Билет что понимается под физической культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?
БИЛЕТ 1.
1. Что понимается под физической культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?
2. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.
Вопрос 1. Что понимается под физической
культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?
Физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», глава 1, ст. 2.).
К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры и др. Их количество в отношении к численности населения — важный показатель развития физической культуры.
К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку о физическом воспитании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры.
Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Причем в различные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте занятия физической культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности к труду, службе в Армии. Занятия также способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старческом возрасте.
В зрелом возрасте физическая культура нужна в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.
В преклонном возрасте занятия физической культуре позволяют сохранять здоровья и активное долголетие, замедляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических заболеваний и возможные осложнения.
Основными средствами физического воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физически упражнения. Физические упражнения — это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.
Многократно повторяемые физические упражнений с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.
Во все времена была известна польза физической куль туры. О ней говорили, писали, ей посвящались трактаты.
Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и Древнем Риме. Так греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.) не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данной субъекта». Древнеримский врач Гален (ок. 130 — ок. 200 гг.) в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «. движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Приведем еще ряд высказываний великих людей о пользе движения и физических упражнений.
Авиценна (Абу-Али Ибн-Сина, ок. 980-1037 гг.) — ученый, философ, врач: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств», «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни».
Гиппократ: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Гораций (65—81 гг. до н.э.): «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь».
Джон Локк (1632-1704 гг.) — английский философ-материалист: «Гимнастика удлиняет молодость человека».
Плутарх (ок. 45 — ок. 127 гг.) — древнеримский писатель и историк: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос».
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7—9 лет, снижается производственный потенциал общества.
Сегодня человек меньше двигается, а значит его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Вопрос 2. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.
К современным спортивно-оздоровительным системам физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения относятся: ритмическая (аэробная) гимнастика, шейпинг, степ-аэробика, слайд-аэробика, велоаэробика, аквааэробика, бодибилдинг (атлетическая гимнастика) и др.
Ритмическая гимнастика (аэробная гимнастика) — это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются обще развивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений).
Ритмическая гимнастика развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, развивает чувство ритма, способствует развитию грациозности, свободы движений, повышает физическую работоспособность.
Выполнение комплексов ритмической гимнастики с заданной интенсивностью приводит к средней потере веса на 150—300 г за одно занятие (О.А. Иванова, Н.Н. Шарабарова, 1989). Однако эти потери не позволяют существенно снизить вес без сочетания с правильной диетой. Если калорийность съедаемой пищи больше, чем расход энергии, то потерянные на занятиях граммы быстро восстанавливаются.
Тренирующий эффект достигается при 2—3 занятиях в неделю продолжительностью 30—45 мин.
Шейпинг — это система физических упражнений (преимущественно силовых) для женщин, направленная на
коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Шейпинг-тренировка представляет собой комплекс упражнений, последовательно нагружающих различные группы мышц. Они прорабатываются многократным повторением циклических упражнений, выполнять которые следует в умеренном темпе до упора (до максимальной нагрузки). Первый этап шейпинг-занятий — упражнения, направленные на уменьшение жировых отложений (для этого индивидуально рассчитываются оптимальные режимы тренировки и питания). Второй этап — увеличение мышечного объема в нужных местах, чтобы фигура приобрела красивые, изящные формы.
Степ-аэробика — это система физических упражнений с использованием степ-платформы с изменяемой высотой. Обычная высота степ-платформ 15—30 см (для начинающих 15—20 см), ширина — около 50 см. Платформы изготовляют из плотного полиэтилена, который выдерживает нагрузку около 600 кг. Выполняя под музыку различные шаги (подъем-спуск), танцевальные движения, быстрые переходы, часто меняя ритм и направление движений, можно получить нагрузку, равноценную беговой тренировке. А чтобы выжать больше пота и сжечь больше жира, можно взять в руки гантели. Упражнения на степ-платформе довольно просты, их могут выполнять люди разного возраста и уровня физической подготовленности. Степ-аэробика эффективна для коррекции формы голени, бедер и ягодиц. При регулярных занятиях улучшается работа сердечно-сосудистой системы, повышается выносливость.
Слайд-аэробика — это система физических упражнений на специальной гладкой (пластиковой) дорожке длиной 183 см и шириной 61 см. Занимающиеся надевают особую обувь и носочки, встают на слайд и скользят по ней, имитируя движения конькобежца, лыжника или роллера. Слайд-аэробика позволяет развивать аэробную (общую) выносливость, целенаправленно развивать силу мышц ног, корректировать форму бедра.
