0-7.gif

Упражнения для детей (3-7 лет)

Ежедневные физические упражнения с детьми от 3 до 7 лет хорошо проводить в форме организованных занятий в течение 15—30 минут, а также в виде утренней гимнастики. Подбор, дозировка упражнений и методика их проведения должны зависеть от возраста детей. При этом важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. В дошкольном возрасте дети отличаются очень большой неуравновешенностью, возбудимостью, поэтому для них полезны физические упражнения и подвижные игры, во время которых они приучаются управлять своей активностью, сдерживать свои порывы.

Одна из главных задач физического воспитания дошкольников — совершенствование у них основных движений - ходьбы, бега, лазания, бросания — и развитие необходимых для этого качеств и навыков. Совершенствование навыка ходьбы достигается не сразу. Объяснить это можно следующим: у ребенка 3—4 лет сравнительно короткие ноги при слабо развитой мускулатуре и значительном весе головы и туловища, а также недостаточная гибкость стоп, что препятствует четкости движений, затрудняет сохранение равновесия в вертикальном положении при движении>вперед. К этому присоединяется, как мы отмечали раньше, раскачивание туловища, разведение рук, шарканье ногами, с чем необходимо упорно бороться. Для детей этого возраста характер на неустойчивость темпа ходьбы, им трудно соблюдать указанное направление.

Систематическое проведение физических упражнений способствует совершенствованию навыка ходьбы. Обязательно включайте ее в каждое занятие. Простейшими упражнениями будут, например, передвижение по уменьшенной площади опоры, доске, полоске, начерченной на полу, перешагивание через низкие препятствия. Постепенно усложняйте упражнения.

Развитие навыка в беге начинается у детей с третьего года жизни. Правда, в это время, как уже говорилось выше, бег выполняется в виде быстрой ходьбы мелкими шагами, без наличия фазы «полета». Постепенно этот навык совершенствуется, увеличивается скорость бега, вырабатывается умение быстро менять направление, делать остановку по команде и даже бегать по прямому пути на довольно большое расстояние (до 20—30 м). Для 3—4-летних полезны упражнения в беге в виде игры на расстояние 5—10 м. Развивая навык в лазании, учитывайте, что оно требует значительного напряжения сил и большой затраты энергии. Включайте в занятия упражнения, способствующие совершенствованию координации движений рук и ног, укреплению нижних конечностей: пролезание через обруч, подлезание под веревку, лазание по лесенке и пр. Метание требует тонкой координации движений, способности удерживать равновесие и глазомера. Эти качества надо развивать в занятиях с детьми наряду с развитием силы мышц рук. Полезны упражнения в катании по полу шариков, мячей в заданном направлении, отталкивании, бросании и ловле крупных мячей. С 4—5-летнеговозраста доступны различные виды бросаний малого мяча, метания мелких предметов (шишек, камушков) в горизонтальную и вертикальную цель.

Медленнее осваивают дети дошкольного возраста прыжки, поскольку их выполнение требует определенной силы мышц ног и координации в движениях конечностей и всего тела. Кроме того, нужно соответствующее развитие зрения и чувства равновесия. Учите ребят элементам приземления после прыжков. Для этого включайте в занятия подскоки и невысокие прыжки на одной или обеих ногах (подражание движениям птиц, зверей и пр.). Очень важно использовать простейшие физические упражнения, которые содействуют развитию мышц конечностей и туловища, совершенствованию центральной нервной системы, двигательной и сердечно-сосудистой систем, дыхательного аппарата и всего организма в целом.

У детей 5—6 лет уже более пропорционально развита мускулатура, лучше согласованность движений. Ходьба и бег у них постепенно автоматизируются. Им становятся доступны простейшие упражнения в равновесии, а также метание, прыжки, бег с элементами ловли и увертывания. Но хотя выносливость у них заметно повышается, им, так же как и 3—4-летним, необходимо чаще менять исходные положения, разнообразить движения. С 5,5—6 лет уже допустима ходьба до 30—35 минут во время прогулок, преодоление простейших препятствий —переход по доске через канаву, вхождение на невысокий пригорок и т. п.Для 5—7-летних полезны специальные упражнения в беге: широкими шагами, с препятствием, с горки, на скорость и др. С 5—6 лет можно развивать силу броска (бросание мяча вдаль), учить правильной стойке и движению рук при броске. Рекомендуется бросать мяч в цель попеременно то правой, то левой рукой. Занятия с дошкольниками 5—7 лет проводите более целенаправленно (ставьте перед ними определенную цель, например, предложите выполнить какое-либо действие из знакомой сказки). Большое внимание уделяйте качеству выполнения упражнений, используя различные спортивные развлечения. Деятельность ребят этого возраста приобретает все более сознательный характер, что делает возможным постепенное усложнение их двигательного опыта, развитие наблюдательности, активности. Поддерживайте у детей стремление к коллективным развлечениям. В коллективных занятиях как нельзя лучше воспитываются ценные качества человека: дисциплинированность, воля, чувство товарищества, умение подчинять свои интересы интересам коллектива и др.

Как правильно выполнять физические упражнения?

С детьми дошкольного возраста рекомендуется несколько раз в день, не в строго определенное время, проводить физические упражнения в виде кратковременных имитационных движений и игр, объединенных в комплексы из 6—8—10 упражнений. Исключение составляют занятия утром после сна, а также после дневного сна — они совершенно обязательны и проводятся всегда в одно и то же время. Упражнения, состоящие из разнообразных подражательных движений, развивают творческую фантазию. Они интересны детям и мало утомительны.

В теплое время года лучше всего заниматься во дворе, саду, парке, в холодное время — в хорошо проветренной комнате, на чистом коврике (который ежедневно вытряхивают и используют только для занятий), при открытой форточке. Напомним, что одежда не должна стеснять движений. Ни в коем случае не разрешайте детям заниматься в тугих лифчиках, в тесной обуви, так как это мешает движениям, ограничивает дыхание и затрудняет кровообращение. Перед тем как начать занятия, объясните последовательно содержание каждого упражнения. Делайте это четким, бодрым голосом. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3—4-летнем возрасте, бывает обычно неустойчивым и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении. Больше показывайте, как надо выполнять упражнения. Показывать надо «зеркальным» способом, то есть, стоя напротив ребенка, например, поднимать правую руку, если ему надо поднять левую, и наоборот.

Стремитесь каждому упражнению придумать легко запоминающееся название, чтобы ребенок по первому слову уже знал, что ему нужно делать. Учитывая, что координация движений у дошкольников, особенно у 3—4-летних, еще несовершенна, не требуйте от них абсолютно правильно го выполнения упражнений. Важно, чтобы выполнялись основные элементы движений. Физические упражнения в форме игры увлекают детей, вызывают положительные эмоции. Но очень важно, чтобы они, о чем мы уже говорили, соответствовали возрасту и развитию каждого ребенка. Повторим, что при выполнении упражнений надо возможно больше разнообразить исходные положения (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. п.). Используя в занятиях флажки, мячи, обручи, палки, мешочки, веревки, проверяйте, соответствуют ли они по размерам и весу возрасту и физическому развитию ребят.

Исключительно важное значение имеет правильная дозировка упражнений, так как дети младшего возраста при нарушении этого требования быстро устают и могут потерять интерес к занятиям. Начинайте с минимальной дозировки и всегда следите за тем, чтобы ребенок, увлекаясь, не переходил указанных границ и не переутомлялся. Продолжительность занятий для детей 3 лет — 15—18 минут, для 4-летних—18—20 минут, а для 5—6-летних — 20—25 минут. В занятия со старшими по возрасту включается большее число упражнений, повышается темп выполнения движений и число повторений. Темп может быть медленный, средний или быстрый. Обычно, если движение сопровождается углубленным дыханием, темп медленный (раз и... два и...); бег и прыжки, как правило, выполняются в быстром темпе (раз... раз... раз... раз...); средний темп регулируется счетом: раз, два, раз, два.

Во время физических упражнений дыхание ребенка всегда должно быть свободным, произвольным. Напоминаем о том, что не следует добиваться сознательной его регуляции и согласования с движениями. Нельзя допускать затяжек дыхания. Важно воспитывать естественную привычку дышать носом. Очень полезны упражнения и игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей и пр.

Обращайте внимание на равномерное распределение нагрузки на все части тела, то есть следите за сменой движений рук, ног и туловища. Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой. Учитывая быструю утомляемость дошкольников, хорошо после наиболее трудных упражнений делать кратковременные паузы (отдых 30—40 секунд). Если ребенок плохо себя чувствует, прекратите занятия физическими упражнениями, пока не выясните причину недомогания. Имейте в виду, что противопоказанием к занятиям являются все лихорадочные заболевания, инфекционные болезни в остром периоде, ревматизм, ангина, а также острые заболевания внутренних органов (печени, почек и др.). Возобновлять занятия после выздоровления можно не ранее чем через 1—1,5 месяца, причем начинать с незначительной нагрузки и повышать ее постепенно.

При катаре верхних дыхательных путей, насморке, протекающих у ребенка без температуры, при общем удовлетворительном состоянии, не прекращайте занятий с ним. Исключите только все трудные, сложные упражнения, уменьшите число повторений каждого движения.

Ниже мы предлагаем несколько примерных комплексов упражнений. Если какое-нибудь упражнение в комплексе окажется трудным для ребенка, с которым вы занимаетесь, замените его более легким. Хорошо, если вы будете каждую неделю вводить в комплекс 1—2 новых упражнения, являющихся вариантами предложенных нами. Например, можно тянуться вверх, поднимая руки вверх или отводя их назад или в стороны; наклоняться вперед, назад, в стороны; приседать на одной ноге, двух; ходить на носках, пятках, наружной стороне стоп. Целиком менять комплекс следует не чаще одного раза в месяц.

Комплексы упражнений

Упражнения для детей 3 лет

№ 1—без предметов

1. «Выше-выше». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивать расслабленными рука-ми вперед и назад, с каждым разом поднимая их все выше. Повторить в среднем темпе 3—4 раза.

2. «Стал маленьким». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, ступни параллельны, руки опущены. Низко присесть, затем встать. Повторить в среднем темпе 3—4 раза.

3. «Качание деревьев». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки подняты в стороны. Наклониться влево, затем вправо, не опуская рук. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

4. «Покажи ладошки». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, ступни параллельны, руки опущены. Вытянуть обе руки вперед ладонями вверх, затем спрятать их за спину. Повторить в среднем темпе 5—6 раз.

5. «Птицы клюют». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, постукивая пальцами о колени, и выпрямиться. Повторить в среднем темпе 2—3 раза.

6. «Намотай нитку». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Делать круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок. Повторить быстро по 10—15 раз каждой рукой.

7. «Достань носки ног». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться вперед, стараясь достать пальцами носки ног. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

8. «Покажи, как петух машет крыльями». То же и. п. Поднимать руки в стороны, затем хлопать ими по бедрам. Проделать быстро 5—6 раз.

9. «Цапля». Ходить по комнате, поочередно высоко поднимая то одну, то другую ногу. Выполнять 30—40 секунд.

10. «Паровоз». Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками («колеса вертятся») и приговаривая: «Чух! Чух! Чух!» Продолжительность — 20—30 секунд.

№2 — с резиновым мячом

1. «Посмотри на мяч». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, впереди в опущенных руках большой мяч. Поднять мяч над головой, смотря на него, и опустить вниз. Повторить медленно 3—5 раз.

2. Приседание с мячом. И. п.— стоя прямо, ступни параллельны, впереди в опущенных руках мяч. Присесть, коснуться мячом пола, выпрямиться. Повторить в среднем темпе 4—5 раз.

3. Наклоны к мячу. И. п.— сидя на полу ноги врозь, в руках мяч. Наклониться вперед, положить мяч между стопами, выпрямиться. Наклониться, взять мяч, выпрямиться. Повторить в медленном темпе 4—6 раз.

4. Отталкивание мяча руками. И. п.—стоя прямо, ноги врозь, руки опущены.Станьте напротив ребенка; держа большой мяч на одной руке, приближайте его к нему. Он двумя руками должен столкнуть мяч с вашей руки. Повторите 3—5 раз.

5. Отталкивание мяча ногами. И. п. — сидя на полу согнув ноги и опираясь руками сзади. Вы подкатываете мяч к ногам ребенка, а он отталкивает его от себя обеими ногами. Повторите 4—6 раз (рис. 1).

6. Ходьба по комнате. И. п.— стоя прямо, держа мяч руками сзади - внизу, ходить по комнате, обращая внимание на осанку — плечи должны быть развернуты, спина слегка прогнута. Выполнять 30—40 секунд.

№ 3—с гимнастической палкой

1. «Тянись за палкой». Держите палку высоко над головой ребенка и предложите ему достать ее обеими руками. Повторите 3—5 раз.

2. Ходьба с палкой. Ходить по комнате, заложив палку за спину и удерживая ее на сгибе рук. Выполнять 30—40 секунд.

