Биография Ваньки Кайна:
Ванька Каин - король московских воров Преступная жизнь России в XVIIIв. расцвела параллельно с формированием полицейского ведомства. Криминальная столица Огромное Количество беглых крепостных, оказавшихся на воле без каких-либо документов, вынуждено было искать себе пропитание. Бродяги собирались шайками, которые постепенно превращались в банды. Летом разбойничали по лесам, рекам и на дорогах, а зимой тянулись в города, где их ждали сезонные подруги - проститутки, портнихи, перешивающие сворованную одежду, да скупщики краденого. По историческим свидетельствам, Москва XVIIIв. - Воровская столица, день в которой начинался с опознания десятков собранных за ночь трупов, которых полицейские складывали на центральных перекрестках. Среди дворян и купцов были распространены преступления мошеннического характера. В основном это было связано с подделкой документов и расхищением государственного имущества. Уделом преступников из «низов» были грабеж и убийства. В пивных, кабаках, банях и игорных притонах кутили и сговаривались московские разбойники. Криминальная столица после массовых пожаров 1737г. была в запустении, скрытые густым кустарником овраги - Бедовый, Греховный, Страшный, - служили пристанищем для самых опустившихся маргиналов. Передвигаться по Москве было слишком опасно, воры «пришлые» и «лихие» - местные авторитеты -. Орудовали в городе в любое время года в любую погоду днем и ночью Устоявшегося воровского Сообщества, живущего по собственным неписаным законам, еще не существовало, но уже в середине XVIIIв. в криминальном московском мире был свой обряд посвящения, постепенно формировался воровской жаргон. Много было страшных разбойников в XVIIIв. на российской земле, в основном это были главари банд, рыскающих по дорогам в поисках добычи. Больше всего страдали, конечно, купцы, перевозившие товары.
Рассказывали истории об атамане Кузьме Рощине. грабившем суда на Оке, натягивая канат через реку. Во Владимирской губернии бесчинствовал поп Сорока со своими сыновьями.
Был славен и разбойник Веревкин. как-то в одиночку ограбивший подвоз помещика Волынского, оставив тому лишь денег на дорогу да на свечку к чудотворной иконе. Неизвестный пишет в своих мемуарах: «В это время 1793 года напала на меня трусость. Тогда были известные разбойники Веревкин, Муз. и другие, которые с шайками своими приезжали к помещикам грабить и на дороге к обители Николая Чудотворца Радонежскаго обирали богомольцев. Я боялся спать в своей кроватке и просился спать с братом моим Ал. М. Мне особенно страшны были ночи. Потом Правительство их переловило. » Одним из крупнейших авторитетов преступного мира в XVIIIв. становится Иван Осипов. 1718г. рождения, выходец из крестьян Ярославской губернии. В народе он прославился как Ванька Каин .
История Ваньки Каина -. это история и вора, ставшего легендой, и сыщика, сначала пересадившего всех преступников Москвы, а потом ставшего «оборотнем» в мундире, подкупившего всех работников сыскного приказа и «крышующего» весь московский криминальный мир Ваньку в 13 лет привезли в Москву к барину Филатьеву работать. До 17 лет Ванька терпел побои и голод, а подружившись с мелким воришкой Камчаткой. Петром Романовым. ограбил сурового хозяина, оставив тому записку: «Пей водку как гусь, ешь хлеб как свинья, а работай у тебя черт, а не я». В ту же ночь под Каменным мостом Иван Осипов принимается в воровское сообщество. Так описывает Ванька этот момент в автобиографии: «И пошли мы под Каменный мост, где воришкам был погост, кои требовали от меня денег, но я, хотя и отговаривался, однако дал им двадцать копеек, на которые принесли вина, потом напоили и меня. Выпивши, говорили: "Пол да серед сами съели, печь да полати в наем отдаем, а идущему по сему мосту тихую милостыню подаем и ты будешь, брат, нашему сукну епанча, поживи в нашем доме, в котором всего довольно: наготы и босоты извешены шесты, а голоду и холоду амбары стоят. Пыль да копоть, притом нечего и лопать ". Погодя немного, они на черную работу пошли ». А Ванька оказывается пойманным дворовыми своего барина и посажен на цепь рядом с медведем. Узнав, что у барина в колодце труп солдата, Ванька кричит «Слово и дело», тем самым донося, что произошло государственное преступление. И, благодаря доказанному доносу, получает вольную. С этого момента начинается раздольная воровская жизнь Ваньки, прозванного Каином своим бывшим хозяином Филатьевым. Сначала Ванька стал карманным вором: «Будучи на Москве и в прочих городах, мошенничал денно и нощно; будучи в церквах и в различных местах у господ и приказных людей, у купцов и всякого звания людей из карманов деньги, платки, всякие кошельки, часы, ножи и прочее вынимал ». Продолжилась карьера лихого разбойника набегами на богатые дома, заводы, предприятия и ярмарки вместе с многочисленной бандой отъявленных воров и убийц. Безудержное преступное раздолье НЕ Могло продолжаться долго, и Ванька, обладатель склонного к авантюрам характера и расчетливого ума, предлагает свои услуги полиции в качестве доносчика. С него снимаются все обвинения в содеянном в прошлом. В первую же полицейскую ходку по доносу Ваньки Каина были арестованы 32 человека, в том числе и некий Алексей Соловьев, мелкий воришка, примечательность которого в том, что он подробно описывал известных ему московских грабителей и их преступления. Всего, по разным данным, за время «полицейской» работы Ваньки Каина было задержано от 300-500 злоумышленников. Сдал Ванька и своего верного друга Камчатку, не раз спасавшего криминального короля от тюрьмы. Впоследствии новый московский сыщик добивается того, что получает практически безграничную свободу действий по задержанию преступников и защиту от доносов пойманных им разбойников. Однако государство решило Ваньку Каина не поддерживать материально, когда тот в связи женитьбой попросил жалованья для уплаты долгов и проживания. В результате Ванька вернулся к проверенным способам добывания денег. Невеста Ваньки, Арина, давно его знавшая, не хотела идти замуж за преступника. Однако Ванька применил самый гнусный способ для достижения своей цели - шантаж, он обвинил Арину в пособничестве фальшивомонетчику и тем самым, под угрозой жестокого наказания, принудил девицу дать согласие на замужество. А деньги на свадьбу Ванька собрал с купцов, пойманных на улицах и приволоченных к церкви, где венчались молодые. Выдав «гостям» по горсти сухого гороха, Ванька заставил их откупаться, дабы не есть предложенное. Место, где Ванька гулял на своей свадьбе - Каинова гора - сохраняло свое название еще в начале XXв. Дальше - больше. Воров Ванька больше не сажал, а требовал откуп. Чиновникам давал взятки и вообще поставил рэкет в Москве на широкую ногу. Вопреки запрету открыл игорный дом, получая с него огромные прибыли. Не гнушался похищать старообрядцев и требовать выкуп. Так могло бы продолжаться долго, если бы государыня не озаботилась беспределом, происходящим в Москве, и вновь участившимися пожарами. В белокаменную были направлены войска и генерал-полицмейстер Алексей Данилович Татищев, который и арестовал Ваньку Каина по обвинению в совращении 15-летней девицы. Народная слава Под пытками было вырвано Признание у преступного короля в том, что и воры, и чиновники были в полной его власти. 5 лет вела дело Ваньки Каина специально созданная комиссия, выясняя все обстоятельства его незаконной деятельности. От Ваньки не смогли добиться лишь одного - указания места, где он якобы хранил награбленные деньги и драгоценности. Истощенного пытками разбойника приговаривают к мучительной смерти через колесование. Однако, по приказу Сената приговор смягчили. Ваньке, любимцу женщин, вырвали ноздри, на щеках и на лбу выжгли «вор» и осудили на каторжные работы в Рогервике. Позже он был сослан в Сибирь, где и умер. Еще при жизни Ванька Каин прослыл не только лихим разбойником, но и, благодаря своему авантюризму и фантазийным затеям, романтическим героем. «О Ваньке-Каине, славном воре и мошеннике, краткая повесть» 1775г. неизвестного автора получила очень широкое распространение во второй половине XVIIIв, а написанная Матвеем Комаровым, знавшим Каина лично «Обстоятельная и верная история двух мошенников. первого - российского славного вора. Ваньки-Каина, со всеми его сысками, забавными разными его песнями и портретом его ; второго - французского мошенника Картуша и его сотоварищей »и подавно завоевала всеобщую популярность. Есть предположение, что сам Ванька Каин надиктовал, поскольку был неграмотным, будучи в ссылке свое жизнеописание. Эта книга впоследствии привлекла внимание Александра Сергеевича Пушкина, который в последние дни жизни работал над статьей о легендарном преступнике для журнала «Современник». Образ легендарного разбойника сильно запал в душу русского народа, и память о Ваньке Каине живет в литературных произведениях, народных сказаниях и песнях.
По Покровке едут сани,
Кони мчат во весь опор.
Погоняет Ванька-Каин,
Погоняет Ванька-вор.
А у вора чёрный волос,
А у вора острый глаз.
Ванька жалости не знает,
Время к ночи -. ванькин час Ванька,
Ванька, Ванька, Ванька-Каин,
Ванька-Каин, не балуй!
