Передвижение баскетболиста по площадке составляет часть сплошной системы действий, направленных на выполнение конкретных игровых задач. Для передвижения по площадке игрок использует ходьбу, различные виды бега, прыжки, остановки, повороты, с помощью чего он имеет возможность своевременно и правильно выбрать место на площадке, освободиться от опеки соперника и уметь переместиться в нужном направлении для следующих технико-тактических действий. Чем больше упражнений применяет баскетболист, в процессе самостоятельной подготовки, тем интереснее и эффективнее будет каждое занятие.

Тренировочные упражнения без соперника применяют для обучения и совершенствования технических приемов и двигательных действий игрока. Этот метод помогает создать правильное представление о движениях и овладение основной структурой двигательных навыков. Активное и сознательное отношение к выполнению задач позволяет баскетболисту анализировать свои действия, контролировать их с мячом и без мяча. Систематическое применение метода тренировки без соперника способствует улучшению техники движений игрока с мячом и без мяча, совершенствованию мышечного чувства и координации движений, чувствительности анализаторов, развивает качества, необходимые баскетболисту при индивидуальных действиях в процессе игры.

Упражнения без партнера:

1. Обычный бег 5-б м, затем рывок 45 м и тому подобное. После 7-8 попыток отдых С-40 с. и снова повторить комплекс.
2. 5-6 прыжков с извлечением щита, после чего рывок: в средней линии.
3. Бег с изменением направления в пределах поля.
4. Равномерное бег с остановками и поворотами.
5. Бег на месте с максимальной частотой шагов и последующим рывком, остановкой и поворотом.
6. Передвижение в пределах поля лицом вперед, спиной, боком, приставными шагами.
7. С середины площадки бег по направлению корзины, прыжок в движении с извлечением щита - кольца, приземление {на обе ноги и рывок 3-4 м до боковой линии. При использовании тренировочных упражнений с партнером изучают и совершенствуют все технические приемы игры: баскетболист учится осознавать целесообразность определенных действий, согласовывает свои действия с действиями партнера, а соревновательный характер при выполнении упражнений с применением этого метода повышает напряженность тренировочного процесса.

basket1.jpg

Упражнения с партнером:

1. На одной половине поля игроки ловят друг друга. При этом целесообразно чаще выполнять остановки, обманные движения, укрепляя направление и ритм бега и пытаясь меньше бежать по прямой.
2. Игроки лицами друг к другу находятся в центре площадки у средней линии, на которой лежит мяч. По сигналу баскетболисты начинают бег к линии штрафных бросков противоположных сторон поля спиной, вперед, от штрафной линии в лицевой правым боком, в обратном направлении от лицевой в штрафную левым боком, от линии штрафного броска к центру площадки рывок. Задача - как можно быстрее овладеть мячом.
3. Один игрок передвигается по площадке в разных направлениях, как можно чаще меняет ритм и направление, а второй передвигается приставными шагами спиной вперед, удерживая постоянный интервал между собой.
Игроки соревнуются в скорости передвижения от лицевой до лицевой линии (рис. 8). Бег вперед - обычный бег, в обратном направлении в первом и втором случаях - боком, в третьем случае - спиной вперед.

Тренировки с условным соперником (макет, стояк, подвесные мячи) используют для развития умения точно определять расстояние до соперника. При этом увеличивается требовательность к точности движения и действия зрительного анализатора.

Упражнения с условным соперником способствуют закреплению и совершенствованию координации движений, сообразительности.
1. Оббегание 4-5 стоек, после чего скачок вверх с разбега с извлечением щита и кольца (рис. 9).
2. Бег на скорость с наступанием в круг обручей, размещенных в разном порядке (рис. 10).

basket2.jpg

3. Бег между подвесными мячами (мячи неподвижные; мяча в движении). При этом надо стараться не затронуть шнурка (рис. 11).
4. Прыжки через гимнастическую скамейку: толчком одной или обеих ног передвигаться вперед, после чего оббегании 3-4 стояков.
Упражнения с соперником способствуют совершенствованию индивидуальных действий баскетболистов в условиях, максимально приближенных к игровым, закаляют моральные и волевые качества спортсмена. Выполняя упражнения с соперником, надо не нарушать правила игры в условиях активного противодействия. Упражнения для совершенствования способов передвижения особенно полезны баскетболистам высокого роста, которые выполняют функции центровых.

Упражнения с соперником:

1. Передвижение по площадке свободным способом, пытаясь освободиться от опеки соперника.
2. В парах, лицами друг другу, на расстоянии 1,5-2 м, каждый вертикально держит гимнастическую палку, которой опирается на площадку. По сигналу необходимо оставить свою палку, сделать рывок, поймать палку соперника раньше, чем она упадет на площадку.
3. В парах, лицами друг к другу на определенном расстоянии передвижения по площадке на оптимальной скорости. Защитник пытается коснуться рукой спину нападающего, за что получает очко. Набрав 5 очков, игроки меняются ролями.
4. Передвижение в парах на ограниченном пространстве площадки. Нападающий делает обманные движения, использует различные способы передвижения, остановки, повороты, после этого рывок на 3- 4 м с целью освобождения от «опеки» соперника.
5. Игроки стоят лицами друг к другу в низкой стойке на расстоянии вытянутой руки. Передвигаясь по площадке, стараются прикоснуться спины соперника, не давая прикоснуться к своей.
6. Один игрок в роли защитника, второй - нападающего. Изменяя направление и ритм бега, нападающий бежит от лицевой к противоположному лицевой линии. Его задача - обойти соперника и прикоснуться линии первым. Защитник пытается не пропустить нападающего, для этого ему необходимо быть на расстоянии не менее 2 м от нападающего и быть между игроком и корзиной. Защитнику необходимо передвигаться по площадке оптимальным для данной ситуации способом в соответствии с скорости передвижения нападающего (рис. 12). После каждой попытки игроки меняются ролями.

basket3.jpg

В упражнениях с партнером и условным соперником в игроков ставят дополнительные требования, связанные с оценкой временных и пространственных характеристик действий, умение согласовать свои действия с действиями партнера при преодолении сопротивления условного противника.

Ориентировочные упражнения

1. Игроки располагаются на лицевой линии, друг напротив стоек, поставленных в линию через 3 м (4-5 стоек). По сигналу игроки начинают бег с оптимальной скоростью. Один обегает стойки, второй бежит по прямой. Задача - одновременно достичь линии штрафного броска противоположной стороны площадки, после чего игроки меняются ролями (рис. 13).

basket4.jpg

2. Игроки стоят на лицевой линии лицом к площадке и начинают бег в среднем темпе (рис. 14).
Игрок А1 бежит несколько скорее игрока Л2 и как только игрок опередит игрока Д2, оба начинают выполнять ускорения с изменением направления бега и т. Д. Задача - игроки пытаются за минимальное время достичь лицевой линии противоположной стороны площадки и по возможности достичь цели одновременно,

На площадке стоят гимнастические скамейки по две в длину и по одной поперек (рис. 15). Игроки стоят в пределах поля спиной друг к другу, по сигналу начинают передвижения боком приставным шагом у гимнастических скамеек, перепрыгивают через скамейку, расположенную посреди поля, у следующей передвигаются спиной вперед, после чего выполняют прыжок с разбега и пытаются коснуться щита можно выше, после чего движутся в обратном направлении. Игроки бегут по лавочках, расположенных вдоль площадки, перепрыгивают через скамейку, расположенную поперек площадки; в конце - прыжок с извлечением щита на оптимальной высоте для каждого игрока. Игроки пытаются одновременно выполнять прыжки с извлечением щита.

В случае тренировки с партнером и соперником баскетболисты изучают и совершенствуют способы передвижения с решением конкретных задач. В таких упражнениях кроется возможность моделирования отдельных технико-тактических действий игроков при одновременном совершенствовании способов передвижения по площадке, в условиях, максимально приближенных к игровым.

Ориентированные упражнения

1. Игрок в условиях активного противодействия пытается получить мяч от партнера. Для этого целесообразно сделать шаг в направлении мяча, изменить направление действия, выполняя бег будто бы по кругу и этим создать условия для получения мяча (рис. 16).

2. Благодаря неожиданному для защитника рывке (рис. 17) нападающий пытается выйти на свободное место для получения мяча, защитник противодействует этому, тогда нападающий выходит за спину защитника для получения мяча в три секундной зоне и немедленно атакует корзину. Этот выход получил название В подобного.

передвижения баскетболиста

3. Игроки располагаются на линии штрафной на расстоянии 1-1,5 м друг от друга, нападающий лицом вперед атаки (рис. 18). Партнер с мячом на противоположной половине площадки на 3-4 м от лицевой линии. По сигналу нападающий начинает действия, направленные на получение мяча в трехсекундной зоне, защитник противодействует этому. Игроки применяют наиболее целесообразные способы передвижения, действуя на оптимальной скорости. После неудачной атаки игроки меняются ролями.