Литература
Рекомендации родителям по физическому воспитанию детей
Ни для кого не секрет, что физическое развитие имеет исключительно важное значение для правильного роста и развития детей. Формирование костно-мышечного аппарата, правильное развитие дыхательной системы, сердца и всех внутренних органов требует посильных и соответствующих возрасту физических нагрузок.
Современные рекомендации родителям по физическому воспитанию детей обычно в первую очередь призывают их организовать утреннюю гимнастику для ребенка. Причем начинать ее можно уже в ясельном возрасте. Достаточно попросить малыша походить, как медведь (вразвалочку), как собачка на задних лапках, попрыгать, подражая лягушке или зайчику. Можно предложить крохе также варианты посложнее, например, изобразить больного воробья, у которого поранена лапка, старичка с палочкой или же ласточку. Вполне подойдут для гимнастики для дошколят и известные всем упражнения типа «велосипед», «мельница», «гусиный шаг» и другие.
Для ребенка школьного возраста Вы можете разработать целый комплекс физических упражнений, причем к его созданию, вполне возможно подключить и самого ребенка. Предложите ему пофантазировать. Варианты упражнений должны быть разные. Они должны побуждать к движению ноги, руки, шейный отдел, позвоночник в целом, тазовый отдел. Помните, что любая утренняя гимнастика не должна быть излишне продолжительной. Она должна придавать организму бодрости, поднимать настроение ребенка, но не утомлять. Начинать всегда следует с легкой разминки, а заканчивать спокойными упражнениями, способными нормализовать дыхание.
К вышеприведенным рекомендациям родителям по физическому воспитанию детей можно добавить следующее. Регулярные занятия утренней гимнастикой способны заметно оздоровить детский организм (см.Приложение 13). Однако, по мере роста и взросления ребенка, его физические нагрузки должны увеличиваться. Это в большей мере касается мальчиков. Им можно предложить ходить на борьбу, легкую атлетику или плавание. Для девочек весьма уместны занятия танцами (бальными, народными или современными – стиль Вы выбираете сами). Ведь хореографические занятия формируют правильную осанку, способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, тренируют центры равновесия, укрепляют организм в целом. Кроме того, движение в ритм музыке поддерживает развитие музыкального слуха.
Добавим, что занятия спортом всегда способствуют и правильному психологическому воспитанию детей. Не секрет, что все спортсмены обладают хорошим самообладанием, у них развита волевая сфера, целеустремленность, умение разбивать предполагаемые действия на этапы и постепенно и планомерно добиваться поставленных целей. Помните, что выбирать конкретные виды спорта нужно строго в соответствии с состоянием здоровья Вашего ребенка, например, если у Вашего ребенка проблемы с осанкой, то для него лучше подойдут такие виды спорта, как, например, плавание. Кроме того, важно учитывать возраст детей. Напомним, что примерно с 4 лет обычно начинают принимать малышей на занятия плаванием на базе бассейна, танцами, детским фитнесом. Любые виды борьбы для мальчиков (самбо, греко-римская борьба, ушу) показаны после 6-9 лет.
Хорошо, если родители занимаются спортом вместе с детьми. Зимой можно организовать совместные выезды на лыжах, катание на коньках, летом приветствуются любые групповые спортивные игры – волейбол, баскетбол, бадминтон и другие. Можно организовать совместные выходы в лес, на природу, велосипедные или пешие прогулки. Все это способствует полноценному физическому развитию детей и подростков. Кроме того, позитивная совместная деятельность укрепит внутрисемейные отношения, научит действовать в команде, обеспечит детям выход лишней энергии и поднимет настроение.
Физическое воспитание детей должно в идеале сопровождаться закаливанием. Комплекс ежедневных упражнений с успехом можно завершать водными процедурами или просто прохладным обтиранием. Закаливание также можно проводить в виде ежедневных обливаний холодной водой, хождения босиком (в том числе зимой по снегу, летом по траве, камням или песку).
^ Рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Проблема формирования у детей представлений о здоровом образе жизни настоятельно диктует необходимость целенаправленной, систематической работы всего коллектива образовательного учреждения, выбора эффективной технологии работы с детьми. «Здоровье детей – богатство нации» - этот тезис не утратит актуальности во все времена. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. В основе этого искусства лежат представления детей о здоровом образе жизни.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Под элементарными представлениями о здоровом образе жизни мы понимаем определенный уровень осведомленности, который формируется в процессе целенаправленной педагогической работы и предполагает следующее:
ребенок старшего дошкольного возраста имеет некоторые правильные представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;
о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма;
о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья;
о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых;
о возможных причинах заболеваний;
он осознает значение для здоровья здорового образа жизни, а также
значение для здоровья и здорового образа жизни состояния окружающей природной и социальной среды;
способен выявить направленную на формирование здорового образа жизни сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности;
он активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях.
Представления ребенка о здоровом образе жизни носят элементарный, но целостный характер. Он проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения, присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при проведении следующего комплекса мероприятий:
обеспечение совместной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по формированию представлений о здоровом образе жизни;
включение в работу с детьми бесед о необходимости соблюдения гигиенической и физической культуры;
проведение с детьми игр на закрепление представлений о здоровом образе жизни.
Мы рекомендуем систему физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными прогнозами здоровья ребенка (см.Приложение 13, табл.1). В работу включены формы оздоровления детей (см.Приложение 13, табл.2).
Вывод
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Возраст 4-7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качества детского организма, профилактике различных заболеваний.
Педагоги, осуществляющие работу по формированию у дошкольников привычек к здоровому образу жизни, должны работать в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, организовать деятельность по привлечению к здоровому образу жизни таким образом, чтобы детям было интересно.
Заключение
Физическое развитие ребенка – процесс непрерывный. На каждом возрастном этапе он характеризуется соотношением его основных показателей с темпами созревания физиологических структур.
Здоровье – основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие детей, фундамент его дальнейшего благополучия. Здоровье ребенка зависит от многочисленных внутренних и внешних факторов, причем воспитание, образование, условия жизнедеятельности имеют, по мнению многих специалистов, приоритетное значение для полноценного развития ребенка.
Воспитание здорового, разносторонне развитого ребенка требует большого внимания, прежде всего, со стороны родителей. Им необходимо решать многие задачи одновременно – заботиться о том, чтобы ребенок не только приобретал определенный объем знаний, но и овладел полезными умениями и навыками, необходимыми для его общего развития. Успешность физического воспитания и его оздоровительная эффективность во многом зависят от благоприятных гигиенических условий жизнедеятельности ребенка, правильно организованной предметной среды, четкого выполнения распорядка дня, обеспечения в семье комфортной психологической обстановки, вовлеченности родителей в единый воспитательный процесс, организованный в ДОУ.
На основе теоретических положений выявлены и апробированы педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами физического воспитания. На основе теоретических предпосылок разработаны программы условий формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и методика их реализации в условиях ДОУ. В работе намечена перспектива дальнейшего исследования.
Литература
Альбу Л.М. Бездыкьян А.В. Оздоровительная работа в дошкольных оздоровительных учреждениях. Изд-во: Феникс, 2009. – 222с.
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка//Дошкольное воспитание. – 1993.- №11. – 12-18с.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М. 1987. – 63с.
Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. Изд-во: ТЦ Сфера. – 2008. – 48с.
Баль Л.В. Барканов С.В. Горбатенко С.А. Педагогу о здоровом образе жизни детей. Серия: Наука быть здоровым.
Изд-во: Просвещение. 2005. – 192с.
Вавилов Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. М. Просвещение, 1986. – 128с.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Изд-во: Мозаика-Синтез, 2010. – 208с.
Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд-во: Москва, ЭНАС. – 2004. – 144с.
Глазырина Л.Д. Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176с.
Голиков Н. Забота о здоровье детей – задача общая//Дошкольное воспитание. – 2005.- №6. – 14-16с.
Голубева Л. Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей//Дошкольное воспитание, 2001. - №1. – 44с.
Горбунова Н. Если хочешь быть здоров!//Дошкольное воспитание,2005.- №6. – 29-33с.
Дорошенко А.С. и др. Методы диагностики физического развития и подготовленности детей дошкольного возраста. Хабаровска: Метод. рекоменд./А.С.Дорошенко, Г.И.Минаева, О.С.Шнейдер. – Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1994. – 32с.
Доскин В.А. Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. Изд-во: Просвещение, Росмэн, 2006. – 144с.
Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В.А.Доскин, Л.Г.Голубев. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2003. – 110с.
Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. Авторская программа//Дошкольное воспитание. – 1995.- №6. – 11-17с.
Картавых Л. Борисова Л. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников//Дошкольное воспитание, 1996. - №10. – 21с.
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 256С.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. ВАКО, 2008. – 176с.
Козырева О. Упражнения с большими ортопедическими мячами//Обруч, 2000. - №5. – 35с.
«Концепция дошкольного воспитания» В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989.
Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка//Дошкольное воспитание, 2004. - №5. – 66с.
Кузнецова М.Н. Петричук С.В. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников: Методическое пособие. Изд-во: Айрис-Пресс. – 2004. – 64с.
Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий: Практическое пособие. Изд-во: Айрис-Пресс. – 2008. – 96с.
Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: Практическое пособие. Изд-во: Айрис-Пресс АЙРИС ДИДАКТИКА. – 2007. – 112с.
Кулик Г.И. Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М. ТЦ Сфера, 2010. – 112с.
Кутузова А. Психомышечная тренировка//Обруч, 1999. - №2. – 41с.
Лескова Н. Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника//Дошкольное воспитание. – 1989.- №10.
Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М. 1986, 192 с.
Литвинова О.М. Спортивные упражнения и игры в детском саду. Изд-во: Феникс. – 2010. – 95с.
Мартынов С. Здоровье ребенка – в ваших руках//Дошкольное воспитание. – 1988.- №4. – 14-16с.
Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М. АРКТИ, 2004. – 264с.
Маханева М.Д. С физкультурою дружить – здоровым быть. Методическое пособие. Изд-во: ТЦ Сфера. – 2009. – 240с.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. Мозаика-Синтез,2009. – 96с.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду – М. "Просвещение", 1973.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики.
Источник: shkolnie.ru