Психология / Семейная психология / Шнейдер

Контрольные тесты дня проверки знаний студентов

Контрольные тесты дня проверки знаний студентов

Тестовые задания по курсу «Психология семейных отношений» могут быть использованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового зачетного занятия. Тесты предназначены для того, чтобы оперативно оценить успешность овладения конкретными знаниями и отдельными разделами учебной дисциплины. По содержанию задания охватывают всю программу психологии семейных отношений и ориентированы на студентов психологических факультетов вузов.

Тестовые задания отражают проблемно-операциональный и концептуально-семантический аспекты знаний. По каждой теме предлагается 6 заданий. Применяется алгоритм частично случайного выбора заданий, ограниченных рамками блоков (1 – заполнить пробелы, 2 – верно или нет, 3 – выбрать правильный ответ) – определенных подмножеств заданий, среди которых каждый раз производится случайный выбор. Задания выстроены от более трудных к легким. Такая схема вносит поправку на вероятность случайных ответов.

Студенты на первые два вопроса заполняют пробелы в контрольном листе, на следующие два вопроса выбирают: «верно» или «неверно» и соответственно заносят в бланк свой выбор, на последние два вопроса выбирают правильный ответ: ставят номер вопроса и букву, соответствующую варианту правильного ответа. Предлага-ются следующие критерии оценок знаний:

50-60 правильных ответов – «отлично».

40-49 правильных ответов – «хорошо».

30-39 правильных ответов – «удовлетворительно».

Без ограничения времени отличный результат соответствует выполнению 100% всех тестовых заданий, но при ограниченном времени на отличный результат студент со средним умственным темпом должен ответить только на 70-80% тестовых заданий.

Лучший балл здесь показывает тот, кто уверенно и быстро применяет базовые знания, кто способен показать хороший умственный темп, «свернутость» понятий и умственных операций.

Тестирование ориентировано не только на выявление «декларативного» уровня поверхностных знаний, основанного на ассоциативных связях, «ключевых» словах, но и на выявление более глубокого уровня реально ценных теоретических и операциональных знаний, позволяющих использовать их психологу-практику.

Эволюция семьи в истории человеческого общества

Заполнить пробелы

1. Сфера. семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется.

2. Преобладающий тип брачности в настоящее время

Верно или неверно

3. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы, связанные с одиночеством, уходом в себя и апатией.

4. Брак и семья – это одно и то же.

Выбрать правильный ответ

5. Наиболее распространенной моделью семьи является:

а) разветвленная;

б) неполная;

в) нуклеарная;

г) ни один ответ не верен.

6. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:

а) получить очень хороший уход;

б) воспринимать социальные и культурные обычаи;

в) усваивать опыт предшествующих поколений;

г) верны все ответы.

Жизненный цикл и основные подсистемы семьи

Заполнить пробелы 1. Периодизация. и. включает внесемейное положение, семью молодоженов, семью с маленькими деть ми, семью с подростком, выход повзрослевших детей из семьи, семью на поздней стадии развития.

2. Семья – активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как. развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны, лишь через долгие промежутки времени они регистрируют. проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные. лишь тогда, когда. уже радикально изменилась.

Верно или неверно

3. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.

4. Законом развития семейной системы является стремление к любви и близости.

Выбрать правильный ответ

5. Основными подсистемами семьи являются:

а) прародители;

б) родители;

в) сиблинги;

г) все ответы верны.

6. Проблемы какого кризисного периода в развитии семьи характеризуются диспропорциональным распределением нагрузок, различиями в динамике родительских чувств и состояний, депрессией, монотонней, нарушениями сексуального взаимодействия супругов:

а) первый;

б) второй;

в) третий;

г) все ответы верны.

Методы изучения семьи

Заполнить пробелы

1. Основные диагностические подходы к изучению семьи. («модель Мак-Мастерса»). («трехосевая классификация проблемных семейств» В. Ценга и Дж. Мак-Дермотта). («круговая модель» Д. Олсона и соавт.)

2. Согласно. первые пять подходов к изучению семьи, обладающие конструктами (понятиями), одновременно принадлежащими институциональной и групповой парадигмам, суть следующие: институционально-исторический подход (эволюционизм); структурно-функциональный подход; интеракционистско-ролевой анализ, символический интеракционизм; ситуационно-психологический подход; дивелоп-менталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи).

Верно или неверно

3. Наиболее распространенными типами применяемых стандартных методик в изучении семьи являются: аппаратурные, задачно-игровые, тест-опросники, техники шкалирования.

4. К методикам исследования субъективного отражения межличностных отношений относят ТАТ, Технику репертуарных решеток.

Выбрать правильный ответ

5. Изучение структуры семьи возможно через:

а) выявление статуса составляющих ее индивидов;

б) анализ мсжличностных отношений в семье;

в) выявление количественного состава группы;

г) определение индивидуального состава группы;

д) все ответы верны.

6. Основой аналитического исследования семьи являются:

а) атомистическая идеология;

б) экспериментальный метод;

в) математико-статистические методы обработки данных;

г) все ответы верны.

Формирование супружеской пары

Заполнить пробелы

1. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими внешними особенностями, как. с нами. а также.

2. Эффект. состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другое свойство, гармонирующее с этим качеством.

Верно или неверно

3. Взаимное влечение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них.

4. Брачные пары, которые «жили вместе» до заключения брака, обычно в большей мере удовлетворены браком, чем те, кто этого не делал.

Выбрать правильный ответ

5. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если он:

а) часто находится поблизости;

б) обладает качествами, противоположными нашим собственным;

в) компетентен в тех областях, в которых мы сами плохо разбираемся;

г) все ответы верны.

6. Функцией предбрачного периода является:

а) накопление совместных впечатлений и переживаний;

б) узнавание друг друга;

в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;

г) все ответы верны.

Нравственно-психологические основы супружеских отношений.

Специфика общения в семье

Заполнить пробелы

1. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, называется.

2. Причиной «психологического пресыщения» является. общения и взаимодействия в семье.

Верно или неверно

3. Чем более откровенны супруги друг с другом обо всем своем хорошем и плохом, тем больше их удовлетворенность браком.

4. Для большинства брачных пар ключ к семейному счастью на всю жизнь – это сохраняющаяся романтическая любовь.

5. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он:

а) внушает доверие;

б) любезен;

в) похож на нас самих;

г) все ответы верны.

6. В счастливых семьях супругов сильнее всего соединяет:

а) взаимная любовь к детям;

б) понимание того, что брак священен;