Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы творческих способностей личности.
1.1. Творческие способности личности как предмет научного исследования.
1.2. Роль изобразительного искусства в художественно-творческом развитии ребенка.
1.3.Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
РАЗДЕЛ II. Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства
2.1. Интеграция видов изобразительной деятельности как средство развития
2.2. Методика формирования интереса дошкольников к изобразительной
2.3. Экспериментальное подтверждение эффективности развития творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы ребенок мог реализовать свои фантазии, познавательную и творческую активность, постоянно находятся в центре внимания ученых, исследователей и педагогов-практиков.
Период дошкольного детства наиболее благоприятный для художественно-творческого воспитания и развития ребенка. Впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь.
О художественно-творческое воспитание дошкольников написано много интересных и ценных в методическом плане книг, пособий, рекомендаций и статей. На сегодняшний день возникла необходимость посмотреть на предыдущий опыт с современных позиций, проанализировав некоторые проблемы. В последние годы все больше внимания уделяется вопросам взаимосвязи различных видов искусств в педагогическом процессе (А.Н.Бурова, С.М.Каган, П.М.Якобсону, Б.П.Юсова, Р.М.Чумичова, Т. И.Хризман и др.). Использование в художественно-творческом развитии ребенка различных видов искусства - литературы, театра, музыки и живописи - дает возможность для гармоничного и разностороннего личностного развития, способствует активизации творческого процесса, углубляет эмоции, развивает чувство и интеллект.
Сегодня перед высшими педагогическими заведениями страны стоит задача подготовить специалистов, способных творчески преобразовывать педагогическую действительность, эстетически активных, творческих, таких, которые принимают участие в создании прекрасного в жизни и в искусстве.
Формирование духовного мира человека должно стать первоочередной задачей в нашем государстве. Разбудить чувствительность души, обратиться к воспитанию эстетических вкусов, идеалов, оценок и суждений - одна из главных задач, поставленных сегодня самой жизнью, поскольку будущее общества напрямую зависит от духовного мира каждого ребенка.
Развитие системы образования в Украине предусматривает обновление ее содержания, изменение форм организации детей. Яркой тенденцией этого процесса является, в частности, рост удельного веса искусства в воспитании подрастающего поколения. Дисциплины гуманитарного цикла получили, наконец, надлежащей социальной и воспитательного статуса. Вместе с тем реформирование учебно-воспитательного процесса в традиционных дошкольных учреждениях, организация новых типов дошкольных учреждений, предоставление педагогам возможности самостоятельно определять средства педагогического воздействия на детей, используя в своей работе вариативными программами воспитания детей, обусловили ряд проблем в художественно-творческом воспитании и развитии подрастающих поколений.
Ознакомление дошкольников с различными видами искусства является насущной потребностью сегодняшнего, составной частью дошкольного образования.
программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрены различные виды работы с детьми, имеющими целью воспитывать в них чувство прекрасного. Эстетически воспитывать - это значит не просто приобщать человека к искусству, а пробудить в ней понимание этого искусства и желание творить что-то новое, ценное для человечества и общества. Начинать эту работу следует педагогам первого звена образования - дошкольного, а также родителям.
вышеуказанных способствовало выбору нами темы научного исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс художественно-творческого воспитания и развития детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования: исследовать и выявить педагогические условия художественно-творческого воспитания и развития дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: художественно-творческое воспитание и развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности будет эффективным при следующих условиях:
определения изобразительного искусства и изобразительной деятельности как основы художественно-творческого развития детей
определения ведущих психолого-педагогических аспектов развития творческих способностей детей дошкольного возраста
применения средства интеграция видов изобразительной деятельности дошкольников (лепка, рисование, аппликация)
определения последовательности творческого процесса: размышления о замысле; воплощения замысла, оценка результата.
Задачи исследования:
изучить состояние проблемы в теории и практике дошкольного образования
теоретически обосновать и экспериментально проверить средства художественно-творческого воспитания и развития дошкольников
определить эффективность разработанной и апробированной методики исследования
разработать методические рекомендации.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение источников информации; педагогический эксперимент; наблюдения; беседа; интервьюирование, изучение педагогической документации, изучение передового педагогического опыта, изучение и анализ продуктов детской изобразительной деятельности; сравнительный анализ результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические положения теории личности и выявление ее отношений в структуре с окружающей действительностью. Методология исследования составляли принципы научности, связи теории и практики, положения о ведущей роли деятельности в формировании художественно-творческих способностей детей.
Теоретическую основу исследования составляли: Концепция национальной дошкольного образования; научные основы поэтапного воспитания и развития; принципы доступности, дифференциации и индивидуализации процесса воспитания и развития; объективность; единство исследования, воспитания, обучения и развития.
Экспериментальная база исследования: Экспериментом было охвачено 75 детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, 6 воспитателей, методист.
Структура магистерской работы: магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Раздел I.
Теоретические основы творческих способностей личности
Изобразительное искусство и изобразительная деятельность как основа художественно-творческого развития детей.
Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлечение рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности (как структурный компонент творческого потенциала ребенка). Ребенок учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.
В процессе приобщения детей к различным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняется знания об окружающем мире: общественные явления, природу, людей и т.д. Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, потому что ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.
В психолого-педагогических исследованиях раскрываются особенности умственного, эстетического, творческого развития детей дошкольного возраста. Так в работах О.В.Запорожця, В.В.Давыдова, М.М.Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления; развивается умение самостоятельно находить способы решения задач, умение планировать свою деятельность.
В процессе формирования у детей эстетического отношения к искусству главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Вместе с тем необходимо учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениями, навыками, способность их использовать самостоятельно.
Изобразительному искусству присуща своя речь, которая помогает художнику выразить свои мысли, чувства, свое отношение к действительности. Средством языка искусства жизнь отражается художником во всем разнообразии. И.Б.Астахов пишет, что изобразительный язык, присущего каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, она представляетодну из существенно важных сторон образной специфики. Воспитатель должен знать язык изобразительного искусства, так как на занятиях в дошкольном учреждении происходит активное формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возраста необходимо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного искусства. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу - формировать у детей эмоциональный отклик на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре), затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности. и только после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.
Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически переносить особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка.
Прежде всего остановимся на рассмотрении средств выразительности, которые являются специфическими для каждого вида изобразительного искусства, а затем обратимся к детскому творчеству.
Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура) и не изобразительные (музыка, архитектура), хотя это разделение, на наш взгляд, достаточно условен. Это различие не является абсолютным, постольку все виды искусства выражают отношение к определенным сторонам жизни. Но все же разграничение искусств является определяющим в морфологии (классификации) искусств, так как базируется на различении предмета отображения.
Изобразительные искусства обращаются к действительности как источника формирования мира человека (В.А.Разумний, М.Ф.Овсянников, И.Б.Астахов, Н.А.Дмитриев, М.А.Каган). А поэтому основой является изображение предметного мира. Мысли и чувства предусматриваются в них косвенно: только по выражению глаз, мимики, жестикуляции, внешнему виду людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.
В ходе развития искусства изобразительные и не изобразительные его виды взаимно обогащают друг друга. Например, живопись отличает тенденция к разного использования цвета для усиления выразительности начала. В рисунке - тенденция к характерным линий, контрастов темного и светлого.
Обучая детей воспринимать произведения искусства, взрослые тем самым делают выразительной их изобразительную деятельность, хотя достаточно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка. Рассмотрим, какие устанавливаются связи и как необходимо воздействовать, чтобы помочь детям в создании выразительного образа в рисунке, лепке.
Характерным изобразительно-выразительным средством живописи считается цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать все разнообразие окружающего мира (богатство разноцветных оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). Наряду с этим в картине большое значение придается композиции, ритма цветовых пятен, рисунке. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.
Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, что привлекает внимание детей, эмоционально воздействуя на их чувства (Е.О.Фльорина, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина). Склонность детей к ярким чистых цветов придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. А поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, начиная уже с раннего возраста, должна быть направлена на цвет как средство выразительности, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому.
Так, в группах младшего дошкольного возраста при рисовании узоров для веселых матрешек педагог может использовать чистые цвета красок, обращая внимание детей на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходит формирование восприятия образа веселых матрешек, одетых в красивые сарафаны ( Е.Фльорина, Н.Сакулина, Н.Дяченко-Кириченко, Л.Скиданова, Л.Сирченко, В.Котляр и др.). На каждом занятии по рисованию или аппликации этот способ должен быть главным (Т.Казакова, Т.Комарова, Лиштван и др.).
сравнению с малышами у детей старшего дошкольного возраста педагог должен формировать в более дифференцированное отношение к цвету как средства передачи настроения, чувств (цвет грустный, веселый, темный; цвет веселый, радостный, праздничный).
Это представление о цвете должно иметь место как в предметном, так и в сюжетном рисовании. Например, передать настроение веселого праздника Нового года дети смогут только в том случае, если они используют яркую цветовую палитру. Таким образом, в каждом детском рисунке можно будет увидеть сочетание контрастных цветов, создающих в целом праздничный колорит.
Второй выразительное средство - характер линии, контура, передача движения в рисунке дошкольника - наиболее специфическим. Характер линии у взрослого художника определяется уровнем его мастерства, способностью обобщения. Рисунок часто бывает лаконичным, имея вид эскиза. Рисунки могут быть штриховые и цветные.
По сравнению с живописью язык графического произведения скупыми, лаконичная и более условна. Художник А.Кокорин пишет: "Рисование мне всегда представляется чудом. У художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только черным и белым, он, как волшебник, на этом простом листе бумаги создает свой мир пластической красоты ". Действительно, в рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углем. Однако, выполненная акварелью, гуашью или пастелью работа бывает достаточно живописной.
Дети дошкольного возраста постепенно, начиная с самых простых штрихов, переходят к более полного отражения предметов и явлений. Стремление передать цвет придает рисункам старших дошкольников яркости, сочности.
В процессе ознакомления детей с другим видом изобразительного искусства - скульптурой, которая передает объемную форму предметов, людей, животных, все внимание необходимо фиксировать на характере изображения персонажа. Скульптура требующей кругового обзора, помогает выделять силуэт, позу, движение. Усвоение различных способов обследования скульптуры дает дополнительную информацию об изображении человека или животного.
В исследованиях Н.А.Курочкинои, Н.Б.Халезовои, Г.М.Вишневои раскрыта последовательность формирования у дошкольников эстетического восприятия скульптурного образа. В работе Г.М.Вишневои освещена специфика восприятия художественного образа в скульптуре, возможность обогащения работ по лепке под влиянием рассмотрения скульптуры малых форм.
Анализируя работы детей, стоит отметить приемы освоения ими лепка из целого куска (как прием скульптурного лепка), лепка из различных материалов (мотивация выбора диктуется характером образа). Художественное восприятие формируется полное в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать скульптурный образ, давать оценки, высказывать эстетическое суждение о нем.
Приемы формирования художественного восприятия разные: педагог может использовать беседы об искусстве, рассказы искусствоведческого характера, рассказы о скульптурах, а также игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают различные по художественной выразительности образы.
Кроме того, использование скульптуры на занятиях по развитию речи, рассказывание сказок, придумывание рассказов об этих персонажей не только обогащает знания детей, но и развивает их воображение. Словарь детей обогащается образными выражениями, в которых проявляется объем знаний детей об этом виде искусства.
Педагог, обучая детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой стороны, это положительно влияет на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке.
Г.О.Пидкурганна считает, что педагогам целесообразно осуществлять художественно-творческое воспитание и развитие детей, проводя их через пять этапов, предшествующих собственно творческой изобразительной деятельности, и в процессе которых осуществляется "оживления", "очеловечивание", "одухотворение" предмета, объекта или явления окружающей действительности:
I этап - увидеть предмет (объект, явление) в реальной действительности.
II этап - воспринять образ в произведениях изобразительного искусства.
III этап - услышать о предмете изображения в художественной литературе, музыке.
IV этапе - обыграть образ.
V этап - создать образ в изобразительной деятельности.
На пятом этапе ребенок должен привлекаться к творческому процессу, что протекает в определенной последовательности: возникновение замысла, его реализация, получение результата.
Проанализировав источники информации по проблеме исследования, мы можем утверждать, что ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами изобразительного