Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

Текстовая HTML-версия публикации

Введение

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Экологическое образование официально признано на сегодняшний день как одно из приоритетных направлений улучшения деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. С принятием закона Российской Федерации «Об образовании» [1] и Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» [2] сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения. Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и разумно их использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей среднего дошкольного возраста протекает продуктивно. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. По общеизвестной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, выступает игровая деятельность детей. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование. Следовательно, проблема формирования познавательного интереса у детей посредством экспериментирования является актуальной. В особенности она важна в отношении детей среднего дошкольного возраста. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и в главную очередность умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Цель

исследования

. разработать и апробировать программу развития познавательного интереса у детей среднего возраста в дошкольном образовательном учреждении в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования.

Объект

исследования

– развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в ДОУ.

Предмет исследования

– развитие познавательного интереса у детей среднего возраста в ДОУ в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования.

Гипотезу

исследования составило предположение о том, что в современных условиях развитие познавательного интереса у детей 3-5 лет в процессе экологического воспитания в ДОУ будет эффективным если:  на основе одной из существующих программ экологического воспитания средних дошкольников разработать программу развития познавательного интереса у детей 3-5 лет, которая будет обогащена формами, средствами, приёмами педагогической

работы с элементами экспериментирования;  план организации процесса экологического воспитания детей cocтавить с учетом их разнooбразных интереcoв, а также возможностей педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;  процесс экологического воспитания в условиях ДОУ сделать совместной развивающей деятельностью детей и взрослых;  создать условия для самостоятельного экспериментирования детей;  включить в проектную деятельность детей содержательные элементы, способствующие развитию их творческой активности, самостоятельности, уверенности в себе. Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие

задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса у детей 3-5 лет в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования. 2. Проанализировать педагогический опыт развития познавательного интереса в экологическом воспитании средних дошкольников в ДОУ. 3. Разработать программу по формированию познавательного интереса у детей 3-5 лет в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования. 4. Апробировать названную выше программу в опытно-экспериментальной деятельности.

Методы

исследования: - педагогический эксперимент; - беседа; - наблюдение; - математическая обработка данных.

База

исследования

опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №96» города Новокузнецка, Кемеровской области. Количество детей, принявших участие в эксперименте: 20 детей 3-5 лет.

Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей среднего

дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

1.1. Сущность экологического воспитания дошкольников

Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь. В вырабатывании мировоззрения личности существенную роль играет окружение дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на все с самого раннего возраста [30, с. 524]. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали огромное значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития воли, чувств, ума [22, с. 87]. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы высказывать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [39, с. 55]. В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. Имеется немало программ («Наш дом – природа» Н.Рыжовой [36], «Мы земляне» Н. Вересова [9], «Юный эколог» С. Николаевой[28] и других), которые дают педагогам возможность реализовать это направление в любом дошкольном учреждении. Ведущие примерные комплексные программы («Радуга», «Истоки», «Детство», «Кроха» [23] и другие) также включают разделы, позволяющие приобщать детей к правильным - с экологической точки зрения - формам взаимодействия с природой. Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни». Это отмечает С.Н. Николаева [27, с. 114], автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру, складывается и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать вырабатывать как можно раньше. Ведь известно, что настоящая красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются обширные возможности для нравственного воспитания.