Вело аэробика — это динамичная тренировка на велотренажере под музыку и видео сопровождение. На экране монитора крутые горные подъемы сменяются пологими спусками или извилистыми лесными дорожками, создающими эффект присутствия. «Велосипедист» пытается на велотренажере преодолеть видео препятствия. Велоаэробика незаменима для полных людей, она разгружает суставы и прекрасно сгоняет лишний жир, (сход энергии доходит до 19 ккал/мин).
Аквааэробика — это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.
Аквааэробика построена на преодолении сопротивления воды, что дает дополнительную нагрузку и создает эффект тренировки с отягощением. Это способствует более эффективному снижению веса, повышает выносливость и улучшает координацию движений.
Идеальная глубина для занятий аквааэробикой — метр-полтора. Для занятий нужны специальные приспособления:
аквапояс, позволяющий удерживать тело в вертикальном положении на глубокой воде, акваперчатки (похожи на лягушечьи лапки), аквагантели и акваштанги, аквастеп, эластичные бинты, ласты, дощечки, обручи, отягощения, закрепленные на запястьях или лодыжках. Все они позволяют выполнять в воде самые разные упражнения (ходьба, бег, прыжки и подскоки в разных направлениях, махи руками и ногами, танцевальные шаги и др.).
Аквааэробика улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развивает физические качества (выносливость, гибкость, силу и координацию); способствует коррекции телосложения; повышает уровень работоспособности; оказывает положительное влияние на психику человека.
Бодибилдинг («строительство» тела) — это система упражнений с отягощениями, направленная на укрепление здоровья, развитие силы и создание красивого, гармоничного телосложения.
Внешний эффект силовых упражнений выражается в соответствующих изменениях форм телосложения и осанки. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществления двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.
Специфический режим мышечной активности в сочетании с рациональным питанием способствует усилению белкового обмена, улучшению кровоснабжения мышц, утолщению мышечных волокон. Наряду с рабочей гипертрофией мышц происходит увеличение капиллярной сети, снижение кровяного давления, уменьшение отложений холестерина на стенках сосудов, освобождение от излишних жировых накоплений, повышение мышечного тонуса и улучшение самочувствия.
В современном бодибилдинге классическими канонами гармоничного развития стали широкие плечи, подчеркнутые хорошей формой дельтовидных мышц, мощные грудные мышцы с развитыми верхними частями и отчетливым уступом в нижней части, сильные широчайшие мышцы, сужающийся к талии торс; рельефные мышцы живота; крепкие бедра с сильно развитыми икроножными мышцами; богатырски развитые руки.
В настоящее время в оздоровительной физической культуре широкое применение получили различные тренажеры и тренажерные устройства, которые помогают избавиться от лишнего веса, приобрести красивую осанку, укрепить сердечную мышцу и развить выносливость. Такие тренажеры называют «аэробными», поскольку во время занятий на них происходит интенсивный кислородный обмен. К ним относятся: велотренажеры (ременные, магнитные), велоэргометры, беговые дорожки.
В последнее время все большую популярность завоевывают «беговые дорожки». В первую очередь это связано с тем, что в больших городах загазованность воздуха настолько велика, что вреда от бега на открытом воздухе может быть больше, чем пользы. Во-вторых, беговые дорожки, как правило, содержат мини-компьютер, выдающий полезную информацию (пройденное расстояние, скорость, число израсходованных калорий и др.). Но самое главное, что эти тренажеры играют роль «домашнего» тренера. Тренировочные программы, содержащиеся в памяти компьютера, поддерживают параметры тренировки таким образом, чтобы избежать негативного влияния на сердце.
Компьютер оживляет тренировки: на мониторе изображаются различные ландшафты, делающие занятия эмоционально привлекательными.
«Беговые дорожки» бывают двух основных типов: механические и электрические. Встав на дорожку и перебирая ногами, занимающийся тем самым приводит в движение беговое полотно, компьютер выводит на небольшой дисплей лишь самые основные показания: скорость движения, расстояние, время тренировки, количество сжигаемых калорий.
Уровень нагрузки устанавливается, как правило, с помощью изменения угла наклона бегового плотна, а в некоторых моделях реализована возможность притормаживания полотна с использованием магнитной системы нагружения (эти тренажеры называют «магнитными»).
