Значение языка и речи в развитии человеческого сознания
С самого начала труд не был индивидуальным делом того или другого человека, а имел общественный характер, был построен на сотрудничестве и разделении трудовых операций. Любой труд, в том числе и изготовление орудий, всегда имел характер общественного производства. В процессе производства люди были вынуждены воздействовать друг на друга, что оказывало огромное, основное влияние на развитие их сознания.
«В производстве люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство».
В процессе труда, как совместной деятельности, люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству». Это привело к возникновению и развитию языка, а вместе с тем и к развитию мышления людей, которое с самого начала, имея свою материальную основу в языке, явилось и по форме и по содержанию общественным продуктом.
«Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».
Во все психические процессы человека включается речь. Но речь невозможна без языка с его запасом слов и характерными грамматическими формулами. Язык — общественное явление. Он существует и развивается объективно, как создание не отдельных людей, а всего общества. В его словах находит отражение опыт мыслительной деятельности не отдельного человека, а всего человечества. Слова, которыми пользуется человек в своей речи,— это его личное изобретение. Каждый отдельный человек получает слова уже в готовом виде, усваивая язык того народа, к которому он принадлежит. Благодаря этому в своей речи человек опирается на опыт всего человечества, а не только на свой личный опыт.
Один только факт наличия речи у человека коренным образом меняет природу его психических процессов.
Самая элементарная форма психики — ощущение — носит у человека иной характер, чем у животных, потому что принадлежит общественному существу. Животное ощущает зеленый цвет листьев и по оттенку этого цвета первосигнально ориентируется в тех или других обстоятельствах, которые происходят в окружающей среде. Человек тоже ощущает зеленый цвет листвы, но он при этом всегда обозначает ощущаемый цвет и важные для практической деятельности его особенности словами, чего совершенно нет у животных. Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Это позволяет человеку отражать в своем ощущении не исключительно индивидуальный, как у животных, а общечеловеческий опыт.
На первый взгляд животное воспринимает предметы окружающей внешней среды как будто бы так же, как и люди. Однако на самом деле для животного эти предметы в основном единичны и имеют лишь ту элементарную степень обобщенности, которая открылась ему в процессе удовлетворения его непосредственных биологических потребностей, в процессе индивидуального потребления. Человек же, благодаря участию речи и связанного с ней мышления, воспринимает в этих вещах то их содержание, смысл и значение, которые открылись людям в процессе их общечеловеческой трудовой практики. Животные воспринимают вещи, пользуясь только первой сигнальной системой, тогда как человек, благодаря участию второй сигнальной системы, воспринимает их обобщенно и в самых широких взаимосвязях.
Речь содействовала развитию у человека абстрактного мышления в понятиях, в которых выражен общечеловеческий опыт познания действительности. Это приводило к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в мышлении человека.
Вместе с тем благодаря речи закреплялся и совершенствовался общественный характер деятельности человека, его сознательных волевых действий. Когда человек выполняет ту или иную трудовую операцию, представления о цели, к которой он стремится, и план его труда не являются его личным, индивидуальным изобретением; в них отражается опыт трудовой деятельности всего человечества.
Благодаря речи стало возможным развитие самосознания человека.Отражательная деятельность у животных осуществляется соответственно степени совершенства их нервной системы, но возникающие при этом психические процессы ими не сознаются, протекают бессознательно: отражательная деятельность животных имеет психический, но не сознательный характер. Только человек, благодаря речи, впервые начинает сознавать свой психический мир, отдавать себе отчет в содержании, характере и значении своих субъективных психических переживаний. Это стало возможным только потому, что субъективное отражение человеком действительности стало обозначаться в объективных явлениях — словах. Таким образом, благодаря речи психика у человека превращается в сознание.