Актуальные проблемы детско-юношеского физкультурно-спортивного движения
Актуальные проблемы детско-юношеского физкультурно-спортивного движения
А.П. Зотов (Россия)
В данной статье ставится задача обсудить состояние, проблемы и перспективы развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в России и в других странах.
Детско-юношеское физкультурно-спортивное движение в России:
состояние, проблемы, пути развития
Развитие демократических основ российского общества, прекращение деятельности ранее функционирующих детских и молодежных организаций (пионерской, комсомольской), клубных объединений привело в последние годы к образованию большого числа новых детских и молодежных объединений. Эти процессы происходят как на федеральном, так и региональном уровнях. К середине 1996 г. Министерством юстиции РФ зарегистрировано более 100 детских и молодежных объединений, 40% из них - физкультурно-спортивной направленности на федеральном уровне. Около 500 объединений функционируют на региональном уровне.
Современное детское и молодежное движение состоит из союзов, созданных по профессиональному признаку и по интересам. Но, как показывает анализ, вновь созданные детско-юношеские организациии и объединения соответствующей роли в современном обществе, в удовлетворении разнообразных запросов детей и подростков пока не играют.
Наблюдается большая неравномерность в организации детско-юношеских объединений по территории России. В настоящее время охват детей и подростков различными формами самоорганизации и самоуправления по сравнению с 1985 г. снизился во много раз. Такая тревожная тенденция не позволяет в полной мере осуществлять взаимодействия государственных структур, детских и молодежных объединений. В то же время у общества вызывают тревогу многочисленные факты создания и организации действий неформальных подростковых групп, в том числе криминального характера. Многие из этих групп организуются на основе интересов, носящих физкультутно-спортивную направленность для криминальных целей.
Исходя из этого возникает острая необходимость в государственной поддержке деятельности детско-юношеских объединений. Основными направлениями этой поддержки в ближайшие годы, по нашему мнению, должны стать: совершенствование правой защиты детско-юношеских и молодежных объединений, оказание им финансовой и материальной помощи, усиление сотрудничества с ними государственных структур при решении общих задач. Определение перспектив развития физической культуры, спорта и туризма, детско-юношеского физкультурно-спортивного движения - сложная комплексная проблема, особенно в современных условиях. Как мы считаем, она может быть успешно решена лишь на основе теоретической концепции. Такая концепция должна стать определенным ориентиром для решения социально-педагогических проблем, повышения роли общественных начал в физкультурном образовании, физическом воспитании, сполртивном совершенствовании детей и учащейся молодежи, развития детско-юношеского самоуправления в этой области, определении основных направлений государственной поддержки детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, как приоритетного, в общем физкультурно-спортивном движении, основ взаимодействия государственных структур и общественных детских и молодежных объединений физкультурно-спортивной направленности.
В то же время концепция не конкретизирует процесс решения выдвинутых проблем. На ее основе могут быть подготовлены определенные разделы законов: "О государственной поддержке физической культуры и спорота", "Об общественных объединениях физкультурно-спортивной направленности" и других проектов и программ в части развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, молодежных объединений, определены этапы реализации названных проблем. Концепция должна ориентировать государственны органы власти, органы управления образованием, физической культурой и спортом, законодательные органы, научные учреждения, педагогические коллективы и молодежные движения и объединения, спортивные общества и организации, общество в целом на целевой подход к развитию детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, новые принципы государственной поддержки, определяет требования к детско-юношеским объединениям, мотивацию процесса физического самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития молодой личности, ее общекультурного уровня. Концепция должна остаться открытой для внесения необходимых корректив для решения названных проблем.
Предлагаемая концепция базируется на следующих положениях:
- осуществление мер в области государственной молодежной политики, физической культуры и спорта органами государственной власти и управления на основе принимаемых нормативных актов и программ;
- государственная политика в области физической культуры и спорта должна быть направлена на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации, в первую очередь, личности молодого человека в области физической культуры и спорта и развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, объединений и инициатив;
- государственная молодежная политика, политика в области физической культуры и спорта проводится в отношении, в первую очередь, детско-юношеских объединений. Эта политика осуществляется в свою очередь детмско-юношескими и молодежными объединениями союзами, федерациями и ассоциациями.
