях В.А. Болотова, М.В. Крулехт, Л.В. Свирской, Г.А. Федотовой, И.Д. Фрумина, Р.М. Шерайзиной, А. В. Хуторского, Б. Д. Эльконина, и др.)
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Раскрывая сущность компетентностного подхода, многие ученые Л.В. Свирская, Г.А. Федотова, Р.М. Шерайзина, А.В. Хуторской и др.) выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
Рассматривая, понятие компетентность относительно дошкольного периода, М. В. Крулехт, предлагает следующее определение – «это когда ребенок способен и готов решать какие-то проблемы, задачи и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности».
В дошкольном возрасте формирование ключевых компетентностей должно проходить на основе активной деятельности ребенка и такой деятельностью может и должна стать продуктивная деятельность.
С нашей точки зрения понятие продуктивная деятельность не тождественно понятию изобразительная деятельность. включающей разные виды лепки, рисования, аппликации, а несколько шире, - это любая практико-ориентированная деятельность ребенка, предполагающая создание нового объекта, его преобразование. С этой позиции любая проектная, исследовательская или предметно-практическая деятельность может быть названа продуктивной.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования ключевых компетентностей в продуктивной деятельности обусловили выбор темы исследования:«Формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности».
Разработать систему занимательной продуктивной деятельности, направленную на формирование ключевых компетентностей;
Определить эффективность использования системы занимательной продуктивной деятельности для формирования ключевых компетентностей;
Существуют разнообразные взгляды учёных на классификацию компетентностей детей дошкольного возраста. На наш взгляд, наиболее приемлемой, отвечающей принципу преемственности, является классификация ключевых компетентностей, разработанная авторским коллективом под руководством О.В. Дыбиной.
О.В. Дыбина выделяет три группы компетентностей, которые должны быть сформированы у выпускника дошкольного образовательного учреждения:
позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функций по воссозданию, аналогии и т.д.);
представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать данную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).
Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.
На основе диагностических методик О.В. Дыбиной (см. Приложение 1, 2, 3, 4), мы определили уровень сформированности ключевых компетентностей дошкольников на начало года (см. таблицу 1). Результаты диагностики представлены в виде диаграммы (см. Приложение 5)
уровень сформированности по каждой компетентности не превышает 76 %, достаточна высока доля детей с низким уровнем сформированности технологической компетентности (по ряду умений: планировать этапы своей деятельности, ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации). Нами был сделан вывод о необходимости включения в продуктивную деятельность нетрадиционных техник и технологий, с помощью которых формирование технологической компетентности будет результативнее, это такие техники, как:
Результаты диагностики информационной и социально – коммуникативной компетентностей свидетельствуют о недостаточных умениях детей сравнивать, делать выводы из полученной информации, обосновывать необходимость информации для последующей продуктивной, проектной или игровой деятельности, неумении детей конструктивно решать конфликтные ситуации, взаимодействовать в группе сверстников для решения общей задачи.
Поэтому нами была разработана система занимательной деятельности, предусматривающая включение проблемных ситуаций, тематических проектов, творческих игр, коллективной продуктивной деятельности.
На этапе разработки системы занимательной продуктивной деятельности мы столкнулись с проблемой недостаточности, а точнее отсутствия специальной методической литературы по организации работы по формированию ключевых компетентностей в продуктивной деятельности. Если вопрос формирования технологической компетентности в продуктивной деятельности освящен авторским коллективом во главе О.В. Дыбиной, то формирование остальных компетентностей не проработано. В своей работе мы опирались на методические разработки данного автора, однако мы постарались внести собственные авторские идеи, включив нетрадиционные техники изобразительной деятельности и использовав новые формы работы с результатами (продуктами) деятельности в процессе формирования других компетентностей (см. Приложение 6)
На следующем этапе работы нами была составлена система занимательной продуктивной деятельности, направленная на формирование ключевых компетентностей, предусматривающая четыре направления:
Безусловно наша работа не была бы успешной без включенности в нее родителей. Родители стали нашими единомышленниками, помощниками и активными участниками всех мероприятий в рамках данного направления.
Родители не только увлечены продуктивной деятельностью, организуют персональные выставки, реализуют семейные проекты, выполняют роль носителей семейной культуры и традиций, новаторов – пополняют банк нетрадиционных техник продуктивной деятельности.
В конце года мы провели итоговое обследование (см. Приложение 10, 11, 12) детей нашей группы и доказали эффективность системы занимательной продуктивной деятельности для формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста (см. таблица 2).
Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышления (Концепеция образования детей старшего дошкольного возраста)// Управление дошкльным образоватеьным учреждением, 2006, № 3
Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей: методическое пособие / А.Н. Давидчук. М. Мозаика-Синтез. 2000. 152 с.
Дыбина О.В. К вопросу о компетентностно-ориентировапном образовании детей дошкольного возраста / О.В.Дыбина, С.Е. Анфисова. А.Ю. Кузина // Компетентностно-ориентированное образование как условие повышения качества подготовки выпускников СПО: материалы региональной конференции преподавателей и студентов. Тольятти, 2006. С. 23-28.
Дыбина О.В. Ключевые компетенции как результат образования / О.В. Дыбина. Л.А. Пенькова // Повышение качества подготовки специалистов дошкольного воспитания в условиях модернизации образования: материалы регионального семинара / Под ред. О.В. Дыбиной. О.А. Еник. Тольятти: ТГУ. 2004. С. 32-36.
Хуторской А.В. Институт на рубеже тысячелетий (о целевых установках исследований по обновлению содержания образования и ключевых компетенциях) / А.В. Хуторской // Институт общего среднего образования: к 60-летию Российской академии образования и 80-летию института. - М„ 2002. - 264 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. № 2. - С. 58-64.
Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат образования. Метод проектов в образовательном процессе: дидактическое пособие для обучения педагогов / О.В. Чуракова. - Самара, 2002. - 80 с. (Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии»).