Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Список литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М. изд. центр «Академия», 2000. – 400с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0521-4
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М. изд. центр «Академия», 1999. – 158с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0391-2
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.- М. Просвещение, 1995. –127с.-150000 экз.- ISBN 5-09-001627-5
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.Бородич. – М. Просвещение, 1981.-255с.- – 390000 экз.
5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В.Гербова.-М. Просвещение, 2003. - 175с.- 10000 экз.
6. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С.Карпинская.– М. Педагогика, 2002.-400с.-300000экз.
7. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова .– М. Просвещение,- 2004.-398с.
8. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М. Просвещение, 1973.
9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. 2004.
10. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М. Просвещение,- 2000.-10000 экз.
11. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М. 2001.
12. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-– М. Просвещение,- 2003. – 159с.
13. Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. 2005.
14. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова– М. 1996.-234с.
15. Метод научной педагогики Марии Монтессори. – Киев, 2001.
16. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.- Ярославль. ТОО “Гринго”, 1995.- 240с.-35000 экз.- ISBN 5-88723-009-6
17. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М. Школьная пресса, 2003.- 128с.- 15000 экз.- ISBN 5-9219-0142-3
18. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М. Педагогика, 2004.-336с.-20000 экз.
19. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М. Просвещение, 2000. – 223с.
20. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М. Просвещение, 2002.-432с.-20000 экз.
21. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М. Просвещение, 1966.-176с.- 200000 экз.
22. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. – М. Просвещение, 1981.- 400с.-30000экз.
23. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М. Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.- ISBN 5-691-00871-4
24. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М. Просвещение, 2004.-323с.-10000 экз.
25. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М. 1961.
26. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М. Просвещение, 2001.-234 с.-10000 экз.
27. Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М. Просвещение, 2002.
28. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.[Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. – М. Просвещение, 1981.-234с.
Приложение А
Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей
Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:
1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли;
2) структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;
4) грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
5) плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
6) самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных слово замен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз;небольшое количество подсказок. 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.
При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения.
Детям предлагают внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.
Речь оценивается по следующим параметрам:
1) целостность - единство темы;
2) последовательность и структурное оформление;
3) связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;
4) развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;
5) самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;
6) плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.
Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей.
Приложение Б
Конспект занятия по методике развития речи в старшей группе
Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии сюжетных картинок.
Цель: изучение уровня развития связной монологической речи детей.