Государственная политика должна, как мы считаем, основываться на основных принципах:
- широкого привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся детско-юношеского физкультурно-спортивного движения и движения в целом;
- приоритета общественных инициатив по сравнению с государственными органами и учреждениями при финансировании мероприятий программ, касающихся молодежи в области физической культуры и спорта;
- государство должно оказывать материальную и финансовую поддержку детско-юношеским и молодежным объединениям физкультурно-спортивной направленности при наличии правового статуса детско-юношеского и молодежного общественного объединения.
Кроме того, государство устанавливает по отношению к этим объединениям льготный налоговый режим, гарантирует невмешательство в их деятельность при оказании соответствующей поддержки, предоставляет право детско-юношеским объединениям пользоваться помещениями образовательных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, иными спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.
Таким образом, постановку проблемы названной концепции следует рассматривать, в первую очередЬ, как необходимую систему целенаправленной государственной деятельности по поддержке развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения.
Остановимся несколько подробнее на общественных проблемах, связанных с изменениями в физкультурно-спортивном, детско-юношеском и молодежном движениях.
Стремительность переходного периода привела к существенным изменениям в системе деятельности физкультурно-спортивного, детско-юношеского движения. Отказ от изживших себя систем, форм их деятельности, оказывающий положительное влияние, привел в то же время к отрицательным явлениям. В первую очередь, к неопределенности как в структуре названных движений, так и в создании механизмов государственной поддержки и организации их деятельности.
Наука управления физкультурно-спортивным движением как на федеральном, так и на региональных уровнях до настоящего времени не определила его структуру, перспективные пути развития, многообразные формы деятельности. Не выделено в этом движении, как приоритетное, детско-юношеское физкультурно-спортивное движение, не разработаны основные направления его государственной поддержки, механизмы реализации деятельности общественных объединений. На этой основе большие трудности возникли в образовательных учреждениях системы общего и профессионального образования РФ.
Ликвидация комсомольской, пионерской организаций, прекращение деятельности во многих образовательных учреждениях и по месту жительства детей и подростков коллективов физической культуры, клубов, других объединений физкультурно-спортивной направленности в значительной степени затронуло сложившуюся систему внеклассной и внешкольной работы с учащейся молодежью. В связи с этим необходимы меры по созданию для педагогических коллективов новых инструментов воздействия на детей и подростков, а для учащихся - механизмов для самоорганизации и самореализации. Необходим также пересмотр содержания учебных предметов, в том числе "физической культуры" в соответствующей части.
В настоящее время сфера физической культуры, спорта и туризма, детско-юношеского досуга все в большей мере становится объектом коммерческой деятельности. Она все менее доступна, особенно в крупных городах, для учащейся молодежи из малообеспеченных семей и даже среднеобеспеченных. Это ведет к сокращению возможностей детей и подростков, их семей для избрания видов деятельности во внеурочное время, способствующих творческому и всестороннему развитию их личности.
Снижаются рекреационные характеристики досуговых учреждений и объектов. Сокращается сфера оказания оучащейся молодежи специализированных помощи и услуг (социальная служба для несовершеннолетних и молодежи). Падение активности детских и молодежных оргшанизаций в сфере социальной реабилитации и других областях социальной службы часто создает для общества серьезные проблемы детей и молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Нельзя заслонять значения того, что делалось комсомольской и пионерской организациями, физкультурно-спортивными обществами в вопросах профилактики правонарушений несовершеннолетних, работы по месту жительства и т.д. В этой связи очевидна независимость детского и молодежного, в том числе детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, как особого социализационного средства.
Одновременно с преобразованием, обновлением известных структур возникло и продолжает возникать большое число других организаций. На базе Всесоюзного спортивного общества "Трудовые резервы" создана Российская физкультурно-спортивная организация "Юность России", объединяющая 77 самостоятельных территориальных организаций, более 10 млн. детей и учащейся молодежи. Функционируют на новых началах Российский Союз молодежи, Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций, Федерация детских организация "Юная Россия". Заметную роль в детско-юношеском физкультурно-спортивном движении начинают играть российские и территориальные федерации по видам спорта, молодежные федерации.
Возвращаются к жизни исторические движения, их названия с соответствующими физкультурно-спортивными направлениями и традициями. К ним относятся кадеты, скауты, харцеры. Возникают новые движения такой направленности, например, спартианское движение. Увеличивается число немногочисленных по составу религиозных детских и молодежных объединенийфизкультурно-спортивной направленности. Заметную роль играют детские и молодежные физкультурно-спортивные объединения, возникающие стихийно для самоутверждения и самозащиты, реализации своих интересов и запросов. Их численность - от маленькой группы до многочисленных отделений, охватывающих несколько регионов. Не контролируемые, они вносят в детскую и молодежную среду различные ценности и устремления - и созидательные, духовные, спортивные, и анархические, и даже агрессивные (от клубов здоровья и физического совершенствования до боевых группировок по видам единоборств).
Для России эти явления новые. В нашем государстве впервые принят Закон "Об общественных объединениях". Происшедшие серьезные перемены в деятельности государственных органов управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, делами молодежи, образовательных, детских, молодежных общественных структур позволили отказаться от диктата названных органов управления и получить свободу действий общественных объединениями физкультурно-спортивной направленности. Это способствовало появлению разнообразных детских и юношеских общественных физкультурно-спортивных и других объединений в образовательных учреждениях, по месту жительства, активному поиску и созданию вариативных программ их деятельности.
Возникла необходимость строить отношения между государственными и общественными структурами, в том числе образовательных учреждений и детско-юношеских физкультурно-спортивных объединений на договорной основе. Но оставшиеся стереотипные представления об отношениях государственных и общественных структур в сознании и практике управленцев, общественных работников, педагогов ведут к обострению противоречий между ними.
У многих руководителей государственных структур, педагогов отсутствует широкое представление о детско-юношеских физкультурно-спортивных объединениях, организациях об их общественном статусе, лидерах и руководителях, о степени самостоятельности и независимости, о характере отношений с государственными учреждениями и т.д. В них не всегда видят партнера в совместной деятельности. Это тормозит процессы развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения. В результате уменьшаются ряды реальных и потенциальных его организаторов.
Большим тормозом в развития физкультурно-спортивного движения является отсутствие всесторонне разработанных нормативных основ существования детско-юношеских физкультурно-спортивных объединений в конкретных региональных условиях, необходимых подзаконных актов, регулирующих на местах процессы их создания, функционирования и взаимодействия с государственными структурами.
Начавшиеся процессы развития законодательных основ взаимоотношений государства и общества, как мы считаем, вызывают необходимость в уточнении смысла и соотношения такого основного понятия, как "детско-юношеское физкультурно-спортивное движение".
Понятие "детско-юношеское движение", по нашему мнению, может употребляться в нескольких значениях, отображающих разномасштабные явления. В общем значении под детско-юношеским движением понимается совокупность действий и деятельность всех детских, подростковых, юношеских общественных объединений и организаций, существующих в РФ, каком-либо ее регионе (крае, области) или территориальной единице (городе, районе). Важным показателем степени координированности детско-юношеского движения является создание и оформление статуса объединения структур типа ассоциаций, федераций, союзов и т.п. и наличие соответствующих координационных (управленческих) органов (советов, комитетов, бюро и т.п.).
Детско-юношеское физкультурно-спортивное движение - важное звено широкого движения, связанного с областью физической культуры и спорта, охватывающего все слои населения. Как и всякое другое социальное движение, оно предполагает активную деятельность детей и молодежи до 18 лет, преследующих определенную цель в соответствии с основными идеями данного движения, а также определенную организационную структуру, в рамках которой и на основе которой осуществляется эта деятельность.
Физкультурно-спортивное движение основано на признании важного социального значения физкультурно-спортивной деятельности для человека, общества и государства. Ее значимость оценивается в рамках данного движения с позиций гуманизма, т.е. такой системы воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, здоровье, свободу и достоинство, разностороннее и гармоничное развитие, проявление им всех своих способностей, к числу наиболее важных, фундаментальных ценностей относит мир, дружбу, взаимопонимание, взаимное уважение и т.п.
