Типы физкультурных занятий

Физкультурные занятия бывают:

- учебно-тренировочное: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.

- Сюжетное: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Колобок», решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

-Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.

-Комплексное: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.

-Физкультурно-познавательное: занятие носит комплексный характер, решаются задачи эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.

-Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

-Контрольное: проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах.

-Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатха-йоги: повышают интерес к систематическим занятиям физичесикми упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки.

Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:

- смешанного типа: разучивание нового и закрепление освоенных движений;

- занятие целиком построено на закрепление двигательного навыка;

- занятие контрольного и учетного характера, где проверяются знания, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.

Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Физические упражнения на занятии располагаются в определенном порядке, которые обеспечивают физическую и психологическую готовность ребенка к нарастанию сложности материала, приведение организма к готовности выполнять наиболее сложные упражнения /ссс, кмс, дс… /

Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяется 3 части, они тесно взаимосвязаны, но каждая из них решает определенные задачи:

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Задача: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Для того, чтобы вводная часть не была однообразной, в ней следует планировать:

- Строевые упражнения;

- Упражнения на внимание;

- Разные виды бега;

- Упражнения в равновесии;

- Упражнения в ползании,

- Прыжковые упражнения;

- Упражнения на формирование правильной осанки;

- Упражнения для профилактики плоскостопия;

- Танцевальные упражнения.

Продолжительность вводной части в зависимости от: 2 – 6 мин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Задача: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.

В основной части планируют:

- общеразвивающие упражнения;

- подвижная игра.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ОРУ К ЗАНЯТИЮ:

1. ОРУ подбираются по схеме;

2. из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.

3. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них.

СПОСОБЫ РАЗДАЧИ ПОСОБИЙ:

1. дети берут пособия по ходу движения в колонне;

2. ведущий в колонне раздает пособия;

3. воспитатель сам раздает пособия;

4. пособия заранее разложены по залу;

5. воспитатель «высыпает» пособия /мячи/

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

На одном занятии желательно проводить обучение всем основным движения /прыжки, метание, лазание, равновесие… /

Способы организации детей на выполнение основных движений:

1. фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений. Используется, начиная с младшей группы.

+ - обеспечивает высокую моторную плотность;

- Воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ею;

- Воспитатель постоянно взаимодействует с детьми;

- Дети приучаются к коллективному выполнению движений.

_ - Затрудняет индивидуальный подход;

- трудно контролировать качество выполнения движений.

2. групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое задание. Воспитатель чаще всего находится там, где упражнение требует страховки.

Используется, начиная со 2 полугодия средней группы.

обеспечивает высокую моторную плотность;

- предоставляется возможность выполнять упражнения детям самостоятельно;

_НО, ограничен контроль за качеством выполнения движений;

- ограничена возможность в оказании помощи.

3. поточный – выполнение упражнений друг за другом. Используется с младшей группы.

высокая моторная плотность;

- НО, затруднена страховка;

- трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым ребенком.

Разновидность поточного способа выполнения движений является круговой.

4. индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди. Воспитателю необходимо вовлечь детей к активному наблюдению. Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных движений, особенно тех, которые требуют страховки.

- Воспитатель контролирует выполнение упражнения каждым ребенка;

- удобно организовать страховку;

- следить за качеством выполнения упражнений.

НО, низкая моторная плотность.

Выбор способа организации детей зависит:

- от сложности и характера упражнений;

- от места проведения;

2. соответствовать возрастным особенностям детей;

3. большой подвижности;

4. времени года

5. желