физическое развитие студентов

Под физическим развитием понимают комплекс морфофункциональных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент исследования.
Жизнедеятельность организма каждого человека, независимо от его возраста, пола и профессии, характеризуется теми морфологическими и функциональными свойствами и качествами, которые переданы родителями наследству (генотип), а также приобретенные после рождения в определенных условиях индивидуального развития (фенотип). Суммарный проявление этих свойств и качеств в виде возрастных особенностей нервно-психической деятельности, физической силы и выносливости, которые определяются состоянием морфологических и функциональных признаков, принято называть физическим развитием организма.


Физичний развитие - понимание комплексное, так и признаки, которые его характеризуют, различные . Но как основные признаки физического развития принимают длину и массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, мышечную силу.
Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаков в разные возрастные периоды. Влияние социально-экономических условий жизни и других факторов внешней среды самые сенситивные (чувствительные) возрастные периоды, когда интенсивно происходят процессы роста и развития (грудной, подростковый) возраст или процессы инволюции (пожилой и старческий возраст).

Метод индексов (показателей)
Росто-массовый показатель:
Длина тела, см - 100 = массе тела, кг. (2)
Этот наиболее простой и общеизвестный показатель используется только для оценки физического развития взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см нужно вычитать не 100, а 105 единиц, при росте 175-185 см - 110 единиц. Например, приросте 173 см масса должна равняться 68 кг (173 - 105 = 68).
Показатель прочности телосложения (Пинье):

Х = Р - (В + О) (4)
здоровья физическая подготовленность студент
где X - индекс;
Р - рост (см);
В - масса тела (кг);
О - окружность грудной клетки в фазе выдоха (см).

Чем меньше разница, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения). Разница менее 10 оценивается как прочная телосложение, от 10 до 20 - хорошая, от 21 до 25 - средняя, от 26 до 35 - слабая, более 36 - очень слабая.
Учитывая современные экологические и гиподинамические особенности общества возникает проблема здорового образа жизни человека и в первую очередь молодежи. Научный поиск, посвященный проблеме снижения показателей здоровья населения в последние годы, вызывает активизацию исследований этого аспекта. Кроме объективных причин, которые приводят к ослаблению иммунитета, характерно - небрежное отношение молодежи к своему здоровью и отсутствие элементарных знаний, по его поддержания и улучшения средствами физического воспитания и спорта.

Основными причинами кризиса является обесценивание социального престижа здоровья нашей молодежи, роли физической культуры и массового спорта, как средства укрепления здоровья и физического развития с учетом таких факторов, как акселерация, недостаточная двигательная активность, увеличение нагрузок умственной деятельности в учебном процессе, распространение вредных привычек.
Современная цель и задачи учебной дисциплины "Физическое воспитание" в высших учебных заведениях определяются следующим направлениям: поддержка социально обоснованного уровня физической подготовленности студентов, противодействие негативным факторам, влияющим на здоровье и обучение, средствами физического воспитания, умения самостоятельно использовать средства физической культуры в работе и отдыха, формирования общей и профессиональной культуры, здорового образа жизни и др. Доказано, что успехов достигает и молодежь, которая умеет оптимально сочетать высокий уровень физической подготовленности и теоретических знаний в области физического воспитания.
Интеллектуальное развитие и приобретенные теоретические знания позволяют студенту верно оценивать социальную значимость физической культуры и спорта, понимать объективные закономерности физического воспитания как педагогического явления, сознательно относиться к занятиям и задач преподавателя, как ведущего звена между познанием и самосовершенствованием, с большим желанием проявлять самостоятельность и творчество на занятиях и соревнованиях.
Во теоретической подготовкой студентов следует понимать систему знаний, сконцентрированных в специальных научных дисциплинах, которые являются основой идей в области физического воспитания и спорта, систему гуманитарных знаний, естественных дисциплин, связанных с познанием и научным обеспечением физического воспитания, а также интеллектуальных умений и навыков , формирующие уверенность и развивают познавательные способности.

Теоретическая подготовка студентов на занятиях по физическому воспитанию должна рассматриваться как своеобразная база для повышения технической, тактической и психологической подготовленности. Поэтому к преподаванию теоретического материала не должно быть формального отношения как с стороны преподавателя, так и со стороны студента. Теоретические занятия должны иметь определенную цель: выработать у студентов умение использовать полученные теоретические знания на практике. Кроме того, расширение теоретических знаний студентов дает возможность самостоятельно мыслить, способствует развитию самоконтроля и самоанализа, что, в свою очередь, является залогом будущего самосовершенствования
Однако, недостаточность научно-методической литературы и разработок, дополнительных средств информационного содержания и отсутствие четкой методики их использования в учебном процессе по физическому воспитанию не позволяет обеспечить всестороннее развитие личности студентов во время занятий и вне их.
Таким образом, формирование у студентов сознательной потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями требует от преподавателя поиска эффективных форм и методов проведения занятий, создание соответствующего учебно-методического обеспечения, а также ведения активной пропагандистской деятельности.

Как показывают исследования авторов (Осинчук В.Г., Левков Л.В., 1998-2006; Сиренко Р.Р., Стельникович Ю.В., 2005-2007) [3] существует соответствующая зависимость между теоретико-методическим и практическим разделам физического воспитания студентов, где на основе знаний формируются умения и навыки, и осознанная потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями. Преподаватель должен широко использовать разнообразные формы и методы распространения информации, такие как: лекции, беседы, диспуты, дискуссии, объяснение, описание, обсуждение и тому подобное.
Учебные программы для высших учебных заведений охватывают все виды подготовки, а количество часов распределяют в зависимости от их направленности дифференцированно. Поэтому, создается впечатление, что отдельные виды подготовки имеют более важное значение, чем другие, в том числе - теоретическая. Однако, в программном материале поставлен ряд педагогических задач, которые касаются не только практических умений и навыков, но и теоретических знаний.
Теоретический раздел программы определяет тот минимум знаний, которым должны овладеть студенты, а практический раздел - материал по физической, технической, тактической и психологической подготовки, инструкторской и судейской практики и др.

Изучение мнения студентов дало нам возможность определить актуальные направления теоретической подготовки, которые необходимо воплощать в практику физического воспитания и применять различные формы воплощения передачи знаний студентам. К таким темам можно отнести:
- Соотношение биологических и социальных требований;
- Выбор индивидуального стиля двигательной активности;
- Национальные и авторские школы физического воспитания;
- Средства закаливания организма;
- Основы психофизической тренировки;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Методики самостоятельных занятий и методов самоконтроля.

Одним из приоритетных направлений теоретической и методической подготовки, который позволяет решить вопрос повышения мотивации к занятиям физической культурой и привлечь внимание молодежи к здоровому образу жизни является гигиенический подход. Содержание гигиенического направления физического воспитания обусловлен различными факторами: возрастом, состоянием здоровья студентов, режимом учебного процесса и направленностью занятий.
Студенческий возраст (17-25 лет) имеет специфические анатомо-физиологические характеристики. Поэтому физическое воспитание должно способствовать соответствующем формированию организма студентов, устранять отклонения в состоянии здоровья, противодействовать вредным воздействиям, вызванных условиями обучения. Отсюда возникает потребность систематических занятий физическими упражнениями, а также вооружение студентов знаниями в области здравоохранения.

В нашем исследовании с целью повышения устойчивости организма студентов к негативному влиянию некоторых факторов окружающей среды, улучшение состояния здоровья, физического развития, повышения работоспособности и продления активного долголетия было использовано объективные методы в системе физического воспитания студенческой молодежи. Такие как:
- Оптимизация условий и режимов обучения и отдыха;
- Рациональное питание;
- Оптимизация двигательной активности;
- Закаливание и тому подобное.

В учебных программах для высших учебных заведений педагогического образования предусмотрено изучение предметов, относящихся к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности. Учитывая особенности многих научных направлений, такие дисциплины как: "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей", "Охрана безопасности жизнедеятельности", "Валеология", "Гигиенические основы физического воспитания" приобретают актуальность как научно-методическое обеспечение теоретического раздела программы по физическому воспитания
Главным направлением приобретения знаний по предмету "Физическое воспитание" в пределах теоретического и методического разделов должны быть валеологический и гигиенический направления.