Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в учебно-познавательной деятельности
ЛЕКЦИЯ ХII. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в учебно-познавательной деятельности
Гуманизация педагогического процесса охватывает все его звенья, в том числе обучение детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется как период становления ребенка как субъекта познания и деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец и др.). Если игра является деятельностью, внутри которой дети усваивают мораль, мотивы, нормы отношений между людьми, тоучебная деятельность способствует усвоению общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов. На этой основе формируются интеллектуально-познавательные силы ребенка.
В.В.Давыдов определяет учебную деятельность как деятельность ориентирующую ребенка в системе знаний теоретического характера и формирующей общие способы решения умственных и практических задач.
Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное её применение. А.В.Запорожец, опираясь на основные положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского, установил первенство практического действия ребенка по отношению к его психическому развитию. Развивая учебно-познавательную деятельность ребенка, педагог должен помнить, что ребенок начинает познавать мир не с теоретического его рассмотрения, а с практических действий. А.В.Запорожец установил, что центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные действия. Педагог создает в ДОУ такие условия, которые специально «строят» ориентировочную часть деятельности.
Знание психологических основ организации учебно-познавательной деятельности позволяет педагогу профессионально организовывать процесс обучения. В дошкольной педагогике формирование ориентировочных действий (восприятие) рассматривается в сенсорном воспитании, развитие высших форм психического развития — в умственном (мышление, воображение, память и т.п.). Таким образом, предметом сенсорного воспитания является восприятие, а предметом умственного — высшие психические формы психики. Сенсорное воспитание является частью умственного, его основой.
В альтернативных программах нового поколения («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки») методологические основы познавательного развития четей базируются на современных психологических положениях. Так, в программе «Радуга» (1989) подчеркивается важность формирования у ребенка образа мира — как сложной, целостной, не застывшей системы знаний. Образ мира включает познания ребенка о себе, о других людях, о своей деятельности, о мире вообще. Образ мира, по мнению Т.И.Гризик, зарождается, развивается и формируется благодаря познавательной сфере ребенка. Естественно-научную основу составляет исследовательский рефлекс «что такое?» (по И.П.Павлову). Манный рефлекс носит врожденных характер и обладает познавательной направленностью. По мере развития ребенка его познавательные (когнитивные) устремления переходят на познавательную активность, которая выражается в мотивированно обусловленной внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности. В исследовании Л.М.Клариной подчеркивается. ЧТО когнитивные устремления носят характер поисковых действий, направленных на получение новых представлений, впечатлений об окружающем мире.
Процесс познания ребенком обусловлен его познавательными интересами, потребностями, способностями.
Познавательная деятельность характеризуется определенной структурой. Её элементами (по А.Н.Леонтьеву) являются: побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности (содержание). Соответствие предмета и мотива (их соподчинение), средства осуществления и деятельности (действия и операции).
Ребенка дошкольника интересует как мир предметов и объектов, так и мир событий и явлений. Человек, как «носитель» представлений и норм морали, интересует ребенка с различных позиций: что делает, что говорит, как относится к кому или чему-либо. В ДОУ важно правильно определить педагогическую позицию взрослого, чтобы не погасить познавательную активность, интересы, развить умственные способности детей, активно-положительное, заинтересованное отношение к миру. Главная задача педагога — развить устойчивую интеллектуальную активность детей.
В статье Т.И.Гризик «Программа «Радуга»: методологические основы познавательного развития детей» (см. Дошкольное воспитание. 1998, №10)познавательная сфера рассматривается как сложное образование, в котором можно выделитьтри компонента - психические (познавательные) процессы; информация; отношение к информации.
Педагогическими условиями, обеспечивающими решение задач развития всех трех компонентов, авторы программы «Радуга» называют постепенное наполнение предметно-развивающей среды; широкое использование игровых упражнений для развития психических процессов (типа «Найди по описанию», «Составь по описанию» и т.д.), дидактических игр, экскурсий, рассказов воспитателя; использование познавательных сказок, реалистических рассказов из опыта воспитателя, введение сказочных персонажей (гномы, лесовички и т.п.), «очеловеченные» реальные предметы, объекты, явления нашего мира, наглядное экспериментирование - все это придает познавательной деятельности обучающий характер, позволяет формировать различные виды мотивации (игровую, личностную, общественную, познавательную и т.д.), «проживать» детям содержание тех или иных занятий. В целом, педагогические условия позволяют развить у детей познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к миру. В предметно-развивающей среде («Библиотека умных книг», изготовление коллекций, материалов к речевым играм) создаются условия для активного, заинтересованного отношения к предметам живой и неживой природы, к явлениям социальной жизни. Организованный воспитателем художественно-продуктивный труд (изготовление индивидуальных игрушек длительного пользования, поделки из бумаги, бросового материала, изготовление открыток, пригласительных билетов и т.п.) способствует закреплению различных способов их выполнения, формирует элементы мотивации сотрудничества со взрослыми, эмоционально-чувственный опыт восприятия мира.
Умственное развитие обеспечивается только систематическим и Целенаправленным обучением, носящим развивающий характер. Обучение -процесс взаимодействия педагога с детьми, направленный на усвоение познавательной информации различного уровня, формирование умственных их способностей, выработку положительного отношения к процессу мотания.Развивающее обучение ориентируется на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Ребенок рассматривается как объект обучения, имеющий определенный уровень личного (эмпирического) опыта, желания, интереса, потребности.
Основной формой обучения являютсязанятия — как регламентированная деятельность, направленная на решение задач умственного развития детей.
Основным признаком занятия является наличие дидактических принципов; компонентов учебной деятельности; обязательный (регламентированный) характер; взаимообучаемость и т.п.
В результате большого внимания к проблеме развивающего обучения за Последнее время появилось много теорий: поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); развитие теоретического (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), диалектического, гибкого, нестандартного мышления (С.Альтшулер, Б.Крылов); обучение на повышенном уровне трудности (Л.В.Занков); формирование познавательных интересов (Н.B. Морозова, Г.И.Щукина, Л.И.Божович, Т.А.Куликова); проблемно-поискового обучения (М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.Я.Лернер); развитие познавательных способностей (Л.А.Венгер); развитие детского творчества и экспериментирования (Н.Н.Поддьяков) и др.
Задачи и содержание обучения детей до семи лет отражены в образовательных программах. Методы обучения направлены на реализацию трёх сфер познавательной деятельности детей. Выбор методов обусловлен
возрастом детей, зоной их ближайшего умственного развития, содержанием, уровнем подготовки каждого ребенка. В связи с этим поставлена задача дифференциации и индивидуализации в дошкольном обучении. Формы организации обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные) зависят от типа объединения детей, позиции педагога.
Современные принципы построения занятий раскрыты в работах Т.А.Куликовой, Н.Ф.Виноградовой, Р.С.Буре, С.А.Козловой, Л.М.Клариной и др. Авторы называют такие дидактические принципы, которые имеют характер обязательных, необходимых требований:
• принцип «через — себя — понимание»;
• принцип приоритетности старта (у каждого ребенка своя зона ближайшего развития, начинать с того уровня, что есть у детей);
• принцип развития ассоциативных связен;
• принцип фиксации успеха на всех этапах занятия;
• принцип параллелизма, т.е. аккомпанирования.
• принцип синтеза, интеллекта, аффекта и действия;
• этапности и учета возрастных особенностей;
• преемственности и непрерывности образования в детском саду, дома и в школе.
Для реализации обозначенных принципов должны быть созданы соответствующая образовательная среда. Под образовательной средой Л.М. Кларина понимает совокупность отношений между участниками образовательного процесса, дидактических и предметно-материальных условий, необходимых для адекватного его протекания.
Для организации такого образовательного процесса отношения между субъектами образовательного процесса должны представлять собой детско-взрослое сообщество, для которого характерны партнерские отношения, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности (см. Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. //Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. статей РАПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. — СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. С. 168-191).
В работах современных исследователей раскрывается когнитивная (Познавательная) модель развития дошкольника (Т.А. Куликова, Л.М. Кларина, Н.Я Михайленко). Внимание педагогов направляется на создание условий, способствующих овладению детьми средствами и. способами познания и Описания окружающей действительности. Базисными средствами познания и описания называются сенсорные эталоны, эталоны разных мер, нравственно-этические эталоны, модели, речь, «язык чувств». В соответствии с этим, способы познания включают — наблюдение, обследование объектов, сравнение, сопоставление, классификацию и вариацию, силлогизмы (умозаключения), рассматривание и моделирование.
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста подразумевает развитие интеллектуальных эмоции, которые возникают в ходе познания и способствуют его протеканию (эмоции удивления, интереса, радости открытия, успеха, раздумий, сомнения, уверенности, догадки). Развитие детской компетентности посредством знакомства детей с разными сферами действительности должно лежать в сфере субъектного опыта ребенка, быть интересным для дошкольника. Содержание познания включает четыре сферы («Природа», «Рукотворный мир», «Другие», «Я сам»).
