Скачать:

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2013-2014 уч.год.

Воспитатель Аксёнова Наталья Павловна

Тема. «Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольников»

Цель:   Повышение своего уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в области речевое развитие.

Этапы работы:

1 этап - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) СЕНТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ Изучение педагогической, методической литературы;

2 этап – разработка ЯНВАРЬ – АПРЕЛЬ

Создание картотеки пальчиковых игр

Консультативная помощь родителям

Консультация для воспитателей

3 этап – представление опыта работы по теме. МАЙ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Аксёнова Наталья Павловна «Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольников»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В.М.Бехтерев

Цель работы: Повышение своего уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в области речевое развитие. Этапы работы: 1 этап - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) СЕНТЯБРЬ-ДЕКАБРЬИзучение педагогической, методической литературы;2 этап – разработка ЯНВАРЬ – АПРЕЛЬ3 этап – представление опыта работы по теме.МАЙ

План работы

Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме. Создание картотеки пальчиковых игрКонсультативная помощь родителямКонсультация для воспитателейВыступление с докладом об опыте работы на педсовете

Взаимодействие с родителями

Индивидуальные беседы Рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.Консультация «Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольников»

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти руки и психическим состоянием: «все из рук валится», «с легкой руки», «руки не доходят», «из рук вон плохо» и т. д. Однако, большинство из нас, употребляя в быту подобные выражения, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Всю глубину народной мудрости осознаешь только тогда, когда знакомишься с результатами проведенных  учеными исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка.

Анализ литературы

Учёными была выявлена закономерность: если развитие движенийпальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот. «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками, этим органом всех органов», - писал Джордано Бруно. Действительно, функция кисти руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением,  с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.  Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

По мнению  В. А. Сухомлинского, истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

М.М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор – физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Согласно наблюдениям Кольцовой, дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

В современном мире не каждый может найти время для того, чтобы   дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках.  В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.   Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

ВИДЫ РАБОТ Привычным набором для развития мелкой моторики  принято называть плетение, лепку, нанизывание бусинок, колец, шнуровка, конструкторы, мозаика, вырезание из бумаги и картона. При выполнении перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту и в общении.   Два последних – безымянный и мизинец – в повседневной деятельности обычно пассивны, хотя проекция каждого из пальцев руки в отдельности в  двигательной области коры головного мозга достаточно велика. И  оставляя эти два пальца вне поля  внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность своей работы. Поэтому особое внимание отдаю пальчиковой гимнастике, с соблюдением ряда правил.

Рекомендации для проведения этих упражнений

После каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук)

Пальцы лучше нагружать равномерно

Оказывает комплексное воздействие

Я работаю с детьми средней группы, поэтому вместе с развитием мелкой моторики было решено одновременно пополнять словарный запас.

ПосудаДевочка Иринка порядок наводила.(Показывают большой палец.)Девочка Иринка кукле говорила:«Салфетки должны быть в салфетнице,Масло должно быть в маслёнке,Хлебушек должен быть в хлебнице,А соль? Ну, конечно, в солонке!»(Поочередно соединяют большой палец с остальными)

Домашние животныеДовольна корова своими телятами,Овечка довольна своими ягнятами,Кошка довольна своими котятами,Кем же довольна свинья? Поросятами!Довольна коза своими козлятами,А я довольна своими ребятами!(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)Так же занимались пальчиковой гимнастикой по темам: «кто спит зимой», «наша армия», «животные жарких стран», «мебель», «грибы», «ягоды», «перелетные птицы», «комнатные растения», «рыбы» и др.

Дети самостоятельно могут провести пальчиковую гимнастику с большим удовольствием и пользой. Анализ работы В течении года проводилась активная работа по развитию мелкой моторики: изучала научно –методическую литературу, создала картотеку пальчиковых игр, провела консультацию для родителей, провела индивидуальную беседу. Дети с удовольствием выполняли задания, принимали участие в играх .Результат оказался неплохой, как показала диагностика развитию речи. Не выполнен один пункт из намеченного плана работы - это консультация для воспитателей, так как много времени провела на курсах переподготовки. Благодарю за внимание!

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

как влияет развитая мелкая моторика на речь детей.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации дви.

влияние развития мелкой моторики на формирование речи.

Информация для родителей о влиянии развития мелкой моторики на формирование и развитие речи у детей младшего возраста. Упражнения. потешки для разучивания.

В материале описано то, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи детей. Даны рекомендации родителям о том, как можно развивать мелкую моторику ребенка. Представлены пальчиковые игры, упраж.

консультация "Влияние развития мелкой моторики на речь ребёнка"

консультация для родителей, в которой говорится о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук, от того как развита мелкая моторика, настолько будет развита речь.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детейПрактикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную нед.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг.