Гимнастика - один из важнейших средств физического воспитания - развивалась на протяжении многих веков. С изменением общественного строя, развитием науки о человеке и изменением способов ведения войны изменились и требования к гимнастике, а в связи с этим ее содержание, методика преподавания и техника упражнений. Когда начала складываться наука о физическом воспитании, гимнастика заняла в ней выгодно город.
Гимнастические упражнения применялись в глубокой древности в странах Древнего Востока.
Но гимнастика как средство и метод физического воспитания возникла в Древней Греции. Греки называли гимнастикой всю систему физического воспитания, но выделяли в ней общее физическое воспитание молодежи и ее подготовку к соревнованиям. Первую часть они называли просто гимнастикой, а вторую - агонистики.
Упражнения древних греков больше походили на спортивные. Это бег, метания, прыжки, плавание и др. Но некоторые из них были специально предназначены для развития ориентира в пространстве (например бег вперед и назад) или пидготовувалы к выполнению других упражнений (например прыжки и бег с грузом, удары кулаком по мешку с зерном и др.). Такие упражнения близкие к современным.
Дальнейшее развитие гимнастика получила в Древнем Риме как средство обучения и физической подготовки к армии. Здесь использовались специальные гимнастические снаряды, такие как деревьев "Пьяный конь для обучения всадников сложным средствам верховой езды, деревьев" яна мишень для нанесения ударов холодным оружием, а также лестницы и другие деревьев "деревянные сооружения для обучения воинов штурма вражеских укреплений.
После падения Римской империи и образования феодального строя гимнастика была почти забыта. Правда, среди рыцарских упражнений были и подготовительные упражнения, близкие по характеру к гимнастических, но они не играли существенной роли в общей системе физического воспитания феодалов.
В средние века успешно развивалась акробатика. При дворах королей, в феодальных замках, а позднее в средневековых городах было много акробатов и канатоходцев, которые развлекали феодалов и горожан, но это были профессиональные артисты, а сама акробатика профессиональным искусством, а не средством физического воспитания. Но позже оказалось, что акробаты во многом повлияли на развитие техники гимнастических упражнений, особенно на орудий.
В значительной степени повлияла на развитие гимнастики в дальнейшем техника и методика обучения всадников сложным приемам верховой езды. Эти приемы очень интересовали рыцарей, и они сами учились их выполнять, но тяжелое обмундирование, что считалось край необходимым, затрудняло выполнение этих прием в бою. После изобретения огнестрельного оружия значение тяжелого рыцарского обмундирования свелось к нулю. Пуля их свободно пробивала. Поле битвы рыцари уступили стрелкам. Старая феодальная система физического воспитания рыцарей не было никакого смысла.
В период 14 по 16 века во всех странах Западной Европы возникает и развивается общественное течение, известная под названием "гуманизм". В противовес средневековому религиозному аскетизму представители гуманизма высоко ценили интересы человека. Большое значение они придавали всестороннему развитию молодежи, в том числе и физическом. В гимнастике видели лучшее средство для укрепления здоровья "и развития физических сил человека. А также наряду с этим выделяли и военно - прикладное значение гимнастических упражнений.
В 16 веке с "появилось много педагогических произведений по вопросам физического воспитания и практических управлений, прежде всего по гимнастике. Из них наибольший интерес представляла собой большой труд венецианского врача Меркуриалиса (1530 - 1606), напечатана во второй половине 16 в. Работа называлась" Иеронима Меркуриалиса "- об искусстве гимнастики шесть томов. в которых разъяснены все виды упражнений человеческого тела. Книга полезна не только врачам, но и всем, кто интересуется античностью и хочет сохранить здоровье" я. Фактически это был первый учебник гимнастики.
Гимнастику Меркуриалис разделял на три вида: военную, врачебную и атлетические. Гимнастика, направленная исключительно на развитие организма и не связанную с тем чтобы побеждать соперника, он считал основным средством физического воспитания.
В это же время "появилась и другая течение в гимнастике, представители которого основное внимание уделяли овладению сложными движениями. В основу его были положены упражнения для обучения сложным приемам верховой езды и средневековой акробатика.
Дальнейшее развитие гимнастических упражнений связан с применением специальных гимнастических снарядов, таких как деревьев "Пьяный конь, стол, перекладина, трамплин для прыжков и некоторые другие. Орудий позволяли лучше изучать отдельные механизмы движений, способствовать развитию ловкости и силы.
Техника упражнений на орудий уже был близок к современному. Так, в одном из французских руководств 17 века перечисляются следуя упражнения: "стоя на коленях в седле, с руками за спиной, соскочить с седла в них, не меняя положения рук, и со сложенными вместе стопами", "перескочить через стол, упираясь в него только левой рукой "," пройти на руках по столу с одного конца в другой ".
До 18 века в Западной Европе уже было два направления в гимнастике. Представители одного из них считали главной целью гимнастики укрепления здоровья ", а другой - овладение сложными движениями тела на специальных орудий.
В 18 и 19 веку большое влияние на развитие педагогической и гигиенической гимнастики произвели выдающиеся педагоги Жан - Жак Руссо (1712 - 1778), И.Песталоци (1746 - 1827) и другие.
Руссо считал, что укрепление и закалки тела - необходимое условие для развития сил и возможностей человека. По его мнению, упражнения органов нашего тела готовят человека к жизни, способствуют его умственному развитию и укреплению здоровья. Как и мастер перед началом работы должен подготовить свои орудия труда, человек в начале жизни должна подготовить свое тело.
По мнению Песталоци, главной целью воспитания является развитие сил и способностей, заложенных в ребенке, но эти способности нужно развивать упражнениями, в противном случае они так и останутся задатками.
Лучшими физическими упражнениями Песталоци считал упражнения по освоению движений в суставах, поскольку из них состоят дорогие сложные действия.
Педагогические идеи Руссо, Песталоци и других крупных деятелей того времени встретили поддержку в буржуазной интеллигенции западноевропейских стран.
Практические шаги в этом направлении были сделаны Германии. В 70 - х годах 18 века в некоторых немецких городах начали создаваться школы нового типа - филантропины, школы человеколюбия. В них большое внимание уделяли физическому воспитанию. Наиболее известным руководителем физического воспитания в филантропинах был Фит (1763 - 1836).
Средством физического воспитания Фит считал:
1. Закалка против непогоды и низкой температуры (сюда он относил умение переносить боль, голод, жажду и даже отсутствие сна);
2. Упражнения для развития органов чувств;
3. Все упражнения, известные ему из греческой гимнастики, а также бег на коньках, перенос тяжестей;
4. Игры и развлечения;
5. Дворянские упражнения в верховой езде, танцах;
6. Движение отдельными частями тела;
7. Ручная работа.
Большое развитие гимнастика получила в советское время. Начали развиваться различные виды гимнастики, начали открываться кафедры гимнастики в институтах физической культуры. В них наряду с подготовкой квалифицированных специалистов по гимнастике велась большая научная и научно - методическая работа в области теории и практики.
Ведется большая работа по совершенствованию методики обучения на уроках физического воспитания. Разрабатываются системы подготовительных упражнений, определяется очередность упражнений на уроке. С первого класса изучается предмет "Основы здоровья" я ", где много места отводится темам на спортивно - оздоровительную тематику, начиная с толкования обязательности проведения утренней гимнастики, не говоря уже о выполнении гимнастических упражнений на уроках физического воспитания.