Формирующий этап эксперимента по формированию волевых качеств учащихся на уроках физической культуры проводился в течение 2006 - 2007 учебного года. Его целью было изучение эффективности педагогических средств и предложенной нами методики формирования волевых качеств учащихся младшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.
В формирующем эксперименте участвовали два параллельных класса, один из которых составлял контрольную группу и один - экспериментальную. В течение учебного года в экспериментальном классе уроки физической культуры проводились с учетом наших рекомендаций, направленных на формирование волевых качеств. в контрольной группе занятия проводились по общепринятой методике. Регистрация показателей волевых и физических качеств учащихся проводилась в начале эксперимента и в конце эксперимента.
По окончании формирующего эксперимента были подведены итоги, проведено сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп, показанных при выполнении тестовых упражнений, и бальных оценок волевых качеств, полученных в ходе педагогических наблюдений. Эффективность воспитательных воздействий на учащихся в процессе занятий физической культурой определялось путем оценки статистической достоверности разницы показателей волевых качеств у учащихся экспериментальной и контрольной групп методами математической статистики и сравнительного анализа.
Оценивались две группы волевых качеств. Это объясняется тем, что разнообразие и неоднозначность соображений специалистов относительно содержания, количества и диагностики волевых качеств привело к необходимости их классификации. Основанием для разделения различных волевых качеств на группы считается динамика процессов возбуждения и торможения. К первой группе относятся настойчивость, выдержка и самообладание, вторую группу составляют инициативность, решительность и смелость. Составление волевых качеств по указанному принципу позволяет, на наш взгляд, увереннее применять методы их диагностики и значительно упростить работу экспертов в процессе педагогического наблюдения.
Для оценки обеих групп волевых качеств применена методика А.И.Висоцького под названием "Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств", которую мы адаптировали для оценки уровней сформированности волевых качеств учащихся младшего школьного возраста в процессе занятий физическими упражнениями.
Проводя наблюдения за учащимися экспериментальных классов, мы придерживались мнения А.И.Висоцького о том, что достаточно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляющиеся в каком-либо виде деятельности.
Оценивания волевых качеств учащихся проводилось в процессе педагогического наблюдения на уроках физической культуры по пятибалльной системе: 5 - волевое качество очень сильно развита, 4 - сильно развита, 3 - слабо развита, 2 - очень слабо развита, 1 - волевое качество не свойственна данном субъекту (для большей точности оценка могла содержать десятые доли балла, например, 3,7 или 4,2).
Общая оценка каждой волевой качества определялась как среднее арифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число экспериментов. Если среднее арифметическое равно 4 и выше, данное качество проявляется сильно, в других случаях - волевое качество считается слабо проявляется. Таким образом определялись уровни сформированности волевых качеств учащихся экспериментальных и контрольных классов.