3. Поднимание палки вверх. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, держа палку внизу горизонтально перед собой. Поднять палку прямыми руками вверх над головой, посмотреть на нее и опустить. Повторить медленно 4—6 раз.

4. Катание палки по полу. И. п.— сидя на пятках. Прокатывать обеими руками палку по полу влево и вправо. Повторить 4—6 раз.

5. Пролезание под палкой. Проползти под палкой, удерживаемой взрослым горизонтально, невысоко над полом. Повторить 2—3 раза.

6. «Верхом на палочке». Бегать по комнате, держа палку между ногами. Выполнять 30—40 секунд.

7. Ходьба с палкой на плече. Ходить по комнате, поставив палку вертикально к правому плечу. Выполнять 30—40 секунд.

№ 4—с флажками

1. «Покажи и спрячь флажок». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, ступни параллельны, в опущенных руках флажки. Вытянуть руки вперед, затем спрятать за спину. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

2. Флажки — в стороны. И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками опущены. Поднять прямые руки в стороны, затем опустить. Повторить в среднем темпе 5—8 раз.

3. «Достань пол». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками подняты вперед. Наклониться вперед и достать флажками пол. Повторить медленно 2—4 раза.

4. Флажки вперед и назад. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками опущены. Поднять прямые руки с флажками вперед, затем назад и опустить вниз. Повторить в среднем темпе 5—8 раз.

5. «Постучи флажками». То же и. п. Низко присесть и несколько раз постучать палочками флажков о пол. Повторить в среднем темпе 2—3 раза (рис. 2).

6. Ходьба с флажками. Ходить по комнате, поднимая флажки по указанию взрослого: вперед, в стороны, вверх. Выполнять 30—40 секунд.

№ 5 — на скамейке и лестнице

Для проведения этого комплекса необходимо в домашних условиях приспособить(лучше всего на воздухе, в саду, во дворе) скамейку и лестницу. Скамейку сделать нетрудно: на двух врытых в землю столбиках на высоте 30—40 см укрепить доску. Лестницу можно приспособить обычную, имеющуюся почти в каждой квартире для хозяйственных нужд.

1. Ходьба. Стать на скамейку, спокойно пройти по ней и сойти на пол. Повторить медленно 2—3 раза.

2. «Пронести мяч». Пройти по скамейке с большим мячом в руках. Повторить медленно 1—2 раза.

3. Перелезание. Стать боком к скамейке и, опираясь руками, перелезть через нее. Повторить в среднем темпе 3—4 раза.

4. Перешагивание через ступеньки. Положить лестницу на пол и предложить ребенку пройти вдоль нее по полу, переступая через ступеньки. Проделать 1—2 раза.

5. Ходьба на четвереньках. Положить лестницу на пол и предложить ребенку пройти на четвереньках внутри лестницы, перелезая через ступеньки. Проделать медленно 1—2 раза.

6. Пролезание. Поставить лестницу на пол на боковую перекладину и удерживать руками. Ребенок, став на колени, пролезает между перекладинами лестницы. Повторить 4—6 раз (рис. 3).

Упражнения для детей 4 лет

№ 1 —без предметов

1. «Вырасти большим». И. п.— стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Тянуться вверх, поднимаясь на носки. Повторить медленно 3—4 раза.

2. «Воробушек». То же и. п. Низко присесть, поднять руки в стороны, помахать ими, затем выпрямиться. Повторить в среднем темпе 2—3 раза.

3. «Вертушка». И. п.— стоя прямо, ноги шире плеч, руки опущены. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками. Повторить в среднем темпе 5—7 раз.

4. «Лови комара». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Делать хлопки в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой. Повторить 4—5 раз.

5. «Срывай цветы». Ходить по комнате приседая, как бы срывая руками цветы. Выполнять в среднем темпе, наклоняясь 4—6 раз.

6. «Покачай руками». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Покачивать попеременно обеими руками вперед и назад. Повторить в среднем темпе 8—10 раз.

7. «Маятник». И. п.— сидя на полу, скрестив ноги, поставив руки на пояс. Раскачивать туловище вправо и влево. Повторить в среднем темпе 8—10 раз.

8. «Колесо». И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Делать круговые движения прямыми руками вперед, вверх, назад. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

9. «Пчела». Бегать по комнате, подняв руки в стороны и слегка покачивая ими, при этом протяжно произносить звук «жу-жу». Выполнять 30—40 секунд.