1.2. Проблема развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного

возраста в отечественной науке

Проблема развития познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его интересу, инициативности и деятельности, а еще и потому, что интерес является обязательной предпосылкой формирования интеллектуальных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных отрывочных, «облегченных» знаний об окружающем мире, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает весьма сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психологических и педагогических исследованиях. К ней обращались многие психологи и педагоги прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.)[37, с. 44], так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.) [7, с. 20]. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.) [10, с. 26], особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C.Юркевич) [90], возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина) [12, с. 8], процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова) [11, с. 12].В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательного интереса в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.)[18, с. 35]. Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у дошкольника познавательного отношения к окружающему миру, где наиболее значимым выдвигаются познавательная активность и познавательный интерес. В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие является сложным комплексным феноменом. Оно включает развитие восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разнообразные формы ориентации дошкольника в окружающем мире, в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период среднего дошкольника важен для развития познавательных потребностей ребенка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности деятельной преобразующей активности. Познавательные потребности находят выражение в форме деятельности, которая направлена на обнаружение нового (поисковой активности, исследования). Основные вопросы этого возрастного периода: «Как?», «Зачем?», «Почему?». Средние дошкольники пытаются сами найти ответ, использовать свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести собственный эксперимент [8, с. 84]. Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы - типичная особенность этого возрастного периода. Дошкольник среднего возраста проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы. Будучи включенным в познавательную деятельность, познавательный интерес теснейшим образом связан с вырабатыванием разнообразных личностных отношений: с избирательным отношением к той или иной области науки, участием в них, общением с соучастниками познания. Именно на этой основе - познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам - формируется миропонимание, мироощущение, мировоззрение, активному, пристрастному характеру которого способствует познавательный интерес [13, с. 19]. Познавательный интерес - это общий феномен интереса, интегральное образование личности. Он имеет сложную структуру, составляющими которой являются как отдельные психические процессы (эмоциональные, регулятивные, интеллектуальные), так и выраженные в отношениях объективные и субъективные связи человека с миром [14, с. 72].

С.В. Кожакарь и С.А. Козловой выявлены педагогические условия, обеспечивающие довольно устойчивые интересы дошкольников среднего возраста: создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция многообразной деятельности; вырабатывание у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно- эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса [21, с. 67]. Исследованию детских вопросов как особой формы проявления познавательного отношения к миру, познавательного интереса посвящен ряд исследований Н. Бабич, Д.Б. Годовиковой, А.И. Сорокиной, К.И. Чуковского, Н.Б. Шумаковой [13, с. 30]. Исследователи характеризуют активные познавательные проявления детей в виде вопросов как проявление интеллектуальной, мыслительной активности.

1.3. Метод экспериментирования как один из видов познавательной деятельности.

Под «экологическим воспитанием» понимается воспитание любви к природе, развитый познавательный интерес – это отчасти проявление нравственности дошкольника, которая в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Средний дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека, в этом возрасте происходит активное освоение окружающего мира. К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка. Данная потребность находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, что развивает продуктивные формы мышления. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у дошкольника с помощью педагога складываются необходимые качества и свойства личности. Экология может быть преподнесена детям в форме элементарных сведенийс целью:  научить их правильному отношению к объектам живой и неживой природы;  с помощью игр, экологических задач, постановки опытов, проведения экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы. Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания. Современная образовательная деятельность дошкольных учреждений ориентирована на федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС), в которых указано на необходимость «…построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми»[1]. Реализация образовательной области «Познание» в части развития познавательно- исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как: экспериментирование; исследование; коллекционирование; проектирование. Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС как «Любознательный, активный». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно

действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе»[1]. В дошкольной педагогике по-разному определяется понятие «экспериментирование»: «Экспериментирование – деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий» (М.А. Поваляева)[25, с. 85]. «Экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» (Н.Н.Поддъяков)[27, с. 50]. «Экспериментирование – особая форма поисковой деятельности ребенка» (С.А.Козлова; Т.А. Куликова)[19, с. 44]. Следовательно, наиболее общими и важными задачами формирования познавательного интереса ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а формирование познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности. Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:  детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;  экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;  экспериментирование понимается как особый способ духовно–практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;  экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста. В процессе работы по формированию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста, используя в образовательной деятельности эксперименты, у детей сформируется стойкий интерес к новому виду деятельности - экспериментированию. Они учатся принимать активное участие в экспериментировании, самостоятельно находить проблемы для конструирования собственного эксперимента и самостоятельно проводить опыты; у детей повысится уровень логического мышления, познавательной активности. Таким образом, работа при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе образовательной деятельности позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.