Нейрокоррекция — гимнастика для неленивых
Всем привет!
Как и обещала в прошлый раз, сегодня я расскажу о нейрокоррекции. Многие из вас слышали о ней, кто-то даже занимался, ведь специалисты, владеющие данной методикой, думаю, есть в каждом регионе.
Для тех же кто не знает, я все же немного погружусь в теорию.
Итак, нейрокоррекция представляет собой комплекс двигательных (ориентированных на развитие высших психических функций) и когнитивных (нацеленных на преодоление трудностей обучения) методик, целью которых является переструктурировать нарушенные функции головного мозга, а также ускорить сам процесс созревания головного мозга ребенка. Поэтому в период занятий специалисты не рекомендуют применять медикаментозную терапию, оказывающую воздействие на головной мозг (например, ноотропные препараты).
Показания для проведения нейрокоррекции, настолько обширны, что, наверно не существует ни одного ребенка, которому не следовало бы ей позаниматься немного хотя бы перед школой: это и повышенная утомляемость, низкая работоспособность, невнимательность, плохой почерк, память и мышление, гиперреактивность, всевозможные речевые проблемы, проблемы с моторикой, ЗПР, нарушение координации, наличие аутичного спектра, нервные тики, энурез.
Прежде всего родителям нужно решать, что необходимо их ребенку — небольшое развитие либо коррекция, затем определиться с количеством и интенсивностью занятий, а также решить будут ли это групповые занятия или индивидуальные. Это поможет сделать очная консультация нейропсихолога, которая обычно занимает от полутора до двух с половиной часов. Но, думаю, что большинство родителей, когда идут на консультацию, уже приблизительно оценивают масштабы предстоящей работы и выбирают центр исходя из этих предпосылок. Ведь далеко не в каждом центре возьмут (во всяком случае должны взять) «тяжелого» ребенка. Кто-то предпочитает «легких» детей и быстрые результаты. В зависимости от центра и применяемой им методики количество занятий может варьироваться от 10 за курс до 2-3 занятий в неделю в течение года-двух.
Одно скажу точно, для преодоления серьёзных нарушений и стабильного результата нужно заниматься не менее года ежедневно. Естественно, под контролем специалиста, индивидуально либо в малочисленной группе. При этом кто-то из взрослых должен обязательно контролировать правильность выполнения всех домашних заданий. Поэтому нужно нацеливаться на совместную тяжелую работу.
Еще обращаю ваше внимание на то, что периодически у детей, которые занимаются нейрокоррекцией, наблюдается значительный откат в поведении, поэтому не стоит удивляться и беспокоиться. Обычно высококлассный нейропсихолог этот откат ожидает и грамотно «пропускает» через него ребенка. Но бывают и исключения.
Как проходит занятие нейрокоррекцией
Начинать коррекцию нужно всегда с двигательной части, которая является базой и создает предпосылки для будущей работы, и лишь на следующем этапе нужно подключать когнитивные методы. Иногда в зависимости от состояния ребенка на занятиях специалист совмещает одновременно два метода.
Двигательная коррекция включает в себя следующие стандартные блоки упражнений:
¤ Дыхательные упражнения — с них всегда начинается занятие. С помощью этих упражнений у ребенка вырабатывается навык правильного дыхания;
¤ Растяжки — упражнения на расслабление и напряжение;
¤ Телесные упражнения;
¤ Глазодвигательные упражнения.
Выполнять эти упражнения надо строго последовательно согласно программе своего нейропсихолога. Ни в коем случае не экспериментируя, взяв за основу случайно выбранные упражнения из интернета.
Останавливаться и расписывать упражнения подробно я не буду, поскольку суть их понятна уже из названия, и, если кому интересно, они все они описаны в книге автора метода замещающего онтогенеза (именно этот метод применяется в большинстве центров нейрокоррекции) А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте». Но еще раз повторю – без самодеятельности. Сама автор предупреждает об этом в начале книги.
Когнитивные упражнения — это упражнения на развитие речи, внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, логико-грамматических отношений, речи и т.д. Данные упражнения также содержатся в пособии Семенович. Их, конечно, можно делать без специальной подготовки не опасаясь.
Наш опыт нейрокоррекции
Мой ребенок ходил на курсы нейрокоррекции дважды. Первый раз в возрасте 5 лет. Может быть тогда это было слишком рано для него, может быть психолог оказалась не наш. Но результатами я осталась недовольна. Курс был рассчитан на 4 месяца и тогда я ошибочно посчитала это за плюс. Занятия были индивидуальные, касались только двигательной сферы, домашние задания нам не давали. Однако, я, как прилежная мама, по собственной инициативе записывала все упражнения и дома их повторяла. Но каких-то видимых результатов я не заметила, мои надежды, которые я возлагала на курс не оправдались.
Через полтора года я нашла центр попроще, и Слава снова начал заниматься. Занятия также были индивидуальные и включали двигательные упражнения, когнитивные и сенсорику. Занимались второй раз мы чуть более года без перерыва на каникулы и праздники. Один раз в неделю в центре и каждый день дома по часу — полтора. Чтобы начать выполнять упражнения частенько требовалось потратить приличное время на уговоры Славки. Иногда уговоры занимали даже больше времени чем сами упражнения. К концу года сил не осталось ни у меня, ни у ребенка. Как кто-то занимается нейрокоррекцией по несколько лет лично я не представляю. Мы до сих пор делаем зарядку по утрам, но иногда я даю ребенку и себе отдохнуть. Иногда мы заменяем ее утренней прогулкой или прыжками на батуте. Но каждый день одно и тоже без перерывов на протяжении года — это реально очень сложно.
Второй курс я считаю пошел моему ребенку на пользу. Во-первых, Слава добился неплохих результатов в плане координации, конечно полностью не преодолел, но все же повысил работоспособность, несколько простроил зрение, улучшил пространственное восприятие, научился немного расслабляться и даже на несколько секунд закрывать глаза во время бодрствования (для него, поверьте, это немало), но на сглаживание аутичного спектра нейрокоррекция, к сожалению, никак не повлияла.
Примеры упражнений, которые можно делать
Далее я приведу примеры нескольких упражнений, которые можно делать ежедневно с ребёнком самостоятельно вне комплекса. Они пробуждают мозг и приводят его в готовность к обучению:
1. Прежде всего нужно научить ребенка массировать себе уши, ведь известно, что на поверхности ушной раковины находится 170 биологически активных точек. Не забывайте, что массаж выполняют предварительно разогретыми руками и не менее одной минуты.
2. Стоять на одной ноге с закрытыми глазами не менее 7 секунд. Руки при этом желательно держать вытянутыми в сторону.
3. Рисовать воображаемые восьмерки руками. Если сложно рисовать в воздухе, можно нарисовать на большом ватмане или школьной доске. Пусть ребенок обводит восьмерку несколько раз в одну и другую сторону каждой рукой. Еще можно попробовать рисовать двумя руками одновременно.
4. Рисовать зеркальные картинки одновременно двумя руками. Сначала это могут быть совсем большие изображения. Постепенно уменьшайте их до величины 1-2 сантиметров. Как совсем сложный вариант, можно расчертить альбомный лист на квадратные сантиметры. В каждой симметричной клетке нужно рисовать расходящиеся и сходящиеся картинки. Рисунки придумайте сами. Например, такие:
5. Поочередно менять положение руки на плоскости стола: кулак, ладонь, ребро. Сначала медленно одной рукой со взрослым, затем другой и обеими руками вместе. Постепенно нужно увеличивать темп. При затруднении выполнения ребенок может самостоятельно помогать себе словесными подсказками.
6. Следующее упражнение называется «лезгинка». Сложить руку в кулак и развернуть пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Другой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу первой руки. После этого одновременно сменить положение рук. Повторить несколько раз увеличивая скорость. Когда упражнение будет отработано, можно подключить язык: поворачивать его сначала в сторону прямой ладони и на последнем этапе в противоположную сторону от прямой ладони.
7. Правой рукой взять себя за левую мочку уха. Левой рукой дотронуться до носа. После хлопка сменить положение рук: левой рукой взять себя за правую мочку уха, а правой рукой дотронуться до носа.
8. Можно играть в замечательную сенсорную игру, которая называется «морковка». Ребенок лежит на твердой горизонтальной поверхности и изображает морковку. Взрослый со словами: «Мы морковку моем-моем, мы морковку чистим-чистим, мы морковку режем-режем, мы морковку трем — трем, мы морковку солим-солим, мы морковку жмем!» совершает соответствующие словам движения (гладит, хлопает, щипает, жмет тело ребенка. ). Повторять эти движения нужно от макушки ребенка до кончиков пальцев на ногах. Но не просите ребенка повернуться на другой бок или живот-спину. Пусть ребенок лежит так, так ему нравится, он инстинктивно всегда подставляет именно ту часть тела, которую нужно стимулировать. А в конце со словами: «И тут на морковку упал. холодильник», взрослый падает на ребенка (поперек или вдоль, как получится). Ребенок должен простроить свое тело и выбраться из западни. Не помогайте ему, лежите спокойно!
9. Еще одна веселая игра в обезьянок, при которй ведущий выполняет какие-то движения, а ребенок в точности их повторяет. Учтите, можно играть в зеркальных обезьянок сидя друг напротив друга, когда стороны игроков противоположны (правая рука ребенка соответствует левой руке ведущего), а можно в точных (правая рука ребенка повторяет за правой рукой ведущего).
10.Вспомните игры с мячом, а еще лучше с несколькими маленькими мячами (например, теннисными). Подкидывания, подбрасывания, жонглирование — все это тоже нейрокоррекция.
Вот, кажется, и все. Если будут вопросы, пишите, спрашивайте, я с удовольствием отвечу.
Источник: zaldi.ru