Отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.
1. Разработка проблемы обучения математикев 50-60-е годы 20 века.
2. Разработка проблемы развития пространственно-временных представлений у дошкольников.
3. Теоретические взгляды Ж. Пиаже о математическом развитии ребенка.
4. Современная теория развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников - М. «Владос». 2003 - 400 с.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста - М. «Просвещение». 1974 - 368 с.
3. Ребенок в мире культуры / Под ред. Р.М. Чумичевой - Ставрополь «Ставропольсервисшкола». 1998 - 558 с.
4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. М. «Просвещение». 1988 - 303 с.
10. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва-Воронеж. 2005 - 388 с.
Основное содержание ответа:
Проблема обучения детей математике была в центре внимания педагогов и психологов, писателей, философов, практиков, начиная с 19 века; бурное развитие математики тесно связано с тем, что сначала практика, а потом и теория выдвигали перед ней все новые и новые задачи.
И уже в 50-60-е годы 20 века разработана, научно-обоснованная дидактическая система ФЭМП А.М. Леушиной; теоретическая и методическая концепция количественных представлений в дошкольном возраста (для детей 2 – 7 лет) в которой ведущей формой организации работы педагога с детьми, направленная на освоение количественных представлений, является занятие; повседневная жизнь детей- источник элементарных математических представлений; различные виды детской деятельности (изобразительная, конструктивная, игра и др.) как средство практикования практических математических способов и действий; место и роль игр и игровых упражнений в формировании математических представлений и развитии личности ребенка; дидактический материал как одно из основных средств формирования математических представлений.
Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы на основе психолого-педагогического обоснования, в результате которого были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в ДОУ.
Данная концепция заключалась в следующем: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.); далее следует обучение счету, где дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В результате этой деятельности ребенком усваивается последовательность и отношения между числами, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнении действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе А.М. Леушина предлагает формировать у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо других признаков. На этой основе строилось А.М. Леушиной освоение количественного и порядкового счета, определения состава счета из единиц и двух меньших чисел.
А.М. Леушина в данной концепции предлагает использовать положительные стороны классического «метода изучения чисел» (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, изучения состава чисел) и метода изучения действий (число как результат счета, образования чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на 1, освоения действий сложения и вычитания на основе сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). Особое внимание автор уделяет накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений.
Разработанная А.М. Леушиной концепция формирования количественных представлений (60-70 годы 20 века) была существенно дополнена за счет научно - теоретической и методической разработки проблемы развития пространственно-временных представлений у дошкольников. Данная концепция служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует по настоящее время, показала свою эффективность в условиях современного общественного дошкольного воспитания. Основные научные труды А.М. Леушиной: «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), «Обучение счету в детском саду» (1959,1961), «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М. 1974).
Теоретические взгляды Ж. Пиаже о математическом развитии ребенка. В своих работах Ж. Пиаже указывает что открытие ребенка дошкольного возраста являются топологическими. В возрасте 3-х лет он легко различает открытые и замкнутые фигуры, если ребенка попросить нарисовать квадрат или треугольник, он нарисует замкнутый круг; он рисует крест двумя открытыми линиями. Все это делает он прежде чем сумеет нарисовать прямоугольник или выразить характеристики фигуры(число сторон, углов и т.д.).Ж. Пиаже утверждает, что значительно позже того как ребенок овладеет топологическими отношениями, он начинает развивать свои понятия эвклидовой и проективной геометрии. И тогда он строит их одновременно. Я.А. Коменский был сторонником закона системной дифференциации. В своей книге «Великая дидактика» он отмечал, что «природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе… Природа начинает свою общеобразовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным». К общим категориям относятся математические закономерности, которым все равно, о чем о конкретном виде идет речь: о зайчиках, о литрах, о площадях, о скорости…! Математика является само универсальной и общей моделью всех процессов во вселенной, но при этом трудно привыкнуть к мысли, что наиболее продуктивным путем математического развития ребенка является путь от наиболее общих понятий и математических принципов к постепенной дифференциации и расчлененности признаков этих понятий и следствий из этих принципов то есть (путь «от общего к частному»).
Значительное место в современной теории по развитию математических представлений у детей отводится обоснованию концепции математического развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Белощистая). В тексте данной концепции указывается: «… серьезной проблемой является игнорирование создателями программ и учебных пособий закономерностей психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании». Отправное положение данной концепции - мысль о том, что целью дошкольной математической подготовке должно, главным образом, являться формирование и развитие математических способностей ребенка дошкольного возраста. Этот вопрос в традиционной методике формирования элементарных математических представлений является дискуссионным. Далеко не все педагогики сегодня считают необходимым реализовывать развивающее обучение уже на дошкольном этапе работы с ребенком. Методика математического образования – развивающаяся наука, особенно бурным является ее прогресс последнее десятилетие, поэтому как указывает А.В. Белошистая, педагог должен уметь анализировать и осознавать свой опыт и необходимость его совершенствования в соответствии с обогащением науки и практики новыми теориями и методическими разработками.
Одним из возможных вариантов построения методической концепции математического развития ребенка – на основе имеющихся теоретических, психологических концепций развивающего обучения, на возможность построения на само понятие «математические способности», а также на проблему взаимоотношений теории и практики в образовательном процессе. Автор считает, чрезвычайно важным очертить существенные аспекты математического развития детей с позиции разевающего обучения и личностно - деятельностного преемственного подхода к построению образовательного процесса в ДОУ.