10. «Бычок». Ходить по комнате, поворачивая голову направо и налево, и протяжно произносить звук «му-му», подражая бычку. Выполнять 15—20 секунд.

№ 2—с резиновым мячом

1. Бросание мяча. Ребенок бросает небольшой мяч взрослому. Повторить 5—6 раз.

2. Прокатывание мяча. Поставить стул посредине комнаты. Ребенок прокатывает мяч между ножками стула. Повторить 3—5 раз (рис. 4).

3. Перекатывание мяча. Ходить по комнате и, наклоняясь вперед, перекатывать большой мяч по полу, толкая его руками. Выполнять 30—40 секунд.

4. Катание мяча, сидя на корточках. Катать мяч вокруг себя — по 2—4 раза в правую и левую сторону.

5. Катание мяча, сидя на пятках. Не сдвигаясь с места, катать мяч вокруг себя — по 2—4 раза в левую и правую сторону.

6. Мяч вокруг ног. И. п.— стоя ноги на ширине плеч, мяч спереди в опущенных руках. Наклониться, положить его на пол. Затем, придерживая руками, прокатить вокруг одной и другой ноги. Взять мяч двумя руками, выпрямиться. Повторить в среднем темпе 3—5 раз.

7. Бег с мячом. Бежать, держа мяч то перед грудью, то над головой. Выполнять 15—20 секунд.

8. «Футбол». Ходить по комнате и толчками ног катать мяч средней величины по полу. Выполнять 30—40 секунд.

№ 3 — с гимнастической палкой

1. Поднимание палки. И. п.— стоя на коленях. Поднимать палку и тянуться вверх. Повторить медленно 3—5 раз.

2. «Как гуси шипят». И. п.— стоя ноги врозь, ступни параллельны, держа палку за спиной, прижимая ее к лопаткам. Наклоняться вперед, смотря перед собой и вытягивая шею. Повторить в среднем темпе 3—4 раза.

3. Перешагивание через палку. Перешагивать через палку, слегка приподнятую над полом взрослым. Повторить 6—8 раз.

4. Перенесение ноги через палку. И. п.— сидя на полу согнув ноги и опираясь на руки сзади. Палка лежит на полу у носков ног. Переносить через нее поочередно ноги туда и обратно. Повторить 3—5 раз. Затем то же, перенося ноги одновременно.

5. Прогибание с палкой. И. п.— лежа на груди, вытянув руки с палкой вперед. Поднимите палку от пола вверх, что заставит ребенка прогнуться. Повторите медленно 2—3 раза.

6. Приседание с палкой. И. п.— стоя пятки вместе, носки врозь, палка впереди в опущенных руках. Присесть, поднять палку вверх, держа спину прямой. Встать, палку опустить. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

7. «Прижми колени». И. п.— сидя, вытянув ноги, палка в опущенных руках. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди. Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5—7 раз.

8. «Ванька-встанька». И. п.— лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги слегка согнуты, палка положена под колени. Держась руками за палку, сесть, затем снова лечь. Повторить в медленном темпе 3—5 раз (рис. 5).

№ 4—с флажками

1. Флажки вверх. И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками опущены. Поднять прямые руки вперед-вверх. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

2. «Помахай флажками». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки с флажками опущены. Попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой назад. Повторить 4—6 раз.

3. «Спрячь флажки под стул». И. п.— сидя на детском стуле, держа в одной руке флажки. Наклониться вперед, положить флажки под стул, выпрямиться, спрятать руки за спину. Наклониться вперед, взять флажки, сесть прямо и помахать ими над головой. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

4. «Разведи флажки». И. п.— сидя на полу скрестив ноги, держа флажки в опущенных руках. Поднять прямые руки в стороны - вверх и, выпрямляя спину, посмотреть вверх. Повторить медленно 3—5 раз.

5. «Покачайся с флажками». И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками разведены в стороны. Покачать туловищем вправо и влево, не опуская флажков. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

6. Флажки к плечам. И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки с флажками опущены. Согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, и опустить их вниз. Повторить в среднем темпе 7—10 раз,

7. «Прыгни через флажки». И. п. — стоя прямо, держа в руке свернутые флажки. Наклониться, положить флажки на пол у носков ног. Выпрямиться, перепрыгнуть через флажки, повернуться кругом, вновь перепрыгнуть через флажки. Повторить в среднем темпе 6—8 раз.

8. Скрещивание флажков вверху и внизу. И. п.— стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками разведены в стороны. Поднять прямые руки вверх, скрестить над головой и опустить их вниз, скрещивая перед собой. Повторить в среднем темпе 3—5 раз.

9. Повороты с флажками. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками опущены. Поворачиваться направо и налево, поднимая руки вперед. Повторить в среднем темпе 3—5 раз.

10. «Удержи флажки». И. п.— сидя на полу согнув ноги и опираясь руками сзади. Флажки положены на пол перед ногами. Захватить флажки пальцами обеих ног, поднять над полом и стараться удержать в этом положении. Повторить медленно 2—3 раза (рис. 6).

№ 5 — на скамейке и лестнице

1. Ходьба боком. Стать на скамейку и передвигаться на ней боком мелкими приставными шагами. Повторить медленно 1—2 раза.

2. «Покачай туловищем». Сесть на скамейку верхом; поднять руки в стороны и покачивать туловищем вправо и влево. Повторить в среднем темпе 5—8 раз.

3. Поднимание мяча. Сесть верхом на скамейку, положив большой мяч перед собой. Взять его обеими руками, поднять над головой, посмотреть на него и опустить вниз. Повторить медленно 3—5 раз.

4. «Пройди по ступенькам». Положите лестницу на пол. Возьмите ребенка за руку и, поддерживая его, проведите по ступенькам от одного конца лестницы к другому. Повторите медленно 1—2 раза.

5. На четвереньках по ступенькам. Положите лестницу на пол. Предложите ребенку передвигаться по ней на четвереньках, опираясь руками и ногами о ступеньки. Проделать медленно 1 раз (рис. 7).

6. «Пролезть в окошко». Поставьте лестницу вертикально и удерживайте ее руками. Ребенок пролезает между второй и третьей ступеньками. Повторите 2—3 раза.

7. Ходьба по наклонной лестнице. Установите один конец лестницы повыше, закрепив его на сиденье стула, другой — уприте в стену так, чтобы лестница стояла устойчиво. Поддерживая ребенка за туловище, помогите ему пройти по лестнице на четвереньках. Проделать медленно 1 раз.

Физические упражнения для детей 5 и 6 лет

№ 1 для 5-летних - без предметов

1. «Поиграй на трубе». И. п.— стоя прямо, ноги вместе, руки согнуты впереди (как бы держат трубу). Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и приговаривать: «Ту! Ту! Ту!». Выполнять 15—20 секунд.

2. «Журавль на болоте». Ходить по комнате, высоко поднимая ногу, сильно согнутую в колене. Выполнять 15—20 секунд.

3. «Собирание ягод». Ходить по комнате и, наклоняясь вперед, делать движения руками, как при собирании ягод. Выполнять в среднем темпе 20—30 секунд.

4. «Встряхни свое платье». И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднимая руки вперед, делать ими такие движения, как при встряхивании одежды. Повторить быстро 5—8 раз.

5. «Достань пятку». То же и. п. Сгибая слегка правую ногу и поворачивая туловище направо, достать рукой пятку. То же в другую сторону. Повторить в среднем темпе 3—5 раз.

6. «Подними мешок». То же и. п. Наклониться вперед и изобразить поднимание тяжелого мешка на плечо. Повторить в среднем темпе 3—4 раза.

7. «Сильные руки». И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Подняв руки к плечам, сжать пальцы в кулаки; опуская руки, разжать пальцы. Повторить в среднем темпе 4—6 раз.

8. «Дровосек». И. п.— стоя прямо, ноги широко расставлены, руки подняты вверх, пальцы сцеплены над головой. Быстро наклоняться вперед, опуская руки между ногами, изображая колку дров. Повторить 5—8 раз.

9. «Лошадка». Вприпрыжку бегать по комнате, изображая лошадку. Выполнять 30-40 секунд.

10. «Полетай, как птица». И. п.— стоя прямо, прямые руки подняты в стороны. Ходить на носках по комнате, опуская руки вниз и поднимая в стороны. Выполнять 30—40 секунд.

№ 2 для 5-летних — с мячом

1. Подбрасывание мяча. И. п.— стоя прямо, ноги слегка расставлены, в обеих руках мяч средней величины. Подбрасывать его вверх и ловить. Повторить 5—8 раз.

2. «Толкни мяч». И. п.— лежа на животе, в вытянутых руках большой мяч. Приподняв туловище над полом, согнуть руки и сильно оттолкнуть от себя мяч так, чтобы он покатился вперед по полу. Проделать 3—5 раз.

3. «Прокати мяч назад». И. п.— стоя прямо, ноги врозь пошире, в руках большой мяч. Сильно размахнувшись мячом, прокатить его между ногами назад. Повторить 3—4 раза.

4. «Мяч в стену». И. п.— стоя лицом к стене, ноги слегка расставлены, в руках мяч средней величины. Бросать его снизу в стенку, стараясь поймать. Повторить 5—8 раз.

5. Сесть и лечь с мячом. И. п.— сидя, вытянув ноги, в обеих руках мяч. Лечь на спину, поднять руки вверх, коснуться мячом пола за головой. Опустить руки, сесть. Повторить в медленном темпе 3—5 раз.

6. «Походи с мячом». Ходить по комнате, держа мяч в вытянутых над головой руках. Выполнять 40—60 секунд.

№ 3 для 5-летних — с гимнастической палкой

1. Ходьба с палкой. Ходить по комнате, держа палку за спиной на высоте углов лопаток. Выполнять 40—60 секунд.

2. «Потянись с палкой». И. п.— стоя прямо, ступни параллельны, палка в опущенных руках. Поднять палку вверх, стать на носки, потянуться, опустить палку, стать на всю ступню. Повторить медленно 4—6 раз.

3. Повороты с палкой у груди. И. п. — стоя прямо, ступни параллельны, палка у груди. Повернуться направо (налево), руки выпрямить. Стать прямо, палку прижать к груди. Повторить в среднем темпе 3—5 раз в каждую сторону.

4. Наклон вперед. И. п.— стоя прямо, палка за спиной. Наклониться вперед, не опуская головы. Выпрямиться. Повторить медленно 4—6 раз.

5. Палку назад. И. п.— стоя прямо, ноги врозь, держа палку вниз. Поднять ее прямыми руками вперед-вверх и опустить назад - вниз к тазу, после чего вернуть в и. п. Повторить в среднем темпе 2—3 раза.

6. Перешагивание сидя. И. п.— сидя на полу, держа палку за концы. Поочередно перенести через нее ноги, затем возвратиться в и. п. Повторить 3—5 раз (рис. 8).

7. «Удержи палку ногами». И. п. — сидя на полу, опираясь руками сзади, ноги согнуты, палка положена у носков ног. Захватив палку пальцами ног, приподнять ее над полом и стараться удержать в этом положении. Повторить 2—3 раза.

8. «Пройди по палке». Ходьба по палке, положенной на пол, в течение 15—20 секунд. Стопы стараться отводить кнаружи, чтобы опора была устойчивее. Взрослый держит ребенка за руку.

№ 4 для 5-летних - с веревкой

1. «Потянись повыше». И. п.— стоя. Поднять руки и потянуться вверх за веревкой, которую взрослый держит горизонтально над головой ребенка. Повторить 4—6 раз.

2. Прогибание с веревкой. И. п. — лежа на животе, держа в руках веревку. Потянуться вверх, поднимая руки с веревкой и хорошо прогибаясь. Опуская веревку на пол, расслабиться. Повторить 4—5 раз.

3. Перешагивание. Натяните веревку на высоте 20—30 см и предложите ребенку перешагнуть через нее. Проделать 3—5 раз.

4. Подлезание. Натяните веревку на высоте 30—40 см и предложите ребенку пролезть под ней. Повторить 3—5 раз.

5. «Подними веревку». И. п.— сидя на полу согнув ноги и опираясь руками сзади; перед пятками ног положена вытянутая веревка. Захватив ее пальцами ног, поднять вверх и удержать в этом положении. Повторить 3—4 раза.

6. «Пройди по веревке на четвереньках». Пройти на четвереньках по растянутой на полу веревке (ноги — на веревке, а руки — справа и слева от нее). Проделать 1—2 раза (рис. 9).

7. Прыжки боком. Маленькими прыжками вправо и влево боком перепрыгивать через растянутую на полу веревку, продвигаясь вперед по всей ее длине. Повторить 1—2 раза.

8. Прыжки в круг. Прыгать внутрь сделанного из веревки на полу круга и выпрыгивать из него. Повторить 5—8 раз.

9. Ходьба по кругу. Ходить снаружи сделанного из веревки круга в течение 30—40 секунд. Темп средний.

0-1.gif

0-2.gif

0-3.gif

0-4.gif0-5.gif0-6.gif