Философия физкультурно-спортивного движения исходит из того, что физкультурно-спортивная деятельность, активные занятия физическими упражнениями и спортом, спортивные соревнования заключают в себе огромные возможности для реализации всех этих гуманистических ценностей. Особенно высок гуманистический, социально-культурный потенциал так называемого "спорта для всех", т.е. разнообразных форм двигательной активности и спортивных соревнований, имеющих целью укрепление здоровья людей, их отдых, развлечение, общение и т.п.
В рамках детско-юношеского физкультурно-спортивного движения определяющую социально-культурную ценность имеет и другая разновидность современного спорта, которую часще всего называют "спортом высших достижений". В этой разновидности спорта на первом плане стоят высокие достижения, рекорды, победы в спортивных соревнованиях. Спорт высших достижений применительно к психологическим и биолого-физиологическим особенностям развития детского организма является объективной предпосылкой к формированию разносторонне развитой личности взрослого человека. Он играет важную роль в познании закономерностей функционирования и развития растущего организма, позволяет раскрыть возможности его физического совершенствования, Обладает он и огромными воспитательными возможностями, выступает как одна из важных специфических сфер самореализации и самоутверждения личности и т.д.
Физкультурно-спортивное движение призвано объединить на добровольной основе людей, которые активно занимаются физкультурой и спортом, направляют свои усилия на всемерное развитие "спорта для всех" и "спорта высшихдостижений", на полную реализацию их гуманистического, социально-культурного потенциала.
Детско-юношеское физкультурно-спортивное движение решает эту задачу применительно к подрастающему поколению. Оно имеет своей задачей ворвлечение детей и подростков в активные занятия физкультурой и спортом, использование этих занятий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, их физического и духовного совершенствования, организации активного, творческого досуга, для социальной реабилитации и интеграции детей с ограниенными возможностями здоровья, для укрепления дружбы между детьми разных народов и национальностей, для решения других важных социально-культурных задач.
В современных условиях, когда происходит гуманизация всех сфер социальной жизни, детское физкультурно-спортивное движение приобретает все более ярко выраженный демократический, гуманистический характер. Во все большей мере оно ориентируется на следующие принципы:
- добровольность участия в движениит;
- приоритет общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей, недопущение какой-либо дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам;
- активное сотрудничество в спорте детей и взрослых, их совместная деятельность с учетом приоритета детских интересов;
- соединение (на организационно-методическом, нормтивном и социально-психологическом уровня) педагогического управления и детского самоуправления. самодеятельности, создание условий для самовоспитания, самореализации личности;
- плюрализм различных подходов, органически дополняющих друг друга в рамках единого движения.
Большое значение в деле дальнейшего развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения имело принятие Федерального закона "Об образовании", который дал возможность создания авторских внутришкольных и региональных программ по физической культуре и спорту. Вместе с тем в организации работы спортивных школ многие резервы по привлечению учащихся к систематическим занятия физкультурой и спортом еще не приведены в действие. Слабо используются на местах имеющиеся возможности для расширения сети спортивных школ. География открытия спортивных школ в РФ не охватывает многие районы. Так, например, более 700 районов не имеет отделений ДЮСШ, из них 600 - сельских. Крайне мало отделений спортивных школ по прикладным, зимним видам спорта. Национальные виды спорта культивируются только в 7 территориях. Только 35% ДЮСШ имеют собственную спортивнуюбазу. Половина средств, выделяемых на содержание школ, идет на оплату аренды. Отсутствует система обеспечения спортивных школ инвентарем, оборудованием, спортивной формой. При определенном росте сети ДЮСШ число штатных тренеров-преподлавателей на протяжении ряда лет сохраняется на уровне 49%. Очень низка сохраняемость контингента юных спортсменов в спортивных школах на последнем этапе обучения. После третьего года обучения в 35 территориях РФ более половины учащихся отсеиваются. В регионах недостаточно внимания уделяется разработке и осуществлению комплексных программ по опорным видам спорта, несущим ярко выраженную оздоровительную направленность: легкой атлетике, лыжным гонкам, игровым видам спорта.
Одним из социальных движений, отражающих потребность молодежи в физкультурно-спортивной деятельности, становится спартианское движение, развивающееся на основе идей нового гуманистического проекта под названием "СпАрт" (Духовность. Спорт. Искусство), который был разработан в России в 1990 г. (автор проекта - В.И. Столяров). Программа спартианского движения предусматривает более полное использование огромного потенциала физкультурно-спортивной деятельности, новые формы работы с молодежью на основе интеграции спорта с искусством, организацию и проведения Спартианских игр, создание спартианских клубов и т.д. Идеи этого движения получили широкую практическую проверку. Начиная с 1991 г. проводятся не только внутришкольные, но также городские, региональные и Российские Спартианские игры. В ряде городов и регионов РФ созданы клубы "СпАрт".
В 1992-93 гг. на заседаниях президума Российского Совета ФСО "Юность России" были заслушаны вопросы, связанные с внедрением новых форм работы с учащимися во внеуровное время в образовательных учреждениях РФ на основе проекта "СпАрт", опытом работы экспериментального педагогического комплекса п. Возрождение Хвалынского района Саратовской области по развитию общественных начал в организации физкультурно-спортивной работы с подростками. В мае 1993 г. Российским комитетом ФСО "Юность России" на базе спартианского клуба названного педагогического комплекса проведен Всероссийский семинар-практикум по теме "Новые организационные формы клубного физкультурно-спортивного и олимпийского движения".
Начиная с 1995 г. на экспериментальной основе, решением министерства образования РФ, Государственного комитета по физической культуре и туризму, Комитета РФ по делам молодежи, Российского комитета ФСО "Юность России", Центрального совета Российской оборонной спортивно-технической организации проводятся открытые старты под девизом "Российское многоборье молодежи". Программа этого многоборьбя разработана Российским комитетом ФСО "Юность России". В соревнованиях РММ участвуют все желающие юноши, которым исполняется или исполнилось 16 лет. В Программу соревнований включены 5 видов под девизом: "Преодолей себя", "Испытай себя", "Вращай себя", "Проверь себя", "Поверь в себя".
Система физической культуры и спорта должна предоставлять детям и молодежи широкий спектр возможностей реализации их физкультурно-спортивных интересов.
Чрезвычайно актуальной проблемой становится разработка специальных программ, нацеленных на профилактику тех или иных заболеваний, которые в последнее время приобретают массовый характер и начинаются с раннего возраста. В связи с этим требует пересмотра сама организационная основа занятий физкультурой и спортом. Следует пойти по пути организации физкультурно-спортивных занятий по интересам, с учетом уровня физического развития, физической подготовленности учащихся, максимально используя физкультурно-спортивную базу образовательных учреждений в течение всего дня, особенно в каникулярное время.
Качественное обновление содержания учебных программ и подходов к физическому воспитанию учащейся молодежи, по нашему мнению, должно сопровождаться изменениями в организации внеклассной и внешкольной работы. Принциприальной особенностью этой работы должно стать наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов детей и молодежи. Смысл управления социальными процессами в демократическом обществе состоит в том, чтобы создать благоприятиные условиядля социально-значимых и культурно ценных видов деятельности.
Одним из таких проявлений в сфере физической культуры и спорта в последние годы явилось более глубокое отношение общества в целом к физической культуре и спорту, понимание их как комплексного фактора трансформации молодого человека, его этической, эстетической и духовной природы. Именно это проявилось в увлечении значительной части молодежи различными комплексными оздоровительными системами: хатха-йога, цигун, ушу, методика Порфирия Иванова, школа Я.И. Колтунова и т.д.
В настоящее время во многих регионах России создается широкая сеть центров физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с трудными подростками. Это позволяет наиболее эффективно использовать средства физической культуры и спорта в процессе социализации этой группы детей и молодежи.
Мы твердо убеждены, чторадикальные качественные изменения в процессе развития физкультурно-спортивного движения в России, в том числе детско-юношеского, могут быть достигнуты только путем комплексного решения существующих проблем. Прежде всего это создание всесторонне разработанной правовой базы как на федеральном, так и на региональных уровнях в части определения для органов государственной и муниципальной испольнительной ввласти, управления образованием одной из основных задач - сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. В связи с этим возникает потребность ежегодного проведения тестирования физического развития и физической подготовленности детей и молодежи в образовательных учреждениях и общественных объединениях.
Другая проблема - разработка и введение в действие повсеместно нормативов обеспеченности спортивными сооружениями молодежи, единовременной пропускной их способности, охвата занимающихся в общественных объединениях, детско-юношеских спортивных школах, удельных капитальных вложений на строительство и реконструкцию сооружений, производства товаров спортивнор-физкультурного итуристического назначения, естественно, с обеспечением финансирования федеральных и региональных спортивных программ. Необходимо также провести широкую спортизацию образовательных учреждений, разработать схему управления развитием детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, обеспечить создание территориально-отраслевых спортивных клубов, в основном, как мы считаем, трех типов: клубов, функционирующих на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования с использованием средств, полученных от индивидуальных членских взносов, хозяйственной деятельности; клубов, существующих за счет средств организаций-учредителей и частичной самоокупаемости с использованием средств, полученных от индивидуальных членских взносов и хозяйственной деятельности клуба; клубов, осуществляющих свою деятельность за счет средств организаций-учредителей и средств, полученных от индивидуальных членских взносов.
Таковы основные, но далеко неполные, наши размышления о проблемах детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, путях его дальнейшего развития. При решении этих проблем необходимо использовать и опыт, накопленный в этом плане другими странами.
Детско-юношеское физкультурно-спортивное движение в зарубежных странах
В большинстве стран Западной Европы цели и задачи развития детского-юношеского физкультурно-спортивного движения, физического воспитания учащейся молодежи формируются на разных уровнях: в Бельгии, Италии, Люксембурге, Португалии, Франции - на государственном, Германии, Испании, Швейцарии - региональном или местном. Но при всех этих подходах в странах Европейского содружества (ЕС), Австрии, Швейцарии и скандинавских странах на первое место поставлены личность ребенка и молодого человека, их социальное развитие, спортивное и социальное активное действие.
Большую помощь в области физической культуры и спорта оказывает Совет Европы - стайшая и крупнейшая из европейских правительственных организаций, исходя из положений Европейской конвенции о культуре, принятой еще в 1940 г. Она закрепила за каждым человеком право на занятие спортом. С 1978 г. в Совете Европы работает Комитет по развитию спорта. В начале 70-х годов получил признание как масштабное общеевропейское движение "Спорт для всех". Это явление было отражено в Хартии Европейского спорта для всех в Брюсселе в 1975 году.
В рамках этой хартии каждые три года на конференциях встречаются министры по спорту. В 1991 г. было решено, что ближайшим приоритетом в области европейского спорта должна стать программа взаимопомощи стран Центральной и Восточной Европы. Эта деятельность отражается в обширной программе развития спорта для этих стран под названием "Спринт" (спортивная реформа, инновация, подготовка). Правительства многих стран внесли дополнительные добровольные взносы в эту программу.
Все европейские страны придерживаются единого мнения в отношении спортивных ценностей: никаких манипуляций спортсменами для достижения политических целей, всемерная поддержка идеи оздоровительного "спорта для всех", усиление значения спорта в воспитании молодежи. Особое внимание уделяется осуществлению программы "Спринт". Она состоит из двух основных элементов: а) мобильные семинары, посвященные проблемам конкретных стран, которые служат детальному и подробному обсуждению новых принципов руководства,демократии в спорте, массового спорта и т.д.; б) многосторонние семинары по общим вопросам.
Таким образом, процесс создания гармоничного и равноправного европейского пространства для спорта происходит успешно. 9 мая 1995 г. в Лиссабоне на конференции европейских министров, отвечающих за спорт, был принят Европейский манифест "Молодые люди и спорт". В нем продекларировано, что предоставление обществом возможности молодым людям заниматься спортом должно привести не только к конструктивному использованию свободного времени, но и к решению таких социальных проблем, как нетерпимость, агрессивность, алкоголизм, к лечению других болезней общества. Выражено также стремление к поощрению новых партнерских отношений, для того чтобы вовлечь молодых людей в процессы самообразования, самосовершенствования и самовыражения через спорт.
С 1972 г. функционирует Международная Федерация школьного спорта (ИСФ). Она объединяет 61 национальную школьную организацию. Федерация поддерживает развитие контактов между школьной общественностью различных стран, организует проведение международных школьных соревнований с целью создания лучшего обоюдного взаимопонимания. Один раз в два года ИФС проводит соревнования по футболу, гандболу, баскетболу, волейболу, кроссу и лыжным гонкам. Один раз в четыре года проводится гимназиада, в программу которой включены соревнования по традиционным видам (легкой атлетике, плаванию, гимнастике), составляющих основу универсиад и Олимпийских игр.
В мае 1992 г. на 7-й конференции на Родосе была принята новая Спортивная Хартия Европы и резолюция по спортивному сотрудничеству. Признавая, что государственные органы должны наладить взаимное сотрудничество со спортивным движением с целью поддержки ценгностей и преимуществ спорта, конференция отметила большую их работу во многих странах Европы по поддержке физкультурно-спортивного движения. Под патронажем государства претворяются в жизнь специальные программы.
В Австрии это программа "Ози спорт", ориентированная на партнерство молодых семей. учителей, тренеров, их объединяют клубы, где детям прививают навыки физической культуры. В Финляндии существует Ассоциация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и молодыми матерями. Ассоциация предлагает несколько курсов: "Гимнастика для малышей" - от месячного возраста до двух лет; "Взрослй ребенок" - от 2 до 4 лет, "Волшебная гимнастика" - от 4 до 6 лет. В Великобритании эффективно действует "Фанфит Перселя", программа, призванная одарить малышей гибкостью, координацией, закалкой. Для детей, успешно осваивающих программу, предусмотрены золотые, серебряные, бронзовые медали. В Австралии модель спортивного развития включает особый раздел для самых маленьких - их учат навыкам метания, удара по мячу, бега, плавания, подвижных игр. В таких странах, как Бельгия, Германия. Люксембург, Франция. в школах придерживаются официальных программ и директив по физическому воспитанию В Великобритании. Норвегии, Швеции, Финляндии существует свобода выбора как методов, так и содержания спортивных занятий. К составлению учебной программы привлекаются ученики старших и выпускных классов. Содержание занятий в этих случаях охватывает практически все известные виды спортивной деятельности и физические упражнения.
В последние десятилетия во многих странах Западной Европы спорт начал вытеснять физическое воспитание (школьную гимнастику). Во многих странах практикуются обязательные факультативные занятия спортом по выбору, с учетом склонностей учащихся, в послеобеденное, свободное от уроков время в школьных спортивных объединениях или союзах. В Дании, Германии, Голландии, Люксембурге, Бельгии, Великобритании, Франции школам, их спортивным объединениям, как правило, предоставляются для проведения занятий принадлежащие государству крытые и открытые спортивные сооружения.
Характерным примером коренной перестройки школьного спорта является Германия. Во всех школах германских земель благодаря дифференцированному подходу к организации обязательных спортивных занятий введено от 3 ло 4 спортивных уроков физкультуры в неделю. В программу включено свыше 10 видов спорта. В школах Баварии их семнадцать. Многообещающий эксперимент начался в области школьного спорта на земле Баден-Июртемберг: за счет увеличения количества школьных спортивных клубов, установления с ними более тесного сотрудничества увеличивлась численность детско-юношеских отделений. В земельных ведомствах по делам школы утверждена должность регионального советника, помогающего устанавливать контакты между школами и спортивными клубами. Региональные советники и школьные спортивные советы действуют через координаторов, работающих в органах спортивного самоуправления.
Традиционным местом, где дети и подростки занимаются спортом, является спортивный клуб. В рекомендациях по развитию физичепского воспитания в школах, которые опубликовали земельные министры, отвечающие за этот участок работы, федерации по видам спорта и Немецкий спортивный содз (ДСБ), содержится глава, посвященная сотрудничеству школы и клуба.
В документе "Вторая программа действий в интересах школьного спорта", также рассматриваются взаимоотношения школьного и клубного спорта. В качестве важных задач сотрудничества называются. в частности, поиск, отбор и содействие одаренным в спортивном отношении детям, а также "действенная помощь учащимся, отстающим в физическом развитии". В решении этих задач принимают активное участие преподаватели спорта, работающие в клубах и федерациях. По характеру спортивной деятельности возможности для занятий, предоставляемые клубными секциями, подразделяются следующим образом: 347 вариантов - занятия определенным видом спорта с соревновательной ориентацией; 260 вариантов - занятия определенным видом спорта как форма активного отдыха.
В Германии учащиеся, проявляющие интерес и способности, занимаются в школьных спортивных секциях и добровольных обществах, которые функционируют в тесном контакте со спортивными клубами. С 1951 г. ежегодно проводятся Федеральные игры молодежи, массовые соревнования среди детей школьного возраста. С 1969 г. в стране начали проводиться ежегодные многоступенчатые соревнования школьных команд под названием "Молодежь тренируется для Олимпиады".
Развитием молодежного спорта в Германии занимаются многие общества, минис ерства, союзы, ассоциации, церковь, научные учреждения и партии. В роли спонсоров школьных соревнований зачастую выступают известные деловые фирмы. Определенную роль в развитии школьного спорта играет государственный и муниципальный экономический сектор. Например, для реализации Гамбургской программы развития школьного спорта городские власти и народный банк учредили общество содйствия школьному спорту.
Основными центрами развития детско-юношеского спорта в Америке являются средние школы и университеты. Развитием спорта среди детей и юношей занимаются, помимо школ, ассоциация развлечения и использования досуга, ассоциация молодых христиан, скаутские отряды, спортивные объединения при полиции. Для руководства межшкольным спортом существует "Национальная федерация спортивных ассоциаций штатов", объединяющая свыше 20 тысяч школ.
Большой популярностью в США пользуются детские спортивные программы по видам спорта. Специальная программа занятий по физическому воспитанию "Вызов президента" разработана для детей и подростков 6-17 лет и внедряется с 1986 г. Ее цель - подготовить детей к успешному выполнению пяти упражнений и завоеванию президентской награды. В Японии физическое образование детей и учащейся молодежи осуществляется по двум направлениям: в рамках учебной программы и вне ее. Программа физического воспитания вне школьного расписания осуществляется как на занятиях в спортивных секциях, так и на других школьных мероприятиях.
Обязательные занятия в спортивных секциях организуются в средних и высших школах независимо от возраста. Посещают спортивные секеции около 50% учащихся. В начальных школах работают 4 спортивные секции, в младших классах средней школы - 6, в старших классах - 11. Кроме обязательных существуют и факультативные занятия в спортивных секциях. В этом виде деятельности принимают участие 10% учащихся начальной школы, 60% учеников младших классов и 40% учеников старших классов. В рамках факультатива школьники занимаются по 5 часов в неделю в начальной школе, по 8 часов - в младших классах средней школы и по 9 часов - в старших классах. Кроме того, школьники участвуют в соревнованиях по игровым видам спорта, которые проводятся между различными школами, в чемпионатах префектур, в сореванованиях между префектурами и в национальных чемпионатах.
В Австралии широко внедряется программа "Дети и спорт". Ее лозунг - "Использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта". Эта программа субсидируется правительством. К реализации программы привлечены школы, спортивные клубы, союзы, родители.
В Китае занятиями физкультурой охвачено более 120 млн. дошкольников и столько же учащихся начальной ступени. Большую рорль в развитии физической культуры и спорта среди молодежи сыграло правитиельственное постановление под названием "Правила использования городских парков Китая". На этой основе парки были превращены в спортплощадки для детей и молодежи. Особенно популярными стали семейные старты. В 1955 г. внедрена система оценки внеклассной спортиваной деятельности. Учащимся стали выдаваться специальные свидетельства с оценкой: отлично, хорошо, удовлетворительно.
Активную роль в развитии спорта играет Федерация школьного спорта Китая. Почти все школы и классы имеют сборные команды по разным видам спорта. Большой популярностью пользуются межшкольные турниры и соревнования между классами. Местные спортивные органы и общества, молодежные организации организуют межобластные и межпровинциальные турниры. Лучшие спортсмены выступают затем в национальных состязаниях школьников. Такие соревнования стали стимулом для развития спорта в школах, которые специализируются по видам спорта. В 1985 г. подобных школ было уже более 20 тысяч. Спортивная работа в этих учебных заведениях ведется с 11 млн. школьников, которые тренируются от трех до пяти раз в неделю. В Китае создаются внешкольные тренировочные центры, где готовятся будущие кандидаты в сборные команды страны. В последние годы созданы связанные с этими центрами спортивные средние и высшие школы.
Кратко охарактеризованный выше опыт развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в различных странах не должен остаться без внимания при решении проблем развития этого движения в нашей стране.
Источник: lib.sportedu.ru