Биография Мишки Япончика
Мишка Япончик День рождения: 30.10.1891 года.
96 лет назад был расстрелян красный командир Моисей Винницкий, он же король преступного мира Мишка Япончик. - Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, - чуть ли не первый "благородный бандит" в советской литературе. А Леонид Утесов, знавший Япончика лично, в своих мемуарах упоминает даже некий "моральный кодекс". Япончик и его подельники не любили насилия, в особенности "мокрые дела". "Вором в законе" Япончик не был, поскольку сам воровской закон появился лишь в конце 20-х - начале 30-х годов. И хотя "честный вор" (он же "вор в законе") действительно относился к насилию отрицательно - ему запрещалось убивать кого-то самому, "выводить" воровской закон из "кодекса" Мишки Япончика не стоит. Свод определенных правил, в том числе правил поведения, существовал еще в русских воровских артелях, известных с XV-XVI веков. Добровольное вхождение, круговая порука, выборность главарей или атаманов. Часть добычи член такого сообщества отдавал на артельные нужды, позже эти средства стали называть "общаком". Когда Мишка Япончик, державший одесский "общак", поддерживал семьи арестованных или погибших "на деле" налетчиков, подкупал полицию, он не делал ничего принципиально нового. Некоторые авторы утверждают, что Япончик, отправившийся на каторгу в 1908 году по политической статье и освободившийся в 1917-м по амнистии Керенского, вернулся в Одессу не мальчиком-анархистом, а "воровским Иваном", которых позже и стали называть "законниками". В дореволюционной России блатные действительно часто назывались после ареста "Иванами, не помнящими родства", чтобы не отвечать за другие преступления, по которым разыскивались властями. Но "воры в законе" - не просто новое название "Иванов". В СССР образовалась совершенно особая группа, которой не было больше ни в одной другой стране. Разные исследователи называют разные причины, главных версий две. Первая - что касту "воров в законе" создали беспризорники, взятые на воспитание старыми ворами. Вторая связывает появление "воров в законе" с разницей в наказаниях между воровскими и политическими статьями Уголовного кодекса. Имеется в виду знаменитая "расстрельная статья", сформулированная еще Лениным в 1921 году и впоследствии превратившаяся в знаменитую 59-ю. Главными врагами большевиков были не уголовники, а политические противники. Но по Уголовному кодексу 1924-го, а затем и 1926 года к преступлениям против порядка управления, то есть преступлениям государственным, с наказанием вплоть до расстрела, относился "бандитизм", статья 59-3. А кража объявлялась преступлением общеуголовным. За нее по 162-й статье грозило не больше одного года. Скорее всего, справедливы обе версии происхождения “воров в законе”. Первыми, вероятно, были те, кто в Первую мировую или Гражданскую войну лишился родителей и попал к блатным. Они переняли у своих наставников воровской дух, но вынуждены были считаться с победившей советской властью и ее законами. Решили: "законники" просто "трясут фраеров" и не замахиваются на систему, существуя отдельно от нее. Не состоят в партиях, ни в каком виде не сотрудничают с властью, не служат в армии и вообще не берут в руки оружие и т.д. В вопросе отношения к государству и политическим преступлениям вновь нарождающаяся уголовная элита сознательно отмежевалась от старого блатного мира. До революции трудно было сказать, где кончаются уголовники и начинаются борцы с режимом. Теперь честный вор не должен был воевать с государством, он вообще не должен был иметь с ним отношений. Отсюда идут правила или понятия. Семью нельзя было заводить, потому что для этого требовалось пойти в государственный орган, ЗАГС, и поставить печать в паспорте. То же и с работой - честный вор, или вор в законе, должен был жить на ворованное или заниматься мошенничеством. Чуть позднее, но еще до войны, появляется обряд "коронования". До принятия кандидат проходил "испытательный срок". По всем зонам рассылались "малявы" с целью сбора компромата( что делают и в наше время ). И если компромат не находился, короновали. Япончик создал "воровской" стрелковый полк и даже успел повоевать за советскую власть в дивизии Ионы Якира. Потом эта же власть его убила. Не стала ли смерть "короля" Одессы тем самым уроком, после которого урки зареклись якшаться с Советами? - Скажем так: смерть Япончика помогла создать "котёл", из которого потом получились "воры в законе". Равно как и расстрел в 1923 году бандита Леньки Пантелеева в Питере, и разгром в середине 20-х всех сколько-нибудь известных банд - "Черной кошки" (ее не киношники выдумали), банды "Попрыгунчиков", банды Василия Бессмертного под Ростовом и т.д. Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей "воров в законе".