Скачать:

АБРАМОВОЙ ЛАРИСЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ

ПОДОЛЬСК 2013

Введение.

Актуальность.  По итогам диагностики развития интегративных качеств личности ребенка во второй младшей группе №3 МДОУ №38 «Искорка» мною было выявлено, что такие интегративные качества, как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» и «Способный управлять своим поведением  и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения» слабо развиты в соответствии с возрастом ребенка. Поэтому меня заинтересовала тема развития   коммуникативных способностей, умений, т.е. способности детей к общению, включающая в себя:

    желание вступать в контакт с взрослыми и сверстниками; умение организовать общение, включающее умение  слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать  при общении с взрослыми и сверстниками   (Клюева, Касаткина, 1997)

В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.   Сформированность коммуникативных умений или коммуникативных способностей, умения общаться с взрослыми и сверстниками является одним из главных показателей психологической готовности ребенка к школе.

По мнению известного психолога Л.С. Выготского, ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Поэтому, считаю, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей у младших дошкольников.

В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Цель работы:  повысить уровень развития коммуникативных способностей (отдельных интегративных качеств) у младших дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

    изучить психолого-педагогические особенности развития общения младших дошкольников со сверстниками и взрослыми выявить значение сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных способностей младших дошкольников; разработать программу по развитию коммуникативных способностей у младших дошкольников определить уровень сформированности коммуникативных способностей у младших дошкольников разработать методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников.

Объект:  коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.

Предметом  является сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у младших дошкольников.

Гипотеза. коммуникативные способности у младших дошкольников будут развиваться успешно, если педагог организует сюжетно-ролевую игру, действия в которой будут направлены на развертывание диалога (общения) со сверстником и взрослым.

Для проверки гипотезы и решения выдвинутых задач использовались следующие методы. теоретический анализ педагогической и психологической литературы; метод беседы с детьми, метод наблюдения за детьми в игровой  и самостоятельной деятельности.

Этапы работы:

    на первом этапе я занималась подбором научной литературы по теме исследования, выявлением и изучением сущности, структуры коммуникативных способностей дошкольников, выявляла значение сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей младших дошкольников, разрабатывала  методику исследования, определяла методы исследования;  на втором этапе определила уровень сформированности коммуникативных способностей у детей второй младшей группы, составила программу, состоящую из комплекса сюжетно-ролевых игр, провела работу по развитию коммуникативных способностей детей, разработала методические рекомендации.
    Теоритическое изучение   развития коммуникативных способностей у младших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

Исследованием развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста занимались отечественные педагоги и психологи М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Б. Добрович и др. По их мнению, коммуникативные способности играют важную роль в социальном развитии дошкольников. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека (Выготский, 1989). Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. В трудах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной существует мнение, что умение ребенка общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Проанализировав психолого-педагогические источники изучения проблемы развития коммуникативных способностей у младших дошкольников в сюжетно-ролевых играх, я остановилась на следующем определении: коммуникативные способности – это способность к общению или навыки общения, которые необходимо развивать с раннего возраста.

Проблемой развития общения у дошкольников занимались М.И. Лисина, Г.М. Андреева, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, А.Г. Рузская.

В процессе общения складываются субъектно-субъектные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.

Т.Д. Марцинковская  подчеркивает, что «общение с взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя» (по Марцинковской, 1997, с.46)

Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: уверенность в своих силах и возможностях, удовлетворенность собой.

Коммуникативные способности у дошкольников включают в себя (Клюева, Касаткина, 1997):

    Желание вступать в контакт, которое связано с потребностью и мотивами общения. Умение организовать общение, которое у младших дошкольников проявляется в охотном включении в совместную деятельность, умении выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, не ссориться, умении поддержать простой диалог с взрослыми и сверстниками, умении понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и так далее). Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении со сверстниками и взрослыми, з накомство с которыми возможно уже во второй младшей группе.

Перечисленные критерии могут развиваться у младших дошкольников при наличии совместной деятельности. Совместная деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения слушать собеседника, умения эмоционально сопереживать, умения решать конфликтные ситуации. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.

Для большинства детей младшего дошкольного возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые не обладают данными качествами, способны спровоцировать конфликт. Следовательно, большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу.

Правила поведения обязательные при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию характера (Ткаченко, Богачкина, 2008).

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Р.И. Жуковской.

По мнению Л.С. Выготского, игра создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать в сотрудничестве, к тому, что он сумеет сделать самостоятельно. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность каждого ребенка. Именно в играх складываются и впервые осознаются детьми их взаимоотношения друг с другом; играя, дети учатся понимать характер взаимоотношений, приобретают необходимые коммуникативные умения и навыки (по Пазухиной, 2004).

В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Усова, 1976, Венгер, 1978).

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Однако, в целях формирования коммуникативных способностей у младших дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится.

Вывод:

    Коммуникативные способности – это способность к общению или навыки общения, которые необходимо развивать с раннего возраста. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: уверенность в своих силах и возможностях, удовлетворенность собой. Коммуникативные способности у дошкольников включают в себя:
    Желание вступать в контакт, которое связано с потребностью и мотивами общения. Умение организовать общение, которое у младших дошкольников проявляется в охотном включении в совместную деятельность, умении выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, не ссориться, умении поддержать простой диалог с взрослыми и сверстниками, умении понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и так далее). Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении со сверстниками и взрослыми, знакомство с которыми возможно уже во второй младшей группе.
    В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.   Однако, в целях формирования коммуникативных способностей у младших дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми.

II.   Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей у младших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь полное представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и  психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.

Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных способностей у младших дошкольников.

В связи с этим передо мной встала проблема подбора диагностического средства, удовлетворяющего следующим условиям:

    Доступность Надежность Однозначность Валидность

В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:

    Желание вступать в контакт Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

Диагностика проводилась во второй младшей группе №3 МДОУ №38 «Искорка». Количество детей – 20 человек, в возрасте 3-3,5 лет.

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации коммуникативных способностей детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Я использовали метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения я выбрала:

    Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы  выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми. Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт. Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы») Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому я решила использовать так же метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

    Нужно ли делиться игрушками с детьми? Ты всегда стараешься так поступать? Почему? Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился? Почему?
    Назови ласково маму, папу и других членов семьи. Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?) Как нужно попросить взрослого о помощи? Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводился по следующим критериям:

    Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

    Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла)  – ребенок  недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

    Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 - 18 баллов

Средний уровень – 10 - 14 баллов

Низкий уровень – 6 - 9 баллов

Результаты определения уровня коммуникативных способностей у детей заносились в разработанную мною диагностическую карту, в которой наглядно представлена как общая картина сформированности коммуникативных способностей в группе, так и результаты каждого ребенка (Приложение 1).

Результаты общего уровня развития коммуникативных способностей у детей второй младшей группы №3 представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Как мы видим из диаграммы 1, у детей преобладает низкий уровень сформированности  коммуникативных способностей (55%) и средний уровень(45%). Высокий уровень отсутствует.

В ходе наблюдения   у детей отмечалось желание вступать в контакт со сверстниками. Однако наблюдался низкий уровень умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.

В общении с взрослыми дети  легко шли на контакт.   Здесь проявлялись навыки умения организовать общение - это наблюдалось в частых обращениях к взрослому, например, за помощью или с целью получить какую-либо информацию. Однако, отсутствовали знания норм и правил поведения при общении: дети часто обращаются к взрослому на «ты», перебивают, не дослушав до конца, не знают, как правильно здороваться и прощаться с взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей присутствовало желание вступать в контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми, что характерно для детей данного возраста, но наблюдался низкий уровень развития умения организовать это общение, а так же знание норм и правил, которых следует придерживаться при общении.

Для развития коммуникативных способностей младших дошкольников я разработала программу, состоящую из комплекса сюжетно-ролевых игр  (Приложение 2).

Цель программы:  развитие коммуникативных способностей у детей в общении со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы:

    развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми; воспитывать позитивное отношение друг к другу; развивать умение взаимодействовать; формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств; с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.

Программа состоит из 16 сюжетно-ролевых игр, соответствующих возрасту детей по содержанию и временным рамкам, взаимосвязанных между собой и постепенно усложняющихся от одной игры к другой.

В программе, по которой работает наш детский сад, «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, запланировано проведение 4 сюжетно-ролевых игр в месяц, но сюжеты этих игр однообразны и не удовлетворяют моим целям и задачам. Для меня важно, чтобы дети не просто играли, а приобретали в игре знания и умения, для этого игры должны быть разнообразными. Поэтому я подбирала и изменяла сюжеты уже знакомых игр в соответствии с поставленными задачами. Игры, которые входят в программу, направлены на развитие коммуникативных способностей детей, как со сверстниками, так и с взрослыми, поэтому предполагают участие в них воспитателя.

Игры проводились два раза в неделю, во второй половине дня в течение 8 недель (10 декабря 2012г. по10 февраля 2013г.).

Свой эксперимент я начала с более простых по содержанию игр таких как  «Угостим подружек чаем», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя заболела». Это игры с куклами и кукольными персонажами. Их я использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось детям с низким уровнем желания вступать в контакт.

Затем я проводила игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («Едем в магазин за продуктами», «Строим дом», «Принимаем гостей», «Путешествие на корабле»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь я уже не использовали куклы и другие игрушки, а дети принимали роли на себя, таким образом, дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.

