Понятие, виды копинг-стратегии поведения
Особенности развития саморегуляции в подростковом возрасте
Особенности саморегуляции начинают формироваться в подростковом возрасте, но эти особенности еще слишком противоречивы. В подростковом возрасте наблюдается рассогласованность развития умений осознанной саморегуляции.
В подростковом возрасте сформирована потребность выделять значимые условия достижения целей в зависимости от развитости и адекватности оценки результатов своей деятельности и поведения, а также от способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. Подростки полагают, что большинство событий их жизни являются результатом случая или действия других людей, не считают себя ответственным за свое здоровье, но ответственны в построение межличностных отношений с окружающими. Они предпочитают действовать импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.
В подростковом возрасте, чем больше сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, тем больше потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, но при этом отличительной чертой подростков является неадекватность оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, они не всегда замечают изменения ситуации и в зависимости от этого считают себя менее ответственными за построение межличностных отношений с окружающими.
Чем более выражена у подростков потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, тем они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, а также склоны приписывать важное значение внешним обстоятельствам, в зависимости от выраженности потребности в способности самостоятельно планировать деятельность и поведение. Подростки, которые характеризуются пластичностью регуляторных процессов, склонностью обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и считать, что большинство важных событий в их жизни, это результат их собственных действий, считают во многом себя ответственными за своё здоровье.
Понятие копинг-стратегии поведения. Виды копинг-стратегий поведения, характерных для подростков
В качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы совладающего (копинг) поведения.
Механизмы психологической защиты направлены на ослабление психического дискомфорта и реализуются, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики.
Стили и стратегии совладающего поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Совладание (копинг) представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации. Экстремальные ситуации, в зависимости от доминирующей опасности, привлекают различные виды совладающего поведения. Возможность освоения техники совладающего поведения позволяет субъекту целенаправленно совершенствовать процесс самообеспечения безопасности, однако совладание не универсально применительно к взаимодействию с экстремальными ситуациями.
В отличие от защитных механизмов, совладающее поведение направленно на активное взаимодействие с ситуацией. Это особый вид социального поведения, позволяющий субъекту с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией.
Наши реакции на стрессовые, трудные ситуации осуществляются одновременно на нескольких уровнях, ключевым из которых является поведение. Если мы эффективно справляемся, «совладаем» со стрессовыми ситуациями на поведенческом уровне, то потенциально «вредные» эмоциональные и физические проявления, характерные для них, подавляются. В связи с этим, именно осознанные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями связаны с конструктивным преодолением трудностей, преобразованием жизненных ситуаций в соответствии с намерениями человека.
Стиль совладающего поведения, хотя и представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов сознательного поведения в трудной жизненной ситуации, сформировавшихся у субъекта, не является пассивным интегратором внутренних и внешних условий существования человека. Становление полноценного стиля совладающего поведения не может произойти при пассивной позиции индивида. Стиль характеризуется как приспособительной активностью, так и активностью, преобразующей ситуацию, и себя как субъекта этой активности.
Совладающее поведение не только развивается у субъекта, но его можно целенаправленно формировать, обучать ему с целью повышения психосоциальной компетентности. Именно выбор конструктивных стратегий совладания с трудными ситуациями в конечном итоге становится фактором, определяющим успешность развития личности, ее целостность, зрелость, устойчивость. Копинг-стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания.
Копинг-стратегии — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание.
Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения.
Р. Лазарус и С. Фолкман предложили классификацию копинг-стратегий, ориентированную на два основных типа – проблемно-ориентированный копинг и эмоционально-ориентированный копинг.
Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий. Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Примером эмоционально-ориентированного копинга является: избегание проблемной ситуации, отрицание ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий:
1) планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;
2) конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);
3) принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);
4) самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);
5) положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);
6) поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
7) дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
8) бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).
Также существуют различные классификации копинг-стратегий у подростков. В некоторых теориях выделяют следующие базисные стратегии:
1) разрешение проблем;
2) поиск социальной поддержки;
3) избегание.
Конфликтологи выделяют три плоскости, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения:
1) поведенческая сфера;
2) когнитивная сфера;
3) эмоциональная сфера.
Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.
Влияние осознанной саморегуляции на копинг-стратегии в поведении подростков.
Современная школа призвана обеспечить не только усвоение знаний и умений, но и помощь учащимся в процессе обучения.
Степень сформированности индивидуальной саморегуляции является значимым предиктором продуктивности выполнения различных видов профессиональной деятельности, в том числе учебной деятельности в средней школе.
Становление осознанной саморегуляции наиболее актуально для подросткового возраста. Это связано с жизненными задачами, которые впервые встают в этот период.
Средняя школа - это время подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Именно в этот период учащиеся переживают успехи и неудачи своей школьной жизни, удовлетворенность отношениями, которые складываются с одноклассниками и учителями.
Знание индивидуального профиля саморегуляции дает ценную информацию для решения задач профориентации, а также дает информацию о возможностях адаптации учащихся к изменяющимся условиям обучения, о выраженности темперамента и характера в картине поведения школьника.
В подростковом возрасте становление и развитие индивидуального стиля саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается умение управлять собой сообразно поставленной цели и направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и учебными задачами. Осознанная саморегуляция способствует формированию поведения не только в обыденных условиях, но и в ситуациях стресса. И чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем легче подросток справляется с ситуациями стресса и увереннее себя чувствует в незнакомых ситуациях.
Для школьников, которые обладают высоким уровнем развития саморегуляции, а также применяют конструктивные копинг-стратегии, такие как ориентация на решение задачи, характерна более эффективная адаптация к условиям стресса, адекватный уровень оценочной тревоги, высокий уровень активности, самочувствия и настроения.,