Билет что понимается под физической культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?

БИЛЕТ 1.

1. Что понимается под физической культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?

2. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

Вопрос 1. Что понимается под физической

культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?

Физическая культура — составная часть культуры, об­ласть социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, созда­ваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенст­вования его двигательной активности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федера­ции», глава 1, ст. 2.).

К материальным ценностям физической культуры от­носятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицин­ские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры и др. Их количество в отношении к численности населения — важный показатель развития физической культуры.

К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области фи­зической культуры и спорта, произведения искусства, по­священные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры.

Регулярные занятия физической культурой благоприят­но влияют на здоровье и физическое состояние человека. Причем в различные возрастные периоды эти занятия пре­следуют разные цели. В молодом возрасте занятия физиче­ской культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности к труду, службе в Армии. Занятия также способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старческом возрасте.

В зрелом возрасте физическая культура нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.

В преклонном возрасте занятия физической культуре позволяют сохранять здоровья и активное долголетие, замедляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических заболеваний и возможные осложнения.

Основными средствами физического воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физически упражнения. Физические упражнения это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.

Многократно повторяемые физические упражнений с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.

Во все времена была известна польза физической куль туры. О ней говорили, писали, ей посвящались трактаты.

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и Древнем Риме. Так греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.) не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данной субъекта». Древнеримский врач Гален (ок. 130 — ок. 200 гг.) в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным по­средством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «. движение как таковое может за­менить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

Приведем еще ряд высказываний великих людей о пользе движения и физических упражнений.

Авиценна (Абу-Али Ибн-Сина, ок. 980-1037 гг.) — уче­ный, философ, врач: «Если заниматься физическими уп­ражнениями, нет никакой нужды в употреблении ле­карств», «Умеренно и своевременно занимающийся физи­ческими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни».

Гиппократ: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полно­ценную и радостную жизнь».

Гораций (65—81 гг. до н.э.): «Если не бегаешь, пока здо­ров, придется побегать, когда заболеешь».

Джон Локк (1632-1704 гг.) — английский философ-ма­териалист: «Гимнастика удлиняет молодость человека».

Плутарх (ок. 45 — ок. 127 гг.) — древнеримский писа­тель и историк: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоро­вье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и че­ловек, думающий молчанием усовершенствовать свой го­лос».

В современных условиях развития нашего общества на­блюдается резкое ухудшение состояния здоровья населе­ния и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10 % молодежи име­ют нормальный уровень физического состояния и здоро­вья, продолжительность жизни сократилась на 7—9 лет, снижается производственный потенциал общества.

Сегодня человек меньше двигается, а значит его мыш­цы, система дыхания и система кровообращения мало ак­тивны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухуд­шающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в ре­зультате человека начинают преследовать различные бо­лезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Вопрос 2. Современные спортивно-оздорови­тельные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

К современным спортивно-оздоровительным системам физических упражнений по формированию культуры дви­жений и телосложения относятся: ритмическая (аэробная) гимнастика, шейпинг, степ-аэробика, слайд-аэробика, ве­лоаэробика, аквааэробика, бодибилдинг (атлетическая гимнастика) и др.

Ритмическая гимнастика (аэробная гимнастика) — это разновидность гимнастики оздоровительной направленно­сти, основным содержанием которой являются обще развивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элемен­ты, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без переры­вов, без пауз и остановок для объяснения упражнений).

Ритмическая гимнастика развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, развива­ет чувство ритма, способствует развитию грациозности, свободы движений, повышает физическую работоспособ­ность.

Выполнение комплексов ритмической гимнастики с за­данной интенсивностью приводит к средней потере веса на 150—300 г за одно занятие (О.А. Иванова, Н.Н. Шарабарова, 1989). Однако эти потери не позволяют существенно снизить вес без сочетания с правильной диетой. Если кало­рийность съедаемой пищи больше, чем расход энергии, то потерянные на занятиях граммы быстро восстанавлива­ются.

Тренирующий эффект достигается при 2—3 занятиях в неделю продолжительностью 30—45 мин.

Шейпинг — это система физических упражнений (пре­имущественно силовых) для женщин, направленная на

коррекцию фигуры и улучшение функционального со­стояния организма. Шейпинг-тренировка представляет собой комплекс упражнений, последовательно нагружа­ющих различные группы мышц. Они прорабатываются многократным повторением циклических упражнений, выполнять которые следует в умеренном темпе до упора (до максимальной нагрузки). Первый этап шейпинг-занятий — упражнения, направленные на уменьшение жиро­вых отложений (для этого индивидуально рассчитываются оптимальные режимы тренировки и питания). Второй этап — увеличение мышечного объема в нужных местах, чтобы фигура приобрела красивые, изящные формы.

Степ-аэробика — это система физических упражнений с использованием степ-платформы с изменяемой высотой. Обычная высота степ-платформ 15—30 см (для начинаю­щих 15—20 см), ширина — около 50 см. Платформы изго­товляют из плотного полиэтилена, который выдерживает нагрузку около 600 кг. Выполняя под музыку различные шаги (подъем-спуск), танцевальные движения, быстрые переходы, часто меняя ритм и направление движений, можно получить нагрузку, равноценную беговой трениров­ке. А чтобы выжать больше пота и сжечь больше жира, можно взять в руки гантели. Упражнения на степ-платформе довольно просты, их могут выполнять люди разного возраста и уровня физической подготовленности. Степ-аэ­робика эффективна для коррекции формы голени, бедер и ягодиц. При регулярных занятиях улучшается работа сер­дечно-сосудистой системы, повышается выносливость.

Слайд-аэробика — это система физических упражнений на специальной гладкой (пластиковой) дорожке длиной 183 см и шириной 61 см. Занимающиеся надевают особую обувь и носочки, встают на слайд и скользят по ней, ими­тируя движения конькобежца, лыжника или роллера. Слайд-аэробика позволяет развивать аэробную (общую) выносливость, целенаправленно развивать силу мышц ног, корректировать форму бедра.

Вело аэробика — это динамичная тренировка на велотренажере под музыку и видео сопровождение. На экране мо­нитора крутые горные подъемы сменяются пологими спусками или извилистыми лесными дорожками, создающими эффект присутствия. «Велосипедист» пытается на велотренажере преодолеть видео препятствия. Велоаэробика незаменима для полных людей, она разгружает суставы и прекрасно сгоняет лишний жир, (сход энергии доходит до 19 ккал/мин).

Аквааэробика — это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.

Аквааэробика построена на преодолении сопротивле­ния воды, что дает дополнительную нагрузку и создает эф­фект тренировки с отягощением. Это способствует более эффективному снижению веса, повышает выносливость и улучшает координацию движений.

Идеальная глубина для занятий аквааэробикой — метр-полтора. Для занятий нужны специальные приспособления:

аквапояс, позволяющий удерживать тело в вертикальном положении на глубокой воде, акваперчатки (похожи на ля­гушечьи лапки), аквагантели и акваштанги, аквастеп, элас­тичные бинты, ласты, дощечки, обручи, отягощения, за­крепленные на запястьях или лодыжках. Все они позволяют выполнять в воде самые разные упражнения (ходьба, бег, прыжки и подскоки в разных направлениях, махи руками и ногами, танцевальные шаги и др.).

Аквааэробика улучшает деятельность сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем; развивает физические качества (выносливость, гибкость, силу и координацию); способст­вует коррекции телосложения; повышает уровень работо­способности; оказывает положительное влияние на психи­ку человека.

Бодибилдинг («строительство» тела) — это система уп­ражнений с отягощениями, направленная на укрепление здоровья, развитие силы и создание красивого, гармонич­ного телосложения.

Внешний эффект силовых упражнений выражается в соответствующих изменениях форм телосложения и осанки. Внутренний эффект применения силовых уп­ражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизнен­но важных функций организма и осуществления двигательной активности. Скелетные мышцы являются не толь­ко органами движения, но и своеобразными периферичес­кими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.

Специфический режим мышечной активности в сочета­нии с рациональным питанием способствует усилению белкового обмена, улучшению кровоснабжения мышц, утолщению мышечных волокон. Наряду с рабочей гипер­трофией мышц происходит увеличение капиллярной сети, снижение кровяного давления, уменьшение отложений хо­лестерина на стенках сосудов, освобождение от излишних жировых накоплений, повышение мышечного тонуса и улучшение самочувствия.

В современном бодибилдинге классическими канонами гармоничного развития стали широкие плечи, подчеркну­тые хорошей формой дельтовидных мышц, мощные груд­ные мышцы с развитыми верхними частями и отчетливым уступом в нижней части, сильные широчайшие мышцы, су­жающийся к талии торс; рельефные мышцы живота; креп­кие бедра с сильно развитыми икроножными мышцами; бо­гатырски развитые руки.

В настоящее время в оздоровительной физической культуре широкое применение получили различные трена­жеры и тренажерные устройства, которые помогают изба­виться от лишнего веса, приобрести красивую осанку, ук­репить сердечную мышцу и развить выносливость. Такие тренажеры называют «аэробными», поскольку во время за­нятий на них происходит интенсивный кислородный обмен. К ним относятся: велотренажеры (ременные, маг­нитные), велоэргометры, беговые дорожки.

В последнее время все большую популярность завое­вывают «беговые дорожки». В первую очередь это связа­но с тем, что в больших городах загазованность воздуха настолько велика, что вреда от бега на открытом воздухе может быть больше, чем пользы. Во-вторых, беговые до­рожки, как правило, содержат мини-компьютер, выдаю­щий полезную информацию (пройденное расстояние, скорость, число израсходованных калорий и др.). Но са­мое главное, что эти тренажеры играют роль «домашнего» тренера. Тренировочные программы, содержащиеся в памяти компьютера, поддерживают параметры трениров­ки таким образом, чтобы избежать негативного влияния на сердце.

Компьютер оживляет тренировки: на мониторе изобра­жаются различные ландшафты, делающие занятия эмоци­онально привлекательными.

«Беговые дорожки» бывают двух основных типов: меха­нические и электрические. Встав на дорожку и перебирая ногами, занимающийся тем самым приводит в движение беговое полотно, компьютер выводит на небольшой дис­плей лишь самые основные показания: скорость движения, расстояние, время тренировки, количество сжигаемых ка­лорий.

Уровень нагрузки устанавливается, как правило, с помо­щью изменения угла наклона бегового плотна, а в некото­рых моделях реализована возможность притормаживания полотна с использованием магнитной системы нагружения (эти тренажеры называют «магнитными»).

Электрические беговые дорожки приводятся в движе­ние электромотором. Электромотор способен «разгонять» беговое полотно с амортизирующим покрытием до скоро­сти 10—16 км/ч. Различные параметры тренировки задают­ся автоматически, нажатием кнопки изменяется угол на­клона бегового полотна. Многофункциональный дисплей отображает исчерпывающую информацию, начиная от па­раметров тренировки и заканчивая состоянием здоровья тренирующегося.

БИЛЕТ 2.

1. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит и как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)?

2. Что необходимо делать при избыточной массе тела?

Вопрос 1. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит и как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)?

Физическое развитие — процесс становления, формиро­вания и последующего изменения на протяжении индиви­дуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств человеческого организма.

О физическом развитии человека судят по размерам и форме его тела, развитию мускулатуры, функциональ­ным возможностям дыхания и кровообращения, показате­лям физической работоспособности.

Основными показателями физического развития чело­века являются:

1. Показатели телосложения: рост, вес, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Эти показатели характеризуют, прежде всего, биоло­гические формы (морфологию) человека.

2. Показатели развития физических качеств человека:

силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Эти показатели в боль­шей мере отражают функции мышечной системы человека.

3. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье чело­века оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пи­щеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Для человека типичной является следующая кривая процесса физического развития.

Примерно до 25 лет большинство морфологических по­казателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 40—50 лет физическое разви­тие стабилизировано, т.е. остается на определенном уров­не. В дальнейшем по мере старения функциональная дея­тельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Физическое развитие каждого человека во многом зави­сит от таких факторов, как наследственность, среда и дви­гательная активность.

Наследственность обусловливает тип нервной системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты фи­зического развития. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потен­циальные возможности и предпосылки хорошего или пло­хого физического развития. Конечный же уровень разви­тия форм и функций организма будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной деятельности.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существен­ным образом зависит от условий жизни человека. К ним, прежде всего, относятся социальные условия. Условия бы­та, труда, воспитания, материального обеспечения, а также качество питания (калорийность, сбалансированность) в значительной мере влияют на физическое состояние че­ловека и определяют развитие и изменение форм и функ­ций организма.

Определенное влияние на физическое развитие челове­ка оказывает климатогеографическая среда, а также эко­логические условия проживания.

Большое значение для управления физическим разви­тием в процессе физического воспитания имеют: биологи­ческий закон упражняемости (повторяемости действий) и закон единства форм и функций организма в его деятель­ности. Величина и характер двигательной деятельности человека, вид спорта, которым он занимается, в значитель­ной степени влияют на многие морфофункциональные по­казатели физического развития. Так, например, в баскетбо­ле, волейболе, прыжках в высоту и т.п. рост тела в длину ус­коряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой — замедлятся.

Под влиянием систематических тренировочных заня­тий человек может существенно улучшать практически все двигательные способности, а также успешно устра­нять средствами физической культуры различные недо­статки телосложения и врожденные аномалии, например сутулость, плоскостопие и др.

Рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную ем­кость легких, силу мышц измеряют с помощью специаль­ных приборов.

Рост (длина тела) измеряется антропометром (ростоме­ром). вес (масса тела) определяется на медицинских весах с точностью до 50 г через 2—3 ч после еды при максималь­ном обнажении человека, окружность грудной клетки — сантиметровой лентой, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — водным или сухим спирометром, сила мышц — динамо­метрами. С помощью динамометров определяют силу мышц — сгибателей кисти и пальцев (кистевая динамоме­трия), а также силу мышц-разгибателей позвоночного столба (становая динамометрия).

Вопрос 2. Что необходимо делать при избыточной массе тела?

Основными компонентами массы тела являются мы­шечная, костная и жировая ткань. Их соотношение в значи­тельной мере зависит от условий двигательной деятельнос­ти и питания.

Избыточный вес (масса) тела — вес, превышающий в той или иной мере показатели нормального веса (до 20 %) и происходящий, главным образом, за счет накопления жировой ткани.

Среди причин, приводящих к избыточному весу и ожи­рению, основными (более 90 % случаев) являются недоста­точная двигательная активность и излишнее питание), ступление калорий превышает энергетические потребнос­ти организма). Очевидно, что эффективным средством борьбы с ожирением является снижение калорийности пи­тания или увеличение энергорасхода.

Преимущество увеличения энергорасхода за счет физи­ческих упражнений по сравнению с ограничением питания состоит в том, что при физических упражнениях нет потерь белка, снижения массы тканей, не содержащих жира, т.е. физическая нагрузка предохраняет организм от отрица­тельного баланса.

При двигательной деятельности энергетические траты организма тем больше, чем больше длительность и интен­сивность физической нагрузки.

Для снижения жировой массы эффективными являются упражнения циклического и ациклического характера уме­ренной интенсивности, т.е. упражнения аэробного характе­ра, связанные со значительным потреблением кислорода. При длительном их выполнении (30 мин и более) углевод­ные запасы в организме постепенно исчерпываются, и рас­ход энергии осуществляется за счет использования (окисле­ния) жиров. Аэробные упражнения позволяют избавиться от 0,5 кг веса за каждые две недели. К числу таких упраж­нений относятся: бег на лыжах, плавание, оздоровитель­ный бег, езда на велосипеде, быстрая ходьба со скоростью 7 км/ч, аквааэробика, степ-аэробика, велоаэробика и др.

Длительность и интенсивность физических упражне­ний должны быть такими, чтобы пульс в течение всей фи­зической нагрузки достигал не менее 130 уд./мин.

БИЛЕТ 3.

1. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их здоровья.

2. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия?

Вопрос 1. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их дозирования.

Под физическими упражнениями понимаются двигатель­ные действия, которые развивают физические качества, укрепляют здоровье и повышают работоспособность чело­века.

Слово «физические» отражает характер совершаемой ра­боты (в отличие от умственной). Физическая работа внеш­не проявляется в виде перемещений тела человека и его ча­стей в пространстве и во времени.

Слово «упражнения» обозначает направленную повто­ряемость действий с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматрива­ется, с одной стороны, как конкретное двигательное дейст­вие, с другой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего внутренним и внешним содержанием. Внутреннее со­держание — это совокупность физиологических, психоло­гических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражне­ния (физиологические сдвиги в организме, степень прояв­ления физических качеств и т.п.). Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например, пры­жок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталкивание, полет, приземление.

Физические упражнения обязательно должны дозиро­ваться по величине нагрузки и продолжительности выпол­нения.

Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. До­за нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагруз­ку — значит строго регламентировать ее объем и интен­сивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполнен­ных упражнений, затратами времени на занятие, километ­ражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физичес­ких упражнений представляет собой обратно пропорцио­нальную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот.

Воздействие нагрузки определяется по реакции орга­низма на выполненную работу. Показателями реакции ор­ганизма, являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся (измене­ние цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыха­ния и др.).

Наиболее информативным, объективным и широко ис­пользуемым в физической культуре и спорте показателем реакции организма на физическую нагрузку является час­тота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сер­дечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диа­пазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.

Регулирование физической нагрузки достигается следу­ющими способами:

— изменением количества повторений одного и того же упражнения;

— изменением суммарного количества физических уп­ражнений;

— изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;

увеличением или уменьшением амплитуды дви­жений;

варьированием величин внешних отягощении (это может быть вес собственного тела, штанга, гантели, набив­ные мячи и т.п.);

— выполнением упражнений в усложненных или облег­ченных условиях (например: бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра и т.д.);

— изменением исходных положений (например: выпрыгивания вверх из полу приседа и приседа, сгибание и разги­бание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гим­настической скамейке и т.д.);

— изменением длины дистанций в беге, плавании, в бе­ге на лыжах;

— проведением занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

— увеличением или уменьшением времени (интерва­лов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

Основное, что определяет величину нагрузки и продол­жительность выполнения упражнений, — это возраст, пол занимающихся, уровень их физической подготовленнос­ти, состояние здоровья, а также поставленные перед уро­ком физической культуры или тренировочным занятием цели.

Вопрос 2. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия?

Плоскостопие — опущение (уплощение) сводов стопы.

Плоскостопие чаще всего появляется вследствие ослаб­ления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голе­ни, которые обусловливают ее нормальный свод.

При деформации свода стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль свода, и внут­ренние органы подвергаются резким толчкам при различ­ных движениях (например, ходьбе, беге).

Обнаружить плоскостопие можно следующим образом. Нужно намочить ногу или смазать маслом, а потом встать на лист бумаги, чтобы получит отпечаток формы стопы. Внешний контур должен быть непрерывным, а внутренний имеет изгиб, т.е. только узкая полоска соединяет носок

и пятку на отпечатке. Если полоса больше половины ши­рины отпечатка, значит, имеется плоскостопие.

Плоскостопие встречается у школьников довольно час­то. Уплощение свода стопы (продольного или поперечно­го) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляе­мость и боли при ходьбе и стоянии.

Для предупреждения развития плоскостопия надо со­блюдать следующие профилактические меры:

1) не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука — не более 3—4 см;

2) для уменьшения деформации свода стопы пользо­ваться супинаторами, постоянно выполнять корригирую­щие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

3) выполнять общеразвивающие упражнения, упраж­нения для нижних конечностей. Например, для укрепле­ния мышц, поддерживающих свод стопы, применяются такие упражнения, как круговые движения стоп, их сгиба­ние и разгибание, обхват небольшого мяча (или шарика) подошвенной поверхностью стоп, подскоки, ходьба на но­сках, наружном крае стопы, ходьба и бег босиком по песку и гальке, плавание стилем кроль и др.

Примерные упражнения для профилактики и коррек­ции плоскостопия следующие:

1. Ходьба на носках и на пятках.

2. Ходьба на внешней стороне стоп.

3. Ходьба на носках в полуприседе.

4. Ходьба на носках окрестным шагом.

5. Подъемы на переднюю часть стопы (пружинистые покачивания), стоя обеими ногами на рейке гимнасти­ческой стенки, с разным положением стоп: а) параллель­но; б) носки вместе, пятки врозь; в) носки врозь, пятки вместе.

6. Перенесение предмета с одного места на другое, за­хватив его пальцами.

7. Катание мяча (палочки) серединой стопы, сидя на стуле.

8. Передвижение вперед, захватывая пальцами ног по­лотенце («гусеница»)

БИЛЕТ 4.

1. Что понимается под техникой физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники) .

2. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми?

Вопрос 1. Что понимается под техникой

физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники)?

Под техникой физических упражнений понимают спо­собы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью. Например, при передвижении на лыжах по пересеченной местности равнинные участки преодолеваются попеременным двухшажным ходом, пологие спуски (движение под уклон) — одновременным бесшажным или одношажным ходом, а крутые склоны (подъемы на лыжах в гору) — способами «лесенка» и «елочка». Из данного примера видно, что тех­ника передвижения на лыжах меняется в зависимости от рельефа местности, что приводит к наиболее целесообраз­ному и эффективному прохождению лыжной дистанции.

В любом физическом упражнении (двигательном дейст­вии) выделяют основу, ведущее (главное) звено и детали техники.

Основа техники — это состав и последовательность дви­жений и элементов, входящих в двигательное действие. Например, прыжок в высоту с разбега складывается из че­тырех элементов: разбег — отталкивание — полет (преодо­ление планки) - приземление.

Ведущее (главное) звено техники — это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное дей­ствие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно.

Детали техники — это отдельные элементы и особенно­сти выполнения целостного двигательного действия, кото­рые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью лю­ди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время, за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым (А.П. Матвеев, 1998).

В практике физического воспитания используются сле­дующие критерии оценки эффективности техники физиче­ских упражнений:

1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2) разница между реальным результатом и возможным;

3) параметры эталонной техники, когда сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталон­ной техники.

Вопрос 2. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми?

Подвижные игры обеспечивают всестороннее, ком­плексное развитие физических качеств и совершенствова­ние двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаи­модействии. В случае же педагогической необходимости с помощью подвижных игр можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответст­вующие игры).

Наличие в игре элементов соперничества требует от за­нимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способ­ностей.

Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре спо­собствует формированию у занимающегося самостоятель­ности, инициативы, творчества, целеустремленности и дру­гих ценных личностных качеств.

Соблюдение требований и правил игры в условиях про­тивоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся многие нравственные каче­ства: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознатель­ную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.

Присущий подвижным играм фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положи­тельного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

БИЛЕТ 5.

1. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения.

2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

Вопрос 1. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека.

Здоровье — это состояние полного физического, душев­ного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Физическое благополучие — это когда все органы челове­ческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е. обладают резервом.

Духовное (душевное или психическое) благополучие пред­полагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упаднического настроения, вызывающего от­рицательные эмоции и даже депрессию.

Социальное благополучие предполагает устойчивое поло­жение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.

Доказано, что здоровье человека только на 8—10 % за­висит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18—22 % — от генетических факторов, на 17—20 % — от со­стояния окружающей среды и на 49—53 % — от условий и образа жизни людей.

Регулярные и правильно дозируемые физические уп­ражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека, приво­дят к повышению скорости окислительно-восстановитель­ных процессов, способствуют увеличению общей приспо­собляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, у физически тренирован­ных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увели­чиваются работоспособность сердца, содержание гемогло­бина и количество эритроцитов в крови, повышается фаго­цитарная (защитная) функция крови.

Американский врач-кардиолог Вильгельм Рааб иссле­довал состояние сердца у физически активных (спортсме­ны, солдаты, рабочие на фермах) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малопо­движный образ жизни, уже в 17—35 лет наблюдались при­знаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника». Деятельного, потому что он вершит большие дела, а бездельника, так как при этом не затрачивает больших мышечных усилий.

Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение (систолу) выталкивает в аорту 50— 70 мл крови, в минуту при 70—80 сокращениях 3,5—5 л. Си­стематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90—110 мл в покое, а при очень больших физических нагрузках до 150 и даже до 200 мл. Частота сердечных сокращений при jtom увеличивается до 200 уд./мин и более, минутный объ­ем кровотока (т.е. количество крови, выбрасываемое серд­цем в минуту) соответственно до 25 л, а иногда и 40 л.

На увеличение минутного объема кровотока оказывает влияние активное сокращение мышц при физической ра­боте и сжатие в них вен (механизм мышечного насоса), что ведет к увеличению оттока венозной крови из мышц ног и усиленному притоку крови к правому желудочку сердца.

Усиление кровотока у спортсменов происходит главным образом благодаря увеличению ударного объема крови (количество крови, выбрасываемое сердцем в аорту за одно сокращение), в то время как у нетренированных — пре­имущественно за счет учащения сердцебиения. Из этого следует, что сердечная мышца нетренированных людей ра­ботает менее экономно, скорее устает, быстрее изнашива­ется. Не случайно сердечно-сосудистые заболевания встре­чаются гораздо чаще у тех, кто не занимается физической культурой.

Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека на 20 % выше, чем у тренированного. В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72—84 уд./мин, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна брадикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 уд./мин, а у высококвалифицирован­ных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36— 38 уд./мин.

Такой режим работы более «выгоден» для сердца, так как увеличивается время отдыха, во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь (диастола). У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрее изнашивается.

При легкой нагрузке сердце нетренированного челове­ка увеличивает количество сокращений, а сердце спортс­мена повышает ударный выброс крови, т.е. работает эко­номичнее.

При большой физической нагрузке возрастает объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1,5 л, достигая в целом 5-6 л. Пополнение поступает из кровя­ных «депо» — своеобразных резервных емкостей, находя­щихся главным образом в печени, селезенке и легких. Со­ответственно увеличивается количество циркулирующих красных кровяных телец — эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород.

Итак, объем циркулирующей крови способен возрас­тать благодаря работе сердца-насоса и транспортных арте­рий с 3—5 до 40 л в минуту. Кровь заполняет мельчайшие сосуды, артериолы и капилляры. Этот мощный поток кро­ви обеспечивает кислородом и энергией возросшие по­требности всего организма и, в первую очередь, мышечной системы. В работающих мышцах число функционирующих капилляров возрастает многократно. Скорость кровотока в работающих мышцах увеличивается в 20 раз, а интенсив­ность обмена веществ с использованием кислорода может возрастать в 100 раз!

В организме человека почти 160 миллиардов капилля­ров, длина их примерно 100 000 км. Когда мышца находит­ся в состоянии покоя, то работает лишь 10 % капилляров. Если она начинает сокращаться и, следовательно, нуждает­ся в большем количестве питательных веществ, поступаю­щих с кровью, в действие вступают резервные капилляры. В результате этого в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней и питательных веществ. Быстрее удаляются из организма и продукты рас­пада, так как во сколько раз увеличивается приток артери­альной крови, во столько возрастает отток венозной.

В процессе физической тренировки кровеносные сосуды становятся более эластичными, артериальное давление дер­жится в пределах нормы. Нередко у пожилых людей, систе­матически занимающихся физкультурой, кровяное давление поддерживается на уровне, свойственном молодым.

Приведенные цифры свидетельствуют о больших анато­мических и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, которые раскрываются только при их систематиче­ской тренировке.

При систематических занятиях физическими упражне­ниями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыха­тельные мышцы, увеличивается жизненная емкость лег­ких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети. Физические нагрузки увеличивают чис­ло альвеол в легких, совершенствуя тем самым дыхатель­ный аппарат и увеличивая его резервы.

Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. Эта величина, определяемая с по­мощью спирометра, характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000-3500 см 3. у женщин — 2000-2500 см 3. у мужчин и жен­щин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500-6000 и 3500-4500 см 3 .

Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развива­ют дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газо­обмен между легкими и кровью.

Хорошо развитый дыхательный аппарат — надежная га­рантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, много­численными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный ап­парат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) — это первый этап на пути к улучшению здоровья.

В спокойном состоянии в легкие нетренированного че­ловека за 18-24 дыхательных движения в минуту поступает 3-5 л воздуха, из которого в кровь переходит 200—300 мл кислорода. У тренированных людей в покое дыхание менее чистое: 10—16 вдохов в минуту, но более глубокое. Во вре­мя интенсивной мышечной работы, например при быст­ром беге, плавании, количество поступающего в легкие воздуха может увеличиваться в 20 и более раз, достигая 120—200 л/мин. У нетренированных людей максимальная вентиляция легких в аналогичных условиях достигает всего 60-120 л/мин.

У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно. Из одного и того же объ­ема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается боль­шее количество кислорода.

При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потребление кислорода повышается в сред­нем на 20-30 %.

В то же время недостаточно развитый аппарат внешне­го дыхания может способствовать развитию болезненных различных нарушений в организме, ибо недостаточное поступление кислорода влечет за собой повышенную утом­ляемость, падение работоспособности, снижение сопро­тивляемости организма и рост риска заболеваний. Такие распространенные болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообра­щения головного мозга, так или иначе, связаны с недоста­точным поступлением кислорода.

Анализ заболеваемости лиц, занимающихся массово-оздоровительными формами физической культуры, пока­зал, что частота заболеваний дыхательной системы у них значительно ниже, чем у не занимающихся, снижается так­же частота обострении хронических заболеваний (А. Г. Дем-бо, 1980).

Всякое заболевание сопровождается нарушением функ­ций организма, следовательно, возникает необходимость их восстановления. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, на­сыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление.

Вопрос 2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

Скоростные качества (способности) — это комплекс морфофункциональных свойств человека, определяющих быстроту выполнения двигательных действий.

К числу скоростных основных способностей относятся:

скорость простой и сложной двигательных реакций, ско­рость одиночного движения, частота движений (темп).

Скоростные качества в условиях общеобразовательного учреждения можно развивать с помощью следующих уп­ражнений: старт в беге на выстрел или команду бег на ко­роткие дистанции (20-60 м) со старта и с хода, бег под го­ру, бег по ветру, бег с изменением движения или остановка по сигналу, линейные и встречные эстафеты с бегом, по­движные игры «День и ночь», «Вороны и воробьи», «Сал­ки» и др.

Применяемые упражнения должны всегда выполняться с максимально возможной скоростью и темпом, так как меньшие скорости росту быстроты не способствуют.

Продолжительность упражнений, направленных на со­вершенствование скоростных качеств, должна быть такой, чтобы скорость их выполнения к концу повторения не сни­жалась. Оптимальная продолжительность однократной на­грузки равняется 8—10 с, допустимая 20-22 с.

Силовые качества (способности) — это комплекс раз­личных проявлений человека в определенной двигатель­ной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Сила — это способность человека преодолевать внеш­нее сопротивление или противостоять ему за счет мышеч­ных усилий (напряжений).

К числу основных силовых качеств (способностей) от­носятся: собственно-силовые, скоростно-силовые, сило­вая выносливость.

Силовые качества в условиях общеобразовательного уч­реждения можно развивать с помощью упражнений с внеш­ним отягощением.

— со штангой (например, наклоны, повороты, приседа­ния, подскоки со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке, тяга штанги к груди в наклоне и др.);

— с гантелями (например, одновременное или пооче­редное сгибание и разгибание рук с заведением гантелей за голову, разведение прямых рук в наклоне, наклоны в сторо­ны и др.);

— с гирями (например, махи гирей до уровня плеч, тол­чок одной гири, толчок двух гирь, рывок гири одной рукой, приседания и др.);

— с набивными мячами весом 1—3 кг (например, броски мячей из различных исходных положений);

— с использованием тренажерных устройств и т.д. и упражнений, отягощенных весом собственного тела, например подтягивание в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, поднимание и опускание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, подъем ног в висе на перекладине или гимнастической стенке (до пря­мого угла или на максимальную высоту), а также упражне­ний в самосопротивлении.

БИЛЕТ 6.

1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение.

2. Что такое здоровый образ жизни?

Вопрос 1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение.

Под физической работоспособностью понимается способность человека выполнять определенную физическую работу в течение длительного времени без снижения ее ка­чества и производительности.

Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.

В настоящее время единственной, точной мерой работо­способности, а, следовательно, и времени ее восстановле­ния следует считать количество работы, которое может ныть выполнено. Снизилось количество предельной работоспособности, т. е. работы, выполняемой «до отказа», следовательно, снизилась работоспособность.

У каждого человека работоспособность различна и за­висит от возраста, состояния здоровья, физической силы, психологического настроения, опыта работы, тренирован­ности и многих других факторов.

В течение суток максимальные подъемы работоспособ­ности отмечаются в 10—12 и 16—19 часов. В вечерние и ноч­ные часы работоспособность понижается, достигая своего минимума к 4 часам утра. Но это положение не абсолютно, существуют индивидуальные различия временного распре­деления работоспособности.

Изменяется работоспособность и в течение недели. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспо­собность, а к пятнице у него развивается утомление.

Физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50—60 годам она снижается на

30 %, а в сле­дующие десять лет составляет лишь около 60 % юношеской.

Регулярные занятия физическими упражнениями позво­ляют повысить физическую работоспособность. Наиболее эффективны занятия по общефизической подготовке. Ос­новными упражнениями, которые включаются в эти заня­тия, являются упражнения на развитие силы и выносливос­ти. Наилучшим средством развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производитель­ность сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ходьба, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), езда на велосипеде, плавание, передвижение на лы­жах, бег на коньках и др. Занятие каким-либо из вышеука­занных циклических видов физических упражнений долж­ны продолжаться не менее 15 мин три раза в неделю при ЧСС 60—80 % от максимальной (120—160 уд./мин). Для до­стижения тренировочного эффекта необходимо заниматься, например, ходьбой не менее 40 мин четыре раза в неделю при частоте пульса 60 % и более от максимального показате­ля. По мере повышения уровня физической подготовки ор­ганизм после каждого занятия будет восстанавливаться все быстрее, следовательно, время восстановления может слу­жить мерилом уровня физической подготовки. Если вынос­ливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем челове­ка возрастает, частота его сердечных сокращении в состоя­нии покоя уменьшается.

Индивидуальный уровень физической работоспособно­сти можно контролировать с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток.

Данная проба проводится следующим образом. Необхо­димо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин, после чего надо измерить число пульсовых ударов за 15 с и пересчитать на ЧСС в 1 мин (Р1). Затем в течение 45 с надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и измерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 с первой минуты восстановления. Работоспособность рассчи­тывается по формуле:

При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0 — средней; от 6,0 до 8,0 — удовлетво­рительной; свыше 8,0 — плохой.

Физические упражнения оказывают на работоспособ­ность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их исполнения, либо отдаленное, когда результат становится, заметен лишь при продолжительных (в течение нескольких недель или месяцев) занятиях.

Вопрос 2. Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здо­ровья, оптимальному приспособлению организма к усло­виям среды, высокому уровню работоспособности в учеб­ной и профессиональной деятельности.

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в котором можно выделить следующие основные компоненты (В.П. Лукьяненко, 2001):

1) осознанное, целенаправленное применение разнооб­разных форм физкультурной активности;

2) целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

3) использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

4) активная борьба с вредными привычками и их пол­ное искоренение;

5) деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятель­ности, учитывающий индивидуальные интересы, потреб­ности, возможности и связь с его учебной, профессиональ­ной и бытовой деятельностью.

Ведущим из условий, которые необходимо соблюдать для сохранения и укрепления здоровья, является правиль­но организованная и достаточная по объему и интенсивно­сти двигательная активность. «Самое главное в режиме со­хранения здоровья есть занятия физическими упражнени­ями, а затем уже режим пищи и режим сна», — писал на рубеже первого и второго тысячелетий Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки», в главе «Со­хранение здоровья».

Физическая культура представлена в ЗОЖ в виде еже­дневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закалива­ющих процедур, а также других видов двигательной ак­тивности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.

Важными слагаемыми ЗОЖ являются рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, суточного режима, отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение).

Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

БИЛЕТ 7.

1. Расскажите об основных способах контроля за физической нагрузкой на занятиях физическими упражнениями.

2. Утренняя гимнастика, для чего она используется, и какие требования надо выполнять при ее проведении (гигиенические, педагогические, организационные)?

Вопрос 1 . Расскажите об основных способах контроля за физической нагрузкой на занятиях физическими упражнениями.

Физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений.

Утомление— это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

К внешним признакам утомления относят, изменен и цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений (см табл.1).

Как видно из таблицы, если нагрузка очень большая то наблюдается чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, обильное потоотделение, появляется одышка, нарушается координация движений. При появлении этих неблагоприятных признаков надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть. Во время отдыха рекомендуется выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц.

К внутренним признакам, свидетельствующим о наступлении утомления, относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение.

Внешние признаки утомления

Источник: refdb.ru