Физическая нагрузка как фактор влияния на физическое развитие
Физическая нагрузка как фактор влияния на физическое развитие - раздел Спорт, Физическая Нагрузка Как Фактор Влияния На Физическое Развитие Работа Ученицы.
Физическая нагрузка как фактор влияния на физическое развитие Работа ученицы 10-А класса Колоног Евгении Физическая нагрузка как фактор влияния на физическое развитие Физическое развитие (ФР) – динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в различные возрастные периоды. В узком смысле под ФР понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме.Главным фактором влияния на развитие физических качеств является физическая нагрузка, которая получает человек при выполнении физических упражнений.
Физическая нагрузка – это определенная мера влияния двигательной активности человека на организм, что сопровождается повышением (относительно состояния покоя) уровнем его функционирования. Понятие "физическая нагрузка" отражает тот факт, что выполнение физических упражнений вызывает переход энергообеспечения жизнедеятельности организма человека на более высокий, чем в состоянии покоя, уровень.Наприм ер, уже медленная ходьба (скорость 3 км / ч) вызывает увеличение обмена веществ в 3 раза, а бег с биляграничною скоростью – в 10 и более раз. Та разница, которая возникает в энергозатрат между состоянием физической активности и состоянием покоя, характеризующий уровень физической нагрузки.
Судить о величине физической нагрузки можно и по показателям ЧСС, частоты и глубины дыхания, минутного и ударного объемов сердца, кровяного давления и т.д. Определ енную информацию в этой связи для учителя могут дать такие показатели как интенсивность потоотделения, степень покраснения, бледность, ухудшение координации движений.
Все названные показатели отражают внутреннее нагрузки. Внешней стороны нагрузки принадлежат его объем и интенсивность. Интенсивность нагрузки – это количество выполненной работы за единицу времени. Она характеризует силу воздействия конкретного упражнения на организм.Объем нагрузки определяется продолжительностью работы и общ им количеством упражнений, выполненных на занятии, например, в силовой тренировке объем нагрузок определяется количество повторений и общей массой поднятого груза; в спортивных играх и поединках – время двигательной активности.
Достичь эффективности при совершенствовании физических качеств можно лишь при условии четкого дозирования нагрузки. То есть, в каждом конкретном случае необходимо обеспечить такой его объем и интенсивность, которые дадут наилучший прирост качества, развивается.Такая нагрузка называют влиятельн ым. Интенсивность можно регулировать, изменяя: 1. скорость передвижения; 2. величину ускорения; 3. координационную сложность упражнений; 4. темп выполнения упражнений, количество их повторений за единицу времени; 5. величину напряжения, в процентах от личного рекорда в конкретном упражнении; 6. амплитуду движений (чем она больше, тем больше интенсивность нагрузки); 7. сопротивление окружающей среды (рельеф местности, ветер, течение воды и т.п.); 8. величину дополнительного обременения; 9. психическую напряженность во время выполн ения упражнения.
Если интенсивность находится на нижней границе влиятельной зоны то соответствующие физические качества развиваются медленно, но достигают высокого уровня прочности.
Воздействия высокой интенсивности дают относительно быстрый прирост двигательных качеств, но достигнутые адаптации не такие стабильные. Между интенсивностью и объемом нагрузки существует обратно-пропорциональная связь.Чем выше сила воздействия на организм высокоинтенсивных упражнения, тем скорее человек у станет и вынуждена будет прекратить его выполнение.
Поэтому никогда не удается совместить максимальное или близкое к нему по интенсивностью усилия, с большим объемом работы. Учитель должен также учитывать, что физическая нагрузка с соответствующей интенсивностью становится действенным лишь тогда, когда оно имеет необходимый объем.Для установления оптимального соотношения интенсивности и объема тренировочной нагрузки необходимо руководствоваться целью, с которой выполняется та или иное упражнение, а также учитывать возрастные и половые особенности и уровень физической подготовленности тех, кому она предлагается.
Так, например, при применении бега с целью совершенствования общей выносливости у учащихся интенсивность может быть определена по ЧСС (120-140 уд / мин), характеризующий нижнюю границу влиятельной зоны интенсивности), а продолжительность будет обусловлена индивидуальными возможностями. После выполнения физических упражнений в организм е разворачиваются разные реакции восстановления.При этом скорость восстановления работоспособности на разных этапах последействия нагрузки не одинакова.
Сначала восстановление протекает быстро, затем замедляется, а дальше затягивается и протекает волнообразно. Наряду с этим существует и другая закономерность: различные функции имеют собственные динамики восстановления (гетерохроннисть восстановительных процессов). У детей и подростков наблюдается большая несогласованность восстановления отдельных функций.Продолжительность восстано вления зависит от величины и характера нагрузки.
