Известно, что туризм благодаря разнообразию мест и районов походов, соревнований, слетов, эстетическому восприятию местности при эмоциональных ощущениях на маршруте служит одной из самых захватывающих форм физической культуры. Немало оригинальных упражнений для занятий в помещении и на местности также позволяет отрабатывать технические и тактические приемы, воспитывать физические качества в непринужденных обстоятельствах.
Следует учитывать, что сила и уравновешенность нервных процессов в 6-9 лет относительно небольшие, преобладает возбуждение. Это вызывает сравнительно быструю утомляемость, повышенную возбудимость и ограниченную во времени концентрацию внимания. Вместе с тем, высокая реактивность и пластичность нервных процессов создают физиологический базис, необходимый для быстрого и точного освоения двигательных навыков. Темпы естественного прироста ловкости в процентах к предыдущему возраста составляют у мальчиков (девочек) 8-9 лет - 15 (8%), а 10-11 лет - 8 (9%). В некоторых упражнениях из равновесия, метанию в цель, элементам прыжковой акробатики, спортивной и художественной гимнастики младшие школьники не уступают старшим возрастным группам.
К возрасту 7-12 лет в основном сформирован нейрофизиологических базис для развития скоростных способностей. Наиболее высокие темпы прироста двигательной функции у мальчиков (девочек) отмечаются: скорости движений ног и туловища - в 7-9 и 10-11 лет; аэробной выносливости - в 8-9 и 10-11 лет; гибкости позвоночника - в 9-10 лет; статического равновесия - в 9-10 (8-9 и 11-12 лет); силовой динамической выносливости сгибателей туловища - в 11-12 (9-12 лет); силы разгибателей ног у девочек - в 9-12 лет, а разгибателей туловища - в 10-11 лет. У девушек периоды наиболее интенсивного прироста двигательных способностей более концентрированные во времени.
Начиная с 12 лет этот процесс у них лишь эпизодически характеризуется высокими темпами роста. Младший школьный возраст является оптимальным для начала занятий спортивной деятельностью. Управление тренировочным процессом должно базироваться на контроле двигательных способностей и сравнению с исходными значениями.
Одна из основных задач физического воспитания младших школьников заключается в том, чтобы способствовать развитию у них таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила, выносливость и др. Это сложный процесс, обусловленный биологическими и социальными факторами. Естественный физиологический рост организма сопровождается ростом двигательных возможностей. Однако развитие движений ребенка происходит в определенных социальных условиях, где двигательная функция выступает как компонент целесообразной осознанной деятельности Развитие двигательных возможностей ребенка зависит от его двигательной деятельности и, в частности, от содержания и методов, занятий физической культурой.
В младшем школьном возрасте развитие физических качеств имеет свои особенности: ловкость, а также и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Неравномерность развития физических качеств определяется закономерностями онтогенеза двигательной функции человека. У детей с 7 до 12-13 лет наблюдаются сдвиги в развитии координации движений. В этот период быстро развивается двигательный анализатор. Учитывая это важное значение для определения такого содержания и методов физического воспитания, способствующие развитию у детей физических качеств в соответствии с возрастными особенностями каждого из них. Понятно, что в процессе физического воспитания следует осуществлять гармоничный влияние на развитие физических качеств.
Развитие ловкости движений имеет первостепенное значение в младшем школьном возрасте. Он занимает важное место в подготовке учеников к осуществлению точных движений, которые встречаются в учебной деятельности и играют важное значение в подготовке детей к трудовой деятельности. Как известно, с постоянным совершенствованием техники, работа на производстве требует все меньше физических усилий и ставит больше высокие требования к точности и своевременности движений. Для управления современными механизмами точность движений так же необходима, как и глубокие знания об их работе.
Развитию ловкости движений способствуют упражнения и методические приемы, которые совершенствуют восприятие учащимися своих движений, вооружают их знаниями о рациональных способах выполнения двигательных действий, формируют у них умение оценивать свои движения.