Учительские университеты

План самообразования "развитие речи и фонематического восприятия в устной речи "В мире звуков и слов"

Пояснительная записка

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

Детскому саду вменено в обязанность создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Развитие человека - физическое и психическое проходит следующие возрастные ступени: младенчество; ранний детский возраст; дошкольный (детство); младший школьный; подростковый (отрочество); юношеский возраст; зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.

Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Цель:

«Повышение своего теоретического, практического уровня,

профессионального мастерства и компетентности;

систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду».

изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

2. Разработать перспективный план работы.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Подготовить консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Познавательно - речевое развитие дошкольников»;

5. Подготовка доклада на тему: «Проектная деятельность - эффективное средство формирования представлений об окружающей среде у старших дошкольников»

7. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:

«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Актуальность.

В настоящее время в связи с вступлением государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Ожидаемый результат.

Развитие речи дошкольников происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, фонетики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

Перспективный план работы по самообразованию

Месяц Форма работы

Сентябрь Консультация на тему «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Индивидуальные беседы, консультации на тему «Речевые игры. Способы их проведения»

Октябрь Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые гимнастики, логопедические пятиминутки. Выступление с консультацией для педагогов на педсовете. Тема «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Подготовка к родительскому собранию: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Ноябрь Активизация и обогащение словарного запаса детей. Участие в семинаре. Доклад: «Роль детского сада в развитии речи дошкольников»

Родительское собрание Тема: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность».

Декабрь

Январь Подготовить мастер класс. Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Оформление папки – передвижки «Речевые игры. Способы их проведения»

Февраль Дидактические и словесные игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Мастер класс для педагогов. Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Оформление папки передвижки для родителей на тему «артикуляционная гимнастика»

Памятка - рекомендация по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Март Подготовка к открытому занятию. Открытое занятие «Здравствуй солнышко». Консультация для родителей на тему «Как учить стихи»

Апрель Семинар с элементами игры на тему:

«Ум на кончиках пальцев»

Консультации для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

Май Индивидуальные беседы.

Консультация «Что и как читать детям»?