При этом восстановление утраченных на обеспечение работы энергетических ресурсов происходит не до исходного уровня, а с некоторым избытком ("суперкомпенсация"). Явление суперкомпенсации возникает тогда, когда тренировочные воздействия соответствуют потенциальным возможностям организма. Вследствие суперкомпенсации растет тренированность.Если тренировочные воздействия систематически превышают потенциальные возможности организма, то потраченные энергоресурсы не успеваю т обновляться, и наступает истощение организма.
Как следствие, тренированность значительно снижается и наконец, если тренировочные воздействия значительно ниже потенциальных возможностей, то рост тренированности не наблюдаются. Получить необходимые тренировочные воздействия и содействовать решению конкретных педагогических задач позволяет также определение правильной продолжительности и характера отдыха между повторениями упражнений в занятии.Установлено, что восстановление энергоресурсов протекает волнообразное по типу угасающей кривой (Рис 1). Согласно динамики восстановления после нагрузки по продолжительности различают следующие разновидности интервалов отдыха по продолжительности: "жесткий" (И), относительно полный (П), экстремальный (Ш), полный (IV). Динамика работоспособности и ЧСС при выполнении нагрузки и в период отдыха (за Линце М.М.) Примечание: Н – нагрузка, ГП – динамика работоспособности; ДЧСС – динамика ЧСС; И – фаза неполного восстановления; II – фаза относительно полного восстановления; III – фаза суперкомпенсации; IV – фаза снижении работоспособности и волнообразного возвращение ее к исходному уровню.
Жесткий интервал отдыха предусматривает следующее нагрузки через 45-90 – 60-120 с, что соответствует фазе недовосстановления оперативной работоспособности.
Если тренировочное задание вызвало частоту пульса 180-200 уд / мин, то следующее будет осуществляться на пульсе 140-120 уд / мин. Такой интервал отдыха применяется при развитии различных видов выносливости.
Относительно полный интервал отдыха предусматривает следующее нагрузки после первого возвращения работоспособности до исходного уровня (ЧСС 110-120 уд / мин). Его продолжительность составляет от 60-120 с до 90-180 с. Тренировочный эффект такого сочетания нагрузок и отдыха проявляется в суперкомпенсации как следствия кумулятивного воздействия выполнения серии упражнений по 4-6 повторений.Применяется преимущественно для совершенствования скоростной и силовой выносливости.
Экстремальный интервал отдыха предусматривает следующее нагрузка на фазе суперкомпенсации (ЧСС 110-90 уд / мин). Его продолжительность от 2-3 до 6-8 мин. (Ощущение субъективной готовности к следующему выполнения упражнения). Для достижения состояния суперкомпенсации задачи выполняют сериями. В одной серии делают 3-4 повторения упражнений. Количество серий зависит от уровня тренированности человека. Между сериями интервал отдыха – полный.Применяют экспериментальные интервалы отдыха при совершенствовании силовых, скоростных, скоростно-силовых и координационных возможностей учеников.
Полный интервал отдыха предусматривает волнообразное возвращения работоспособности до исходного уровня. В зависимости от характера и величины усталости его продолжительность составляет от 6-8 до 20 мин. Применяется в оздоровительных тр енировках, не предусматривающих большого роста тренированности.По характеру различают: пассивный отдых предусматривающий относительное спокойствие, отсутствие двигательной активности в перерывах между выполнением упражнений; активный отдых предусматривающий выполнение между тренировочными заданиями тех же упражнений с умеренной интенсивностью, или иных упражнений и двигательных действий другими частями тела, близкими по форме к тренировочной упражнения; комбинированный отд ых предусматривает сочетание в одной паузы активную и пассивную его организацию.
При применении активного или комбинированного отдыха эффект восстановления работоспособности увеличивается, когда тренировочные упражнения выполняются сразу же после выполнения упражнений, стимулирующих восстановление.
Пассивный и комбинированный отдых более эффективны при значительной усталости. Если отдых длится 2-4 мин, то эффективнее активен.При длительных паузах более эффективным является пассивный и комбинированный о тдых. Оптимальной формулой организации комбинированного отдыха есть такая: 25% – активного, 50% – пассивного, 25% – активного.
Двигательные действия в заключительной части комбинированного отдыха должны быть подобными тренировочных упражнений по форме и содержанию. Регулирование нагрузки и её сочетание с отдыхом представляют собой одну из важнейших основ, на которых строится использование физических упражнений при решении самых разнообразных задач физического воспитания.Нагрузка в физическом воспитании - это ко личественная мера воздействия физическими упражнениями на организм занимающихся.
Любая нагрузка связана с расходованием энергоресурсов организма и утомлением. В свою очередь, эти процессы неизбежно вызывают необходимость отдыха. Во время отдыха развёртываются процессы восстановления, интенсивность которых зависит от параметров нагрузки. Чем больше нагрузка, тем интенсивней процессы восстановления.Более того, живой организм обладает уникальной способностью не только к полному восстановлению потраченных энергоресурсов, но и к с верх восстановлению и повышению, на этой основе, работоспособности.
Эта уникальная способность живого организма и лежит в основе развития тренированности, когда нагрузка, через утомление ведёт к восстановлению, сверх восстановлению и повышению работоспособности. Однако далеко не всякая нагрузка приводит к столь желанному результату.Для того, чтобы уметь правильно ею воспользоваться необходимо, прежде всего, иметь представление о таких характеризующих её понятиях как: объём и интенсивность, внешняя и внутренняя наг рузки, стандартная и переменная нагрузки, непрерывные и интервальные нагрузки.
Понятие объема относится к длительности и суммарному количеству выполненной физической работы. Интенсивность характеризуется силой воздействия нагрузки в каждый момент, степенью напряжённости функций. Общая нагрузка за занятие может быть определена по интегральным характеристикам её объема и интенсивности.Практически общую нагрузку чаще всего оценивают по её внешним параметрам, например, в беговых упражнениях - по су ммарному километражу, в упражнениях с отягощениями - по количеству подходов и суммарному весу, поднятому на занятии и т. п. Физические упражнения, подвижные игры, а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков.
Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом.Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях.
П од влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода.Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продукт ов обмена веществ с потом и мочой.
Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков.У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом.
У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл. Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы.У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается уда рный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов.
Более экономичной становится работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания. Существенные изменения происходят в обмене веществ.У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окисл ительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.
Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга.Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.
Высказывания исследова телей о влиянии физических упражнений на рост тела и процесс биологического созревания различны. Так, отмечалось, что физические упражнения могут продлевать функцию зон роста длинных трубчатых костей (бедра), задерживать срастание эпифизов и диафизов костей и, таким образом, увеличивать рост тела. В то же время интенсивные силовые упражнения способны ускорять процесс окостенения зон роста костей и замедлять их рост в длину.Отмечается влияние физических упражнений на процесс биологического созревания.
Одним из вероятных причинных факторов акселерации детей и подростков является гиподинамия. По некоторым наблюдениям, спортивная гимнастика, требующая интенсивных скоростно-силовых нагрузок, задерживает половое созревание.С другой стороны, указывается, что относительно медленное половое созревание гимнасток связано с отбором в этот вид спорта девочек с особым соматотипом (грациозных). Установлено, что более позднее наступление месячных у спортсменок не оказывает отрицательного влияния на процесс созревания и фертильность (способ ность к деторождению). Приводятся наблюдения о нормализующем влиянии спорта (занятия баскетболом) на половое созревание девочек.
Чешские авторы, наблюдавшие несколько лет за мальчиками и подростками, занимающимися различными видами спорта: велосипедным, гребным, хоккейным, не занимавшимися и прекратившими занятия, пришли к выводу, что рост, как показатель скорости общего развития скелета, не изменяется под влиянием интенсивных тренировок ни в положительную, ни в отрицательную сторону.
Занятия спортом не оказывали воздействи я, по данным авторов, и на процесс биологического созревания. Возможно, что механизм биологического созревания девочек более чувствителен к внешним воздействиям, в частности к физическим упражнениям, чем у мальчиков.У детей и подростков нет полного параллелизма между развитием физических качеств и физическим развитием (динамикой антропометрических показателей). Изменение массы и рост часто опережают увеличение мышечной массы.
Аэробная функция на килограмм массы т ела увеличивается медленнее, чем общий показатель МПК. Наиболее медленно возрастает максимальная сила. Эти факторы необходимо учитывать, не форсируя специальную подготовку у юных спортсменов. Таким образом, физические упражнения оказывают положительное влияние на все основные системы организма и тем самым способствуют укреплению здоровья и активному долголетию.Физическая тренировка может «омолодить» сердце, мышцы и скелет человека на 40 лет. «Активный» человек в 70 лет по работе этих органов не отличается от 30-ле тнего «неактивного» человека.
Очень большое значение имеет активный образ жизни для мозга, способствуя сохранению памяти, творческих способностей, быстроте реакции, способности к длительной умственной работе.Наряду с благоприятным действием на здоровье человека физические упражнения при несоблюдении гигиенических требований могут принести вред. Необходимо учитывать возрастные и половые особенности занимающихся.
В детском и подростковом возрасте недостаточно эффективна терморегуляция, в частности, в связи с худшим по сравнен ию со взрослым потоотделением и склонностью к перегреванию и, с другой стороны, более быстрым охлаждением при низких температурах. У детей и подростков слабее выражены гликолитические процессы в мышцах, и поэтому при анаэробной тренировке требуются более длительные и частые паузы.В этом возрасте менее устойчивы к нагрузкам соединительнотканные образования, сухожилия, связочный аппарат суставов.
Поэтому требуется хорошая разминка суставного аппарата, разгрузочные упражнения для суставов и позвоночника во время тренировки. Не льзя допускать внезапных интенсивных нагрузок и не планировать максимальных силовых упражнений до окончания пубертатного периода.Общеизвестно решающее значение дошкольного периода онтогенеза для становления личности ребенка, создания предпосылок его гармоничного развития.
Не менее известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.
Однако последние 10-15 лет именно физическое состояние дошкольников вызывает большую тревогу ученых и практиков здр авоохранения и образования. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых" новорожденных утроилось.Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Кроме того, в среднем 20% дошкольников имеют низкий уровень физического развития, а к 7 годам количество детей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает до 25-27%. Такое положение сохраняется и даже усугубляется, несмотря на существование большого количества программ по физическому воспитанию дошкольников и новых методических разработок.Таким образом, решение проблемы формирования физического развития в дошкольном возрасте является, на мой взгляд, краеугольным камнем в воспитании гармонично развитой, здоровой и, что не менее важно, хорошо подготовленной к школе личности.
Актуальность опыта определяется тем, что совершенствование системы физического воспитания дошко льников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста.До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.
Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка. В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.Основная идея опыта: Предполагается, что для совершенствования процесса физического воспитания, рациональное комплектование группы детей, занимающихся физической культурой в дошкольных учреждениях, целесообразно проводить со строгим учетом их соматического типа и характера двигательной деятельности. Предполагается, что развитие физических качеств дошкольников происходит более эффективно в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрасте.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия физической культурой у дошкольников, способствовать более целенаправленному акценту на развитие тех или иных физических качеств.
Предложенные практические рекомендации по организации групп занимающихся могут быть использованы для оптимизации занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях. Длительность работы над опытом.Диапазоном опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (физ. занятия, игры). Теоретическая база опыта Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей.
Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща.
Таким образом, в физическом воспитании должны найти свое место как меры по укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения. Чем яснее родители и воспитатели осознают важность всех указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детских учебно-воспитательных учреждениях.Игра - неотъемлемая часть развития вашего ребёнка, главный плюс которой состоит в активной и самостоятельной деятельности ребёнка, при которой он проявляет свои способности и видит результат своих действий.
Следует знать, что любая игра, даже самая простая, развивает и формирует личность ребёнка. Игры, в психологическом развитии малыша, нельзя недооценивать.Игра - одно из самых важных средств на пути к познан иям окружающего мира. Во время игр у ребёнка улучшается настроение, обогащается его чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение, а так же закладываются базовые знания творчества.
У детей с развитым воображением, как правило, интеллект более развит, они лучше и адекватнее реагируют в нестандартных ситуациях, учёба им даётся легче. Игра это важное условие социального развития ребёнка, благодаря которой он знакомится с делами и поступками взрослых, учиться понимать чувства других людей, получает навык и общения и сопереживания, веселье и свободу.На физическое развитие детей игра так же оказывает своё влияние, стимулируя активность ребёнка. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.
Через игру и игровые действия ребёнок усваивает различные знания и умения в понятной для него форме.В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.
Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, чер т характера играющих.Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Изучением данного вопроса занимались многие ученые физиологи, психологи и педагоги. П.Ф. Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей, Н.М. Амосов - физическому р азвитию, Н.М. Шелованов – оздоровлению, Т.И. Осокина проблеме физического развития дошкольника.Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, формулируются задачи физического воспитания.
Задачи решаются в каждой возрастной группе, но их содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей.
Средствами реализации задач физического воспитания является деятельность детей, игры, а также художественные средства в частности фольклор. Цель исследования состояла в том, чтобы определить изучить процесс развития физических качеств детей дошкольного возраста в игров ой деятельности.Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могут явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей ДОУ, заинтересованных в изучении этого вопроса.Задачи: Провести анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; Теоретически обосновать эффективность занятий физической культурой игровой направленности; В процессе формирующего эксперимента определить эффективность проведения физкультурных занятий в игровой форме; Разработать рекомендации по использованию игровой деятельности в организации физкультурных занятий в дошкольных образовательных учреждениях.
Методы: - изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - педагогический эксперимент; - педагогическая диагности ка и тестирование физического развития детей; - наблюдения; - собеседования с педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
Источник: mylovekid.ru