к.п.н. доцент Коровайко И.В. студент Албакова М.В. .

Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова, Казахстан

Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Важнейшей   задачей государства является охрана и укрепление здоровья детского населения.   Детский возраст – важный и ответственный период, когда происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья. Двигательная активность – биологическая потребность ребенка, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма [1]. Однако при поступлении в детский сад значительное число детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития двигательных качеств: скорости, выносливости и мышечной силы [2]. Дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, плоскостопие [3]. Низкие показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.

Одним из путей решения данной проблемы является целенаправленное использование физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Актуальность вышеизложенной проблемы позволяет определить задачу: внедрение новых методик и технологий оздоровительной работы.

Общетеоретической основой исследования явились труды педагогов Болдурчиди   П. П. Глазыриной Л. Д. Доскина В. А. Ефименко Н. Н. Кожуховой Н. Н. Руновой М. А. Фирилевой Ж. Е. Сайкиной Е. Г. Шебеко В. Н. Кудрявцева В. Т. Егорова Б. Б. Алямовской В. Г. Яковлева Л. В.

Для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста нами были использованы программа физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста Н.Н. Ефименко « Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста »     и авторская технология «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилевой по танцевально-игровой гимнастике.

Программа Н.Н. Ефименко « Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста »   кардинально отличается от других программ. Вместо скучных, однообразных занятий по физкультуре проводятся увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие пользу и оздоровление не только их физическому воспитанию, но и творческому самовыражению [6]. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для формирования необходимых эстетических и этических норм: женственности, мягкости, аккуратности (у девочек), мужественности, лидерства (у мальчиков), пробуждение у детей чувства прекрасного (в действиях, языке, музыке). Все   движения обыгрываются в форме физкультурной сказки,   двигательно-игровая деятельность становится интересной и увлекательной. Любая физической активность начинается с упражнений из горизонтальных положений, с постепенным увеличением нагрузки   и переходом к положению сидя, прямостоянию,   ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам. От более примитивных, простых, легких – к более совершенным, сложным, нагрузочным.

Все основные виды движения   разбиты по двигательным режимам:   лежачий (упражнения в положении лежа на спине, на боку, на животе, переворачивание), ползательный режим (упражнения в ползании по-пластунски, стоя на четвереньках и в ползании на четвереньках) и т.д. Под двигательным режимом мы понимаем реализуемые основные движения, подготовительные и подводящие упражнения к ним,   закрепляющие игры, эстафеты, соревнования, а также наличие необходимого материально-технического оборудования. Под основным двигательном режимом мы понимаем режим активности, преобладающий на занятии [6]. В таблице 1 представлена последовательность основных двигательных режимов:

Таблица 1.

Н.Н. Ефименко предлагает а льтернативную систему физического воспитания, коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей является система укрепления позвоночника - горизонтальный пластический балет «Пластик-Шоу, в котором акценты с традиционных вертикальных   танцевально-оздоровительных движений переносятся   в горизонтальный вектор.

Особенности горизонтального пластического балета:

1. Выполняемые в горизонтальной плоскости упражнения позволяют биологически естественно переходить от одного вида нагрузок к другому.

2. Положение позвоночника оптимально с точки зрения распределения нагрузок, коррекции, расслабления.

3. Горизонтальное положение тела во время выполнения упражнений позволяет избежать значительных кардионагрузок.

4. Музыкальное и игровое сопровождение занятий очень привлекательно для детей этого возраста.

П реобладающим двигательным режимом   по данной программе является медленный, спокойный, плавный, исключающий быстрые, резкие, «взрывные» движения.   За кажущейся лёгкостью и малой нагрузкой таких упражнений кроется мощный развивающий и оздоровительный эффект [5], поэтому пластический   балет можно применять, как одну из форм проведения утренних зарядок и гимнастик пробуждения.

Цветотерапия - один   из разделов программы Н.Н. Ефименко, предусматривающий целенаправленный подбор и применение соответствующего цветового режима   занятий для детей. Посредствам определенных цветовых режимов моделируется определенное эмоциональное состояние, развивается цветовосприятие, повышается эффективность занятий [6 ]. Примерное цветовое сопровождение основных двигательных режимов у дошкольников представлено на рисунке 1.

Рисунок 1.

Использование в начале занятия «сухого дождя»   из ряда разноцветных ленточек: от синего к красному помогает активизировать двигательную активность детей, повышать их эмоциональный тонус. Рассматривание в заключительной части занятия тех же ленточек в обратном порядке: от красного к синему помогает детям расслабиться, восстановить растраченную энергию, стимулирует тактильную чувствительность. Глядя на цветовые дорожки дети могут самостоятельно проводить разминку: цвет подсказывает, какое из упражнений нужно выполнять выполнять (бег, ходьбу или прыжки).

Авторская программа Ж.Е. Фирилевой   «СА-ФИ-ДАНСЕ» основана на применении танцевально-игровой гимнастики с элементами аэробики.   Музыка позволяет задавать нужный темп и ритм. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируется память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы [4].

При составлении комплексов подбираются музыкальные произведения простые по мелодии и ритму, что позволяет ребёнку быстро запомнить композицию, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Простые по координации движения осваиваются целостно, более трудные - разучиваются без музыки, поэтапно, под счёт.

Педагог не только демонстрирует образец выполнения, даёт пример артистичности и эмоциональности, но и организует одновременное и синхронное выполнение движений. Различия в музыкальном и содержательном материале танцевально-игровой гимнастики позволяют избежать явления монотонности, поддерживать интерес детей к занятиям.

Для подведения итогов применения программы Н.Н. Ефименко и Ж.Е. Фирилевой в работе с детьми дошкольного возраста использовались тесты (задания) для каждой возрастной ступени. Тестирование проводилось в начале и   конце года по четырем показателям: бег 30 метров, челночный бег 3х10 метров, метание мешочка, прыжок в длину с места.

Итоги диагностики показали   положительную динамику состояния здоровья детей: по всем показателям наблюдался качественный рост. Так, уровень развития физических качеств вырос на 25 %, в двигательно-эмоциональной сфере - на 12%. П оложительная динамика уровня развития детей подтверждает эффективность использования программ Н.Н. Ефименко « Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста »   и Ж.Е. Фирилевой «Са-фидансе». В контролируемых группах.

-   повышается интерес к занятиям;

- развиваются мышечная сила, ловкость, выносливость, гибкость;

-   укрепляется костно-мышечная система;

- улучшается функциональная деятельность органов и систем;

- развиваются внимание, память, воображение, умственные способности;

-   формируется положительной   психо-эмоциональное состояние детей.

Все эти показатели подтверждают благотворное влияние используемых технологий на здоровье детей.

Список использованной литературы

1. Н.А. Скоблина, О важности оценки физического развития дошкольников // Медработник ДОУ – 2012 - № 2 – [6-13 c .]

2. Н.С. Коломийцева, Организация медицинского контроля за проведением физкультурных занятий в детских дошкольных учреждениях // Медработник ДОУ – 2012 - № 4 – [68-70 c .]

3. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства //Дошкольное воспитание. — 2004 - [9 -12 c .]

4. Фирилева Ж. Е. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей.учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб.; // «ДЕТСТВО-ПРЕСС» -   2010 - [ 352 с .]

5. Н.Н.Ефименко «Горизонтальный пластический балет»   // Таганрог. 2001г. - [98 -101 с.]

6. Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». // Таганрог. 2000 г.- [10 – 25 с.]

Источник: www.rusnauka.com