В современных исследованиях основным принципом организации познавательной деятельности провозглашается интеграция (Л.М. Кларина, Г.М. Киселева, Ю.Б. Рюмина и др.).
Суть интеграции во взаимосвязи фундаментальных и прикладных целей познавательного развития; сочетании личного (житейского) и теоретического опыта (как присвоение социокультурного наследия); проектировании образовательных тем, являющихся стержнем для создания детско-взрослого сообщества; рассматривании разнообразных аспектов каждой из четырех сфер действительности (естественно-научные, эстетические, социальные, логико-математические).
В учебном пособии «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» (Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен — М. Академия, 2002) рассматриваются методики умственного воспитания дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями, познания природы и социального мира, развития речи. Методические подходы организации познавательно-речевойдеятельности, развитие интеллекта детей тесно связывают с формированием познавательного интереса, мотивации и потребности в познавательно-интеллектуальной деятельности.
Технология организации познавательно-речевой деятельности направлена на задействование познавательно-практического и эмоционально-ценностного направлений. В основе технологии лежит триадность: познание — преобразование — общение. Задача педагогов — развивать у ребенка позицию субъекта деятельности, активность, самостоятельность, инициативность и творчество. Механизм личностно-ориентированного взаимодействия предполагает центрированность обучения на ребенке, стимулирование и повышение субъектности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию, гибкость и дозированность индивидуального и группового обучения, организацию педагогической поддержки, диалогизацию обучения.
Авторский подход в организации познавательной деятельности детей j старшего дошкольного возраста предлагает Н.А. Короткова. (См. Короткова] Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.// Ребенок в детском саду. — 2002, №1). Автор выступает против «функционального» подхода в познавательно-интеллектуальной деятельности, когда через использование парциальных программ у ребенка у ребенка развивают отдельные познавательные функции (памяти, внимания, логического мышления). По мнению исследователя, формирование ребенка, как субъекта познания, лучше протекает в партнерской деятельности взрослого с детьми. Занятия познавательного цикла целесообразно проводить один раз в неделю. «Типами исследования» служащими посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей выступают: опыты (экспериментирование), коллекционирование (Классификационная работа), путешествия по карте, путешествия по «реке времени». Специально созданная предметно-развивающая среда позволяет соединить содержание занятий с самостоятельной свободной детской деятельностью (См. Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание.- 2001.- №11).
Важность поисковой, исследовательской деятельности отмечается в исследовании Е. Евдокимовой (см. Евдокимова Е. Проект как мотивация к Познанию. //Дошкольное воспитание — 2003. — №3). Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет, по мнению автора, эффективно решать задачи развития творческих способностей. Поисковая деятельность — это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Творческий проект, суть которого — свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как удержания деятельности, так и средств решения проблемы. Проективная деятельность дошкольника развивается поэтапно (подражательно-исполнительский — развивающий — творческий уровни) при непосредственном участии и поддержке взрослого. Задача педагога — сформировать потребность в саморазвитии, личностные качества, позволяющий ощущать себя членом соо6щества.
Итак, познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.
На всех занятиях педагоги способствуют овладению детьми предпосылками учебной деятельности. В книге «Обучение в детском саду» Л.П.Усовой подробно освещается данная деятельность, её структура, особенности. Необходимо помнить, что учебная деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, она динамично и содержательно изменяется
от возраста к возрасту. Ее цель — решение задач формирования учебно-познавательной деятельности. Однако в альтернативных программах («Развитие», «Истоки», «Радуга» и др.) обращается внимание на развитие умственных способностей как основного содержания учебно-познавательной деятельности. А.П.Усова называет три компонента учебной деятельности: принятие и понимание учебной задачи; умение действовать ь дидактически заданном направлении; самоконтроль и самопроверка.
В педагогическом процессе педагог может использовать различные звенья для формирования у детей умения принимать и ставить учебно-познавательные задачи, развивать умение слушать и слышать, смотреть и видеть, следовать указаниям. Внимание педагога направлено также и на обучение детей планировать свою работу, умение выбирать необходимые пути и средства решения учебной задачи, помогать ребенку овладевать умением контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.
Педагогическими условиями для формирования предпосылок учебной деятельности у детей будут являться:
- применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);
- использование игровых тренингов для развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировка и для обучения приемам саморасслабления детей;
- расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагога, оценка детям, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценки и т.п.);
- внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);
- задействование различных средств умственного развития и обучения (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, обучение и т.п, современные технические средства); - наличие определенной позиции у педагога.
Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.
В работах Н.Н.Поддьякова. С.Л Новоселовой собственная активность четей рассматривается как условие проявления детского экспериментирования.
В работе Н.Н.Поддьякова «Особенности психического развития детей дошкольного возраста» (М. 1994) раскрываются основные положения теории иных и неясных знаний детей. Взаимосвязь знаний рассматривается под углом зрения двух противоречивых тенденций.
Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний о мире у ребенка. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы дошкольника.
Вторая тенденция: в процессе умственной деятельности возникает и растет объем не совсем ясных знаний, в виде догадок, предположений, опросов. Эти развивающиеся знания — катализатор умственной активности детей. В ходе взаимодействия неопределенность знаний уменьшается, они уточняются, проясняются, переходят в определенные знания. Задача педагога создавая условия для формирования базы ясных знаний, содействовать п. прерывному росту неясных знаний. Динамичность знаний, нарастание
Объёма детской компетентности обеспечивают детское экспериментирование и моделирование.
Моделирование — наглядно-практический метод обучения, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддъяковым, В.И Логиновой. Суть метода состоит в том. что мышление ребенка развивается помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объекта или явления. В результате знания носят обобщенный характер, дети легко устанавливают причинно-следственный характер явлений, логику построения, закономерности как в природном, так и в социальном мире. Детское экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддьякова, является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования в процессе возникновения и развития новых мотивов личности. Все это создает условия для самодвижения, саморазвития дошкольников.
Автор различает познавательное, продуктивное, социальное экспериментирование. В результате у детей получается собственный продукт детского творчества: новая постройка, рисунок, сказка; новые сведения, знания, опыт социального поведения.
В статье Н.Н.Поддьякова «Доминирование процессов интеграции — закон развития детей дошкольного возраста» (см. Дошкольное воспитание,- 2000 №1 (подчеркивается, что деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики, ибо здесь органически взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
Психолог Н.Н. Поддьяков разработал универсальную программу умственного развития и обучения детей, которая строится на определенных принципах и позиционной направленности педагога:
1. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
Реализация данного принципа позволяет установить гармоничные соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка. Процессы развития ребенка, организуемые взрослым. должны быть построены таким образом, чтобы они одновременно, стимулировали и ход саморазвития, а это требует своей особой организации содержания и методов воспитательной работы с детьми.
2. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников. Взрослому необходимо создавать благоприятные условия для развития всех видов экспериментирования дошкольников. Большое значение в этом процессе имеет создание развивающей среды.
3. Принципы противоречивости содержания воспитательно-образовательной работы как основы детского саморазвития и развития.
Основой активности является особая структура знаний и умственных действий, которая обеспечивает противоречивую многоплановость взаимодействия вновь формируемых знаний со знаниями, имеющимися в прошлом опыте ребенка.
Это ведет к существенным, последовательно усложняющимся перестройкам как тех, так и других знаний, к получению новых. Исследования свидетельствуют о том, что усвоение детьми системы знаний, отражающей тот или иной объект в различных, нередко противоречивых аспектах, обеспечивает гибкость; динамичность детского мышления, возможность получения новых знаний и построения новых способов умственной деятельности.
4. Принцип «развивающейся интриги».
Если мы хотим, чтобы активность детей в процессе обучения не ослабевала, то необходимо строить его таким образом, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у них со страстным нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии.
5. Формирование творчества на всех этапах обучения и воспитания детей.
Для детей должны быть созданы условия, в которых они имели бы возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Важно, чтобы ребенок поэкспериментировал с учебным материалом до обучения или в самом начале процесса обучения.
Таким образом, учебно-познавательная деятельность имеет свою структуру, особенности, является средством воспитания личностных качеств личности (активности, самостоятельности, ответственности). Психолого-педагогические условия направлены на установление взаимосвязи как механизма формирования самой деятельности, так и личности ребенка.
Эффективность использования учебно-познавательной деятельности определяется её методологическими основами, современной научной программой её реализации.
Вопросы для самопроверки:
1. Что отличает учебную деятельность от познавательной, что общего между ними?
2. Каковы психологические основы учебно-познавательной деятельности?
3. Каковы педагогические условия развития, обучения и воспитания при организации учебно-познавательной деятельности?
4. В чем связь современных принципов построения занятий с психологическим механизмом учебно-познавательной деятельности?
5. Какова сущность программы умственного развития и обучения детей дошкольного возраста Н.Н.Поддьякова?