Электрические беговые дорожки приводятся в движение электромотором. Электромотор способен «разгонять» беговое полотно с амортизирующим покрытием до скорости 10—16 км/ч. Различные параметры тренировки задаются автоматически, нажатием кнопки изменяется угол наклона бегового полотна. Многофункциональный дисплей отображает исчерпывающую информацию, начиная от параметров тренировки и заканчивая состоянием здоровья тренирующегося.
БИЛЕТ 2.
1. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит и как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)?
2. Что необходимо делать при избыточной массе тела?
Вопрос 1. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит и как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)?
Физическое развитие — процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств человеческого организма.
О физическом развитии человека судят по размерам и форме его тела, развитию мускулатуры, функциональным возможностям дыхания и кровообращения, показателям физической работоспособности.
Основными показателями физического развития человека являются:
1. Показатели телосложения: рост, вес, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Эти показатели характеризуют, прежде всего, биологические формы (морфологию) человека.
2. Показатели развития физических качеств человека:
силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Эти показатели в большей мере отражают функции мышечной системы человека.
3. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
Для человека типичной является следующая кривая процесса физического развития.
Примерно до 25 лет большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 40—50 лет физическое развитие стабилизировано, т.е. остается на определенном уровне. В дальнейшем по мере старения функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Физическое развитие каждого человека во многом зависит от таких факторов, как наследственность, среда и двигательная активность.
Наследственность обусловливает тип нервной системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты физического развития. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потенциальные возможности и предпосылки хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной деятельности.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К ним, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания, материального обеспечения, а также качество питания (калорийность, сбалансированность) в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма.
Определенное влияние на физическое развитие человека оказывает климатогеографическая среда, а также экологические условия проживания.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют: биологический закон упражняемости (повторяемости действий) и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Величина и характер двигательной деятельности человека, вид спорта, которым он занимается, в значительной степени влияют на многие морфофункциональные показатели физического развития. Так, например, в баскетболе, волейболе, прыжках в высоту и т.п. рост тела в длину ускоряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой — замедлятся.
Под влиянием систематических тренировочных занятий человек может существенно улучшать практически все двигательные способности, а также успешно устранять средствами физической культуры различные недостатки телосложения и врожденные аномалии, например сутулость, плоскостопие и др.
Рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, силу мышц измеряют с помощью специальных приборов.
Рост (длина тела) измеряется антропометром (ростомером). вес (масса тела) определяется на медицинских весах с точностью до 50 г через 2—3 ч после еды при максимальном обнажении человека, окружность грудной клетки — сантиметровой лентой, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — водным или сухим спирометром, сила мышц — динамометрами. С помощью динамометров определяют силу мышц — сгибателей кисти и пальцев (кистевая динамометрия), а также силу мышц-разгибателей позвоночного столба (становая динамометрия).
Вопрос 2. Что необходимо делать при избыточной массе тела?
Основными компонентами массы тела являются мышечная, костная и жировая ткань. Их соотношение в значительной мере зависит от условий двигательной деятельности и питания.
Избыточный вес (масса) тела — вес, превышающий в той или иной мере показатели нормального веса (до 20 %) и происходящий, главным образом, за счет накопления жировой ткани.
Среди причин, приводящих к избыточному весу и ожирению, основными (более 90 % случаев) являются недостаточная двигательная активность и излишнее питание), ступление калорий превышает энергетические потребности организма). Очевидно, что эффективным средством борьбы с ожирением является снижение калорийности питания или увеличение энергорасхода.
Преимущество увеличения энергорасхода за счет физических упражнений по сравнению с ограничением питания состоит в том, что при физических упражнениях нет потерь белка, снижения массы тканей, не содержащих жира, т.е. физическая нагрузка предохраняет организм от отрицательного баланса.
При двигательной деятельности энергетические траты организма тем больше, чем больше длительность и интенсивность физической нагрузки.
Для снижения жировой массы эффективными являются упражнения циклического и ациклического характера умеренной интенсивности, т.е. упражнения аэробного характера, связанные со значительным потреблением кислорода. При длительном их выполнении (30 мин и более) углеводные запасы в организме постепенно исчерпываются, и расход энергии осуществляется за счет использования (окисления) жиров. Аэробные упражнения позволяют избавиться от 0,5 кг веса за каждые две недели. К числу таких упражнений относятся: бег на лыжах, плавание, оздоровительный бег, езда на велосипеде, быстрая ходьба со скоростью 7 км/ч, аквааэробика, степ-аэробика, велоаэробика и др.