Начиная с шестой недели, мы стали играть в более продолжительные игры – до 20 минут («В кафе», «В поликлинике», «В магазине», «В парикмахерской», «В детском саду»). Это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами, например, в игру «В кафе» мы играли несколько раз: сначала семья пришла в кафе поесть мороженое, а потом мы отпраздновали там день рождения друга. Эти игры направленны как на формирование желания вступать в контакт, так и на умение организовать общение, а так же на формирование у детей знаний и норм, которые следует соблюдать в общении со сверстниками и взрослыми. Особое внимание уделялось моментам обращения к взрослому (к взрослым нужно обращаться на «вы», говорить «здравствуйте», «до свидания»).

На восьмой неделе наблюдалось активное включение детей в игру, контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно распределять роли. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того, наблюдалась положительная динамика в повседневной жизни: дети стали обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными.

Далее я провела диагностирование детей, с целью выявления сформированности коммуникативных способностей у детей после проведения игровой программы.

Для определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей я использовала метод наблюдения и метод беседы.

Результаты по обеим методикам занесены в диагностические карты (Приложение 3).

Результаты диагностики общего уровня сформированности коммуникативных способностей у детей до и после проведения сюжетно-ролевых игр приведены в диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Из диаграммы 2 мы видим, что до работы с детьми по развитию коммуникативных способностей низкому уровню соответствовало 55% детей, после проведенной работы – 25%, следовательно, показатель детей, демонстрирующих низкий уровень сформированности коммуникативных способностей понизился на 30%, среднему уровню  соответствовало 45% детей, после работы с детьми – 55% детей, следовательно, показатель детей с средним уровнем сформированности коммуникативных способностей увеличился на 10%, высокий уровень  отсутствовал, после работы с детьми поднялся на 20%. Таким образом, мы наблюдаем значительную динамику развития уровня коммуникативных способностей у детей второй младшей группы.

Вывод:

Сравнительный анализ общего уровня сформированности коммуникативных способностей до и после работы по развитию коммуникативных способностей позволил доказать мне, что составленная мною программа дает положительный эффект в развитии коммуникативных способностей у младших дошкольников.

Материалы, полученные в моем  исследовании, подтвердили выдвинутую мною гипотезу, согласно которой коммуникативные способности младших дошкольников будут развиваться успешно, если педагог организует сюжетно-ролевую игру, действия в которой будут направлены на развертывание диалога (общения) со сверстником и взрослым.

Таким образом, гипотеза нашла своё подтверждение. Поставленная цель достигнута.

Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

На основе моих исследований я разработала методические рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитатель должен:

    играть вместе с детьми, брать роль на себя, таким образом подсказывая способы действия, затем передавать роль ребенку; содействовать объединению детей в игре; тактично руководить игрой, приучать детей соблюдать во время игры правила, помогать детям договариваться в игре; способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей, не подавлять инициативу и творчество детей; побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи, воспитывать чувство доброжелательности; способствовать развитию диалога в игре, осуществлять диалог от имени действующих лиц; осуществлять предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль;  побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры;  создавать определенную ситуацию в игре, но не указывать конкретные способы действия.

Список литературы:

    Воронова, А.П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет [Текст].- М. Детство-Пресс, 2008. - 384 с. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст]: учебное пособие - СПб: Питер, 2008. - 272 с. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст]  / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. № 6. С. 62 - 68. Галигузова, Л.Н. Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до шести [Текст]. - М. Просвещение, 1996. - 160с. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] – М. Педагогика, 1975. – 111 с. Калиниченко, А.В.[и др.] Организация игровой деятельности дошкольников [Текст]: методическое пособие. - М. Айрис-Пресс, 2004. - 112 с. Клюева, Н.В. Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с. Краснощёкова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 251с. Карабанова, О.А.[и др.] Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет [Текст] – М. Просвещение, 2010. – 96 с. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] – М. Педагогика, 1997. - 384с. Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] -М. Педагогика, 1989. - 239 с. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] - М. Педагогика, 1986.- 144 с. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. [Текст] - М: Педагогика, 1975. - 265 с. Михайленко, Н.Я. Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя. - М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с. Михайленко, Н.Я. Короткова, Н.А. Как играть с ребенком [Текст]: пособие для воспитателя. - М. Гном, 1990. – 160 с. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя детского сада. - М. Просвещение, 1982. – 128 с.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

В работе дана краткая аннотация дидактических речевых игр и какие игры используем в работе.

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать.

Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и.

В данной статье представлен материал помогающий воспитателям дошкольных учреждений, с помощью театрализованной игры, развивать коммуникативные способности детей,т.е. речь.

Игровое общение очень важно для ребенка!Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельност.

Игровое общение очень важно для ребенка!Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельност.

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз.

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике.