Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития коммуникативной компетентности детей с ОНР» охарактеризовано современное состояние проблемы коммуникативной компетентности в теории и практике педагогического образования, а также даны содержательные характеристики развития коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Проблема компетентности и ее формирования стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л.П. Алексеева, В.К. Загвоздкин, И.А.Зимняя, Д.А. Иванов, А.Г. Каспржак, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и

На данный момент в психолого-педагогической науке нет единого подхода к пониманию коммуникативной компетентности вообще, и, в частности, коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР, поскольку:

во-первых, имеющиеся подходы к ее решению касаются лишь некоторых аспектов коммуникативной компетентности;

во-вторых, освоению и использованию разных форм коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР, подходящих для множества ситуаций повседневного общения, до сих пор не уделяется должного внимания ни в науке, ни в практике. Следовательно, сама коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР в полном объеме не изучается. Особенно это касается вербальных составляющих коммуникативной компетентности.

8Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в

В свою очередь коммуникативная коррекция, опирающаяся на коммуникативную компетентность, практически ориентированна на изменение системы ценностных ориентаций и установок личности ребенка. Она включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОНР, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру.

Можно выделить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, к которым относятся: наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями; словарный запас ниже чем у детей без речевой патологии; трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры; недостаточная дифференциация звуков на слух; низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту; нарушение фонематического восприятия; отмечаются нарушения коммуникативной функции - снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

В исследовании мы рассматриваем коммуникативную компетентность дошкольников с ОНР как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции.

В структуре коммуникативной компетентности дошкольника с ОНР можно выделить внешние и внутренние составляющие: внешние характеристики: общение со взрослым, формирование коммуникативных навыков, формирование мотивационной включенности в речевое высказывание; внутренние характеристики: развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности; развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности, формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

Будучи сложным, многофакторным явлением, коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов. Результативность коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР обеспечивается лишь взаимодействием всех входящих в нее компонентов.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с ОНР развивается во времени и пространстве, обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений.

Отметим, что недостатки речевого развития (фонематического и

словарного) детей с общим недоразвитием речи

поддаются коррекции и развитию, но это происходит более

медленными темпами, чем развитие других коммуникативных навыков,

таких как - контактность в общении, инициативность, доброжелательность, взаимодействие, использование невербальных средств общения.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Коррекция всех компонентов коммуникативной системы, системных свойств речи предполагает моделирование программы обучения с учетом особенностей и возможностей детей, понимаемое нами как наиболее адекватно обеспечивающее коррекционно-развивающее воздействие на познавательную и эмоционально-волевую сферы (создание индивидуальных программ обучения; недопустимость стандартизации методических приемов; подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству темпу усвоения); индивидуальную организацию коррекционных

Во второй главе «Педагогические условия развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР» рассматривается система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи. Приводятся результаты экспериментальной проверки, на основе которой подтверждается эффективность разработанных педагогических условий, способствующих освидетельствованию выдвинутой гипотезы.

Опытно-экспериментальной базой исследования служил ГОУ Детский сад компенсирующего вид №2173 ЮВАО г. Москвы. Исследованием было охвачено 100 дошкольников, их родители, а также воспитатели, психологи, логопеды дошкольного образовательного учреждения.

Главной целью экспериментальной части исследования явилась проверка педагогических условий, которые, как было установлено при теоретическом анализе проблемы, в наибольшей степени способствуют эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

Для исследования особенностей развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи был использован комплекс диагностических методик, с помощью которого можно исследовать разные стороны коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР - важные параметры речевого развития (фонематический слух, словарное развитие), личностную сферу ребенка, сформированность коммуникативных навыков детей, с учетом анализа межличностных отношений каждого ребенка с окружающими людьми (педагогами, родителями, сверстниками), уровня развития коммуникативной культуры.

Диагностика развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР позволила нам разработать систему работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР, используя полученные в результате проведенной диагностики данные.

Система развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР включает в себя: разработанный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности и произвольной регуляции сенсомоторной активности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка); комплексную программу развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР (речевое развитие, включение дошкольников с ОНР в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками; отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации; повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры); а также целенаправленную работу с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР (изучение семей детей с ОНР; привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения, изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей, просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников, учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения).

Основные методы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые активно были использованы нами в работе: развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); беседа; сказкотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; психогимнастика моделирование и анализ ситуаций и др.

Проводимые занятия по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР включали в себя разнообразные формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); импровизация; рассказы детей; сочинение историй; мини-конкурсы и т.п.

Особая роль в процессе развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР принадлежит персоналу образовательного учреждения.

Педагогический коллектив способствует сближению детей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимопонимания.

Процесс развития коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов, т.е. коррекции речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только логопедом, но и воспитателем. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех развития коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.

Направления работы воспитателя по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР будут зависеть не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего недоразвития речи.

С целью оптимизации работы педагогов детского сада по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР нами проводилось психолого-педагогическое просвещение персонала, в частности, работа по изучению: возрастных особенностей дошкольников с ОНР; оптимальных путей организации общения между детьми с ОНР; принципов коммуникации детских групп; методов работы с родителями.

С этой целью использовались такие формы работы как лекции, беседы,

групповые консультации, анкетирование, подбор психолого-педагогической литературы, а так же тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения.

Помимо проведения специально подобранных и организованных развивающих занятий с дошкольниками, проводимых воспитателями дошкольных учреждений, с учетом разработанных рекомендаций в общении и взаимодействии с ребенком с ОНР в тех же целях, необходимо выполнение еще одной важной части системы работы - сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника с ОНР.