Длительность и интенсивность физических упражнений должны быть такими, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал не менее 130 уд./мин.
БИЛЕТ 3.
1. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их здоровья.
2. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия?
Вопрос 1. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их дозирования.
Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, которые развивают физические качества, укрепляют здоровье и повышают работоспособность человека.
Слово «физические» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной). Физическая работа внешне проявляется в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово «упражнения» обозначает направленную повторяемость действий с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего внутренним и внешним содержанием. Внутреннее содержание — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например, прыжок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталкивание, полет, приземление.
Физические упражнения обязательно должны дозироваться по величине нагрузки и продолжительности выполнения.
Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.
Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.
Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот.
Воздействие нагрузки определяется по реакции организма на выполненную работу. Показателями реакции организма, являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.).
Наиболее информативным, объективным и широко используемым в физической культуре и спорте показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.
Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами:
— изменением количества повторений одного и того же упражнения;
— изменением суммарного количества физических упражнений;
— изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;
увеличением или уменьшением амплитуды движений;
варьированием величин внешних отягощении (это может быть вес собственного тела, штанга, гантели, набивные мячи и т.п.);
— выполнением упражнений в усложненных или облегченных условиях (например: бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра и т.д.);
— изменением исходных положений (например: выпрыгивания вверх из полу приседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);
— изменением длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;
— проведением занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);
— увеличением или уменьшением времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.
Основное, что определяет величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений, — это возраст, пол занимающихся, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, а также поставленные перед уроком физической культуры или тренировочным занятием цели.
Вопрос 2. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия?
Плоскостопие — опущение (уплощение) сводов стопы.
Плоскостопие чаще всего появляется вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голени, которые обусловливают ее нормальный свод.
При деформации свода стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль свода, и внутренние органы подвергаются резким толчкам при различных движениях (например, ходьбе, беге).
Обнаружить плоскостопие можно следующим образом. Нужно намочить ногу или смазать маслом, а потом встать на лист бумаги, чтобы получит отпечаток формы стопы. Внешний контур должен быть непрерывным, а внутренний имеет изгиб, т.е. только узкая полоска соединяет носок
и пятку на отпечатке. Если полоса больше половины ширины отпечатка, значит, имеется плоскостопие.
Плоскостопие встречается у школьников довольно часто. Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.
Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:
1) не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука — не более 3—4 см;
2) для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
3) выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей. Например, для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, применяются такие упражнения, как круговые движения стоп, их сгибание и разгибание, обхват небольшого мяча (или шарика) подошвенной поверхностью стоп, подскоки, ходьба на носках, наружном крае стопы, ходьба и бег босиком по песку и гальке, плавание стилем кроль и др.
Примерные упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия следующие:
1. Ходьба на носках и на пятках.
2. Ходьба на внешней стороне стоп.
3. Ходьба на носках в полуприседе.
4. Ходьба на носках окрестным шагом.
5. Подъемы на переднюю часть стопы (пружинистые покачивания), стоя обеими ногами на рейке гимнастической стенки, с разным положением стоп: а) параллельно; б) носки вместе, пятки врозь; в) носки врозь, пятки вместе.
6. Перенесение предмета с одного места на другое, захватив его пальцами.
7. Катание мяча (палочки) серединой стопы, сидя на стуле.
8. Передвижение вперед, захватывая пальцами ног полотенце («гусеница»)
БИЛЕТ 4.
1. Что понимается под техникой физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники) .
2. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми?
Вопрос 1. Что понимается под техникой
физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники)?
Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью. Например, при передвижении на лыжах по пересеченной местности равнинные участки преодолеваются попеременным двухшажным ходом, пологие спуски (движение под уклон) — одновременным бесшажным или одношажным ходом, а крутые склоны (подъемы на лыжах в гору) — способами «лесенка» и «елочка». Из данного примера видно, что техника передвижения на лыжах меняется в зависимости от рельефа местности, что приводит к наиболее целесообразному и эффективному прохождению лыжной дистанции.
В любом физическом упражнении (двигательном действии) выделяют основу, ведущее (главное) звено и детали техники.
Основа техники — это состав и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие. Например, прыжок в высоту с разбега складывается из четырех элементов: разбег — отталкивание — полет (преодоление планки) - приземление.
Ведущее (главное) звено техники — это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно.
Детали техники — это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время, за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым (А.П. Матвеев, 1998).
В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники физических упражнений:
1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);
2) разница между реальным результатом и возможным;
3) параметры эталонной техники, когда сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники.
Вопрос 2. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми?
Подвижные игры обеспечивают всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. В случае же педагогической необходимости с помощью подвижных игр можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры).
Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей.
Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствует формированию у занимающегося самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств.
Соблюдение требований и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся многие нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.
Присущий подвижным играм фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
БИЛЕТ 5.
1. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения.
2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?
Вопрос 1. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения.
Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Физическое благополучие — это когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е. обладают резервом.
Духовное (душевное или психическое) благополучие предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упаднического настроения, вызывающего отрицательные эмоции и даже депрессию.
Социальное благополучие предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.
Доказано, что здоровье человека только на 8—10 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18—22 % — от генетических факторов, на 17—20 % — от состояния окружающей среды и на 49—53 % — от условий и образа жизни людей.
Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека, приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания.
Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается фагоцитарная (защитная) функция крови.
Американский врач-кардиолог Вильгельм Рааб исследовал состояние сердца у физически активных (спортсмены, солдаты, рабочие на фермах) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, уже в 17—35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника». Деятельного, потому что он вершит большие дела, а бездельника, так как при этом не затрачивает больших мышечных усилий.
Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение (систолу) выталкивает в аорту 50— 70 мл крови, в минуту при 70—80 сокращениях 3,5—5 л. Систематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90—110 мл в покое, а при очень больших физических нагрузках до 150 и даже до 200 мл. Частота сердечных сокращений при jtom увеличивается до 200 уд./мин и более, минутный объем кровотока (т.е. количество крови, выбрасываемое сердцем в минуту) соответственно до 25 л, а иногда и 40 л.
На увеличение минутного объема кровотока оказывает влияние активное сокращение мышц при физической работе и сжатие в них вен (механизм мышечного насоса), что ведет к увеличению оттока венозной крови из мышц ног и усиленному притоку крови к правому желудочку сердца.
Усиление кровотока у спортсменов происходит главным образом благодаря увеличению ударного объема крови (количество крови, выбрасываемое сердцем в аорту за одно сокращение), в то время как у нетренированных — преимущественно за счет учащения сердцебиения. Из этого следует, что сердечная мышца нетренированных людей работает менее экономно, скорее устает, быстрее изнашивается. Не случайно сердечно-сосудистые заболевания встречаются гораздо чаще у тех, кто не занимается физической культурой.
Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека на 20 % выше, чем у тренированного. В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72—84 уд./мин, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна брадикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 уд./мин, а у высококвалифицированных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36— 38 уд./мин.
Такой режим работы более «выгоден» для сердца, так как увеличивается время отдыха, во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь (диастола). У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрее изнашивается.
При легкой нагрузке сердце нетренированного человека увеличивает количество сокращений, а сердце спортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее.
При большой физической нагрузке возрастает объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1,5 л, достигая в целом 5-6 л. Пополнение поступает из кровяных «депо» — своеобразных резервных емкостей, находящихся главным образом в печени, селезенке и легких. Соответственно увеличивается количество циркулирующих красных кровяных телец — эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород.
Итак, объем циркулирующей крови способен возрастать благодаря работе сердца-насоса и транспортных артерий с 3—5 до 40 л в минуту. Кровь заполняет мельчайшие сосуды, артериолы и капилляры. Этот мощный поток крови обеспечивает кислородом и энергией возросшие потребности всего организма и, в первую очередь, мышечной системы. В работающих мышцах число функционирующих капилляров возрастает многократно. Скорость кровотока в работающих мышцах увеличивается в 20 раз, а интенсивность обмена веществ с использованием кислорода может возрастать в 100 раз!
В организме человека почти 160 миллиардов капилляров, длина их примерно 100 000 км. Когда мышца находится в состоянии покоя, то работает лишь 10 % капилляров. Если она начинает сокращаться и, следовательно, нуждается в большем количестве питательных веществ, поступающих с кровью, в действие вступают резервные капилляры. В результате этого в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней и питательных веществ. Быстрее удаляются из организма и продукты распада, так как во сколько раз увеличивается приток артериальной крови, во столько возрастает отток венозной.
