Психология / Семейная психология / Шнейдер
Контрольные тесты дня проверки знаний студентов
Контрольные тесты дня проверки знаний студентов
Тестовые задания по курсу «Психология семейных отношений» могут быть использованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового зачетного занятия. Тесты предназначены для того, чтобы оперативно оценить успешность овладения конкретными знаниями и отдельными разделами учебной дисциплины. По содержанию задания охватывают всю программу психологии семейных отношений и ориентированы на студентов психологических факультетов вузов.
Тестовые задания отражают проблемно-операциональный и концептуально-семантический аспекты знаний. По каждой теме предлагается 6 заданий. Применяется алгоритм частично случайного выбора заданий, ограниченных рамками блоков (1 – заполнить пробелы, 2 – верно или нет, 3 – выбрать правильный ответ) – определенных подмножеств заданий, среди которых каждый раз производится случайный выбор. Задания выстроены от более трудных к легким. Такая схема вносит поправку на вероятность случайных ответов.
Студенты на первые два вопроса заполняют пробелы в контрольном листе, на следующие два вопроса выбирают: «верно» или «неверно» и соответственно заносят в бланк свой выбор, на последние два вопроса выбирают правильный ответ: ставят номер вопроса и букву, соответствующую варианту правильного ответа. Предлага-ются следующие критерии оценок знаний:
50-60 правильных ответов – «отлично».
40-49 правильных ответов – «хорошо».
30-39 правильных ответов – «удовлетворительно».
Без ограничения времени отличный результат соответствует выполнению 100% всех тестовых заданий, но при ограниченном времени на отличный результат студент со средним умственным темпом должен ответить только на 70-80% тестовых заданий.
Лучший балл здесь показывает тот, кто уверенно и быстро применяет базовые знания, кто способен показать хороший умственный темп, «свернутость» понятий и умственных операций.
Тестирование ориентировано не только на выявление «декларативного» уровня поверхностных знаний, основанного на ассоциативных связях, «ключевых» словах, но и на выявление более глубокого уровня реально ценных теоретических и операциональных знаний, позволяющих использовать их психологу-практику.
Эволюция семьи в истории человеческого общества
Заполнить пробелы
1. Сфера. семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется.
2. Преобладающий тип брачности в настоящее время
Верно или неверно
3. Во всех перенаселенных странах жители крупных городов испытывают серьезные проблемы, связанные с одиночеством, уходом в себя и апатией.
4. Брак и семья – это одно и то же.
Выбрать правильный ответ
5. Наиболее распространенной моделью семьи является:
а) разветвленная;
б) неполная;
в) нуклеарная;
г) ни один ответ не верен.
6. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:
а) получить очень хороший уход;
б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
в) усваивать опыт предшествующих поколений;
г) верны все ответы.
Жизненный цикл и основные подсистемы семьи
Заполнить пробелы 1. Периодизация. и. включает внесемейное положение, семью молодоженов, семью с маленькими деть ми, семью с подростком, выход повзрослевших детей из семьи, семью на поздней стадии развития.
2. Семья – активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как. развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны, лишь через долгие промежутки времени они регистрируют. проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные. лишь тогда, когда. уже радикально изменилась.
Верно или неверно
3. Семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.
4. Законом развития семейной системы является стремление к любви и близости.
Выбрать правильный ответ
5. Основными подсистемами семьи являются:
а) прародители;
б) родители;
в) сиблинги;
г) все ответы верны.
6. Проблемы какого кризисного периода в развитии семьи характеризуются диспропорциональным распределением нагрузок, различиями в динамике родительских чувств и состояний, депрессией, монотонней, нарушениями сексуального взаимодействия супругов:
а) первый;
б) второй;
в) третий;
г) все ответы верны.
Методы изучения семьи
Заполнить пробелы
1. Основные диагностические подходы к изучению семьи. («модель Мак-Мастерса»). («трехосевая классификация проблемных семейств» В. Ценга и Дж. Мак-Дермотта). («круговая модель» Д. Олсона и соавт.)
2. Согласно. первые пять подходов к изучению семьи, обладающие конструктами (понятиями), одновременно принадлежащими институциональной и групповой парадигмам, суть следующие: институционально-исторический подход (эволюционизм); структурно-функциональный подход; интеракционистско-ролевой анализ, символический интеракционизм; ситуационно-психологический подход; дивелоп-менталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи).
Верно или неверно
3. Наиболее распространенными типами применяемых стандартных методик в изучении семьи являются: аппаратурные, задачно-игровые, тест-опросники, техники шкалирования.
4. К методикам исследования субъективного отражения межличностных отношений относят ТАТ, Технику репертуарных решеток.
Выбрать правильный ответ
5. Изучение структуры семьи возможно через:
а) выявление статуса составляющих ее индивидов;
б) анализ мсжличностных отношений в семье;
в) выявление количественного состава группы;
г) определение индивидуального состава группы;
д) все ответы верны.
6. Основой аналитического исследования семьи являются:
а) атомистическая идеология;
б) экспериментальный метод;
в) математико-статистические методы обработки данных;
г) все ответы верны.
Формирование супружеской пары
Заполнить пробелы
1. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими внешними особенностями, как. с нами. а также.
2. Эффект. состоит в том, что, усмотрев в человеке какое-то главное (по нашему мнению) качество, мы склонны видеть у него и другое свойство, гармонирующее с этим качеством.
Верно или неверно
3. Взаимное влечение двух людей определяется главным образом внутренними качествами каждого из них.
4. Брачные пары, которые «жили вместе» до заключения брака, обычно в большей мере удовлетворены браком, чем те, кто этого не делал.
Выбрать правильный ответ
5. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если он:
а) часто находится поблизости;
б) обладает качествами, противоположными нашим собственным;
в) компетентен в тех областях, в которых мы сами плохо разбираемся;
г) все ответы верны.
6. Функцией предбрачного периода является:
а) накопление совместных впечатлений и переживаний;
б) узнавание друг друга;
в) прогнозирование и проектирование семейной жизни;
г) все ответы верны.
Нравственно-психологические основы супружеских отношений.
Специфика общения в семье
Заполнить пробелы
1. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, называется.
2. Причиной «психологического пресыщения» является. общения и взаимодействия в семье.
Верно или неверно
3. Чем более откровенны супруги друг с другом обо всем своем хорошем и плохом, тем больше их удовлетворенность браком.
4. Для большинства брачных пар ключ к семейному счастью на всю жизнь – это сохраняющаяся романтическая любовь.
5. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он:
а) внушает доверие;
б) любезен;
в) похож на нас самих;
г) все ответы верны.
6. В счастливых семьях супругов сильнее всего соединяет:
а) взаимная любовь к детям;
б) понимание того, что брак священен;