В процессе физической тренировки кровеносные сосуды становятся более эластичными, артериальное давление держится в пределах нормы. Нередко у пожилых людей, систематически занимающихся физкультурой, кровяное давление поддерживается на уровне, свойственном молодым.
Приведенные цифры свидетельствуют о больших анатомических и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, которые раскрываются только при их систематической тренировке.
При систематических занятиях физическими упражнениями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыхательные мышцы, увеличивается жизненная емкость легких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети. Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя тем самым дыхательный аппарат и увеличивая его резервы.
Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. Эта величина, определяемая с помощью спирометра, характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000-3500 см 3. у женщин — 2000-2500 см 3. у мужчин и женщин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500-6000 и 3500-4500 см 3 .
Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между легкими и кровью.
Хорошо развитый дыхательный аппарат — надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) — это первый этап на пути к улучшению здоровья.
В спокойном состоянии в легкие нетренированного человека за 18-24 дыхательных движения в минуту поступает 3-5 л воздуха, из которого в кровь переходит 200—300 мл кислорода. У тренированных людей в покое дыхание менее чистое: 10—16 вдохов в минуту, но более глубокое. Во время интенсивной мышечной работы, например при быстром беге, плавании, количество поступающего в легкие воздуха может увеличиваться в 20 и более раз, достигая 120—200 л/мин. У нетренированных людей максимальная вентиляция легких в аналогичных условиях достигает всего 60-120 л/мин.
У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно. Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.
При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потребление кислорода повышается в среднем на 20-30 %.
В то же время недостаточно развитый аппарат внешнего дыхания может способствовать развитию болезненных различных нарушений в организме, ибо недостаточное поступление кислорода влечет за собой повышенную утомляемость, падение работоспособности, снижение сопротивляемости организма и рост риска заболеваний. Такие распространенные болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообращения головного мозга, так или иначе, связаны с недостаточным поступлением кислорода.
Анализ заболеваемости лиц, занимающихся массово-оздоровительными формами физической культуры, показал, что частота заболеваний дыхательной системы у них значительно ниже, чем у не занимающихся, снижается также частота обострении хронических заболеваний (А. Г. Дем-бо, 1980).
Всякое заболевание сопровождается нарушением функций организма, следовательно, возникает необходимость их восстановления. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление.
Вопрос 2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?
Скоростные качества (способности) — это комплекс морфофункциональных свойств человека, определяющих быстроту выполнения двигательных действий.
К числу скоростных основных способностей относятся:
скорость простой и сложной двигательных реакций, скорость одиночного движения, частота движений (темп).
Скоростные качества в условиях общеобразовательного учреждения можно развивать с помощью следующих упражнений: старт в беге на выстрел или команду бег на короткие дистанции (20-60 м) со старта и с хода, бег под гору, бег по ветру, бег с изменением движения или остановка по сигналу, линейные и встречные эстафеты с бегом, подвижные игры «День и ночь», «Вороны и воробьи», «Салки» и др.
Применяемые упражнения должны всегда выполняться с максимально возможной скоростью и темпом, так как меньшие скорости росту быстроты не способствуют.
Продолжительность упражнений, направленных на совершенствование скоростных качеств, должна быть такой, чтобы скорость их выполнения к концу повторения не снижалась. Оптимальная продолжительность однократной нагрузки равняется 8—10 с, допустимая 20-22 с.
Силовые качества (способности) — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
К числу основных силовых качеств (способностей) относятся: собственно-силовые, скоростно-силовые, силовая выносливость.
Силовые качества в условиях общеобразовательного учреждения можно развивать с помощью упражнений с внешним отягощением.
— со штангой (например, наклоны, повороты, приседания, подскоки со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке, тяга штанги к груди в наклоне и др.);
— с гантелями (например, одновременное или поочередное сгибание и разгибание рук с заведением гантелей за голову, разведение прямых рук в наклоне, наклоны в стороны и др.);
— с гирями (например, махи гирей до уровня плеч, толчок одной гири, толчок двух гирь, рывок гири одной рукой, приседания и др.);
— с набивными мячами весом 1—3 кг (например, броски мячей из различных исходных положений);
— с использованием тренажерных устройств и т.д. и упражнений, отягощенных весом собственного тела, например подтягивание в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, поднимание и опускание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, подъем ног в висе на перекладине или гимнастической стенке (до прямого угла или на максимальную высоту), а также упражнений в самосопротивлении.
БИЛЕТ 6.
1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение.
2. Что такое здоровый образ жизни?
Вопрос 1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение.
Под физической работоспособностью понимается способность человека выполнять определенную физическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и производительности.
Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.
В настоящее время единственной, точной мерой работоспособности, а, следовательно, и времени ее восстановления следует считать количество работы, которое может ныть выполнено. Снизилось количество предельной работоспособности, т. е. работы, выполняемой «до отказа», следовательно, снизилась работоспособность.
У каждого человека работоспособность различна и зависит от возраста, состояния здоровья, физической силы, психологического настроения, опыта работы, тренированности и многих других факторов.
В течение суток максимальные подъемы работоспособности отмечаются в 10—12 и 16—19 часов. В вечерние и ночные часы работоспособность понижается, достигая своего минимума к 4 часам утра. Но это положение не абсолютно, существуют индивидуальные различия временного распределения работоспособности.
Изменяется работоспособность и в течение недели. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а к пятнице у него развивается утомление.
Физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50—60 годам она снижается на
30 %, а в следующие десять лет составляет лишь около 60 % юношеской.
Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют повысить физическую работоспособность. Наиболее эффективны занятия по общефизической подготовке. Основными упражнениями, которые включаются в эти занятия, являются упражнения на развитие силы и выносливости. Наилучшим средством развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ходьба, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), езда на велосипеде, плавание, передвижение на лыжах, бег на коньках и др. Занятие каким-либо из вышеуказанных циклических видов физических упражнений должны продолжаться не менее 15 мин три раза в неделю при ЧСС 60—80 % от максимальной (120—160 уд./мин). Для достижения тренировочного эффекта необходимо заниматься, например, ходьбой не менее 40 мин четыре раза в неделю при частоте пульса 60 % и более от максимального показателя. По мере повышения уровня физической подготовки организм после каждого занятия будет восстанавливаться все быстрее, следовательно, время восстановления может служить мерилом уровня физической подготовки. Если выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека возрастает, частота его сердечных сокращении в состоянии покоя уменьшается.
Индивидуальный уровень физической работоспособности можно контролировать с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток.
Данная проба проводится следующим образом. Необходимо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин, после чего надо измерить число пульсовых ударов за 15 с и пересчитать на ЧСС в 1 мин (Р1). Затем в течение 45 с надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и измерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 с первой минуты восстановления. Работоспособность рассчитывается по формуле:
При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0 — средней; от 6,0 до 8,0 — удовлетворительной; свыше 8,0 — плохой.
Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их исполнения, либо отдаленное, когда результат становится, заметен лишь при продолжительных (в течение нескольких недель или месяцев) занятиях.
Вопрос 2. Что такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в котором можно выделить следующие основные компоненты (В.П. Лукьяненко, 2001):
1) осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
2) целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
3) использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
4) активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;
5) деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.
Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.
Ведущим из условий, которые необходимо соблюдать для сохранения и укрепления здоровья, является правильно организованная и достаточная по объему и интенсивности двигательная активность. «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна», — писал на рубеже первого и второго тысячелетий Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки», в главе «Сохранение здоровья».
Физическая культура представлена в ЗОЖ в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.
Важными слагаемыми ЗОЖ являются рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, суточного режима, отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение).
Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.
БИЛЕТ 7.
1. Расскажите об основных способах контроля за физической нагрузкой на занятиях физическими упражнениями.
2. Утренняя гимнастика, для чего она используется, и какие требования надо выполнять при ее проведении (гигиенические, педагогические, организационные)?
Вопрос 1 . Расскажите об основных способах контроля за физической нагрузкой на занятиях физическими упражнениями.
Физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений.
Утомление— это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.
К внешним признакам утомления относят, изменен и цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений (см табл.1).
Как видно из таблицы, если нагрузка очень большая то наблюдается чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, обильное потоотделение, появляется одышка, нарушается координация движений. При появлении этих неблагоприятных признаков надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть. Во время отдыха рекомендуется выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц.
К внутренним признакам, свидетельствующим о наступлении утомления, относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение.
Внешние признаки утомления
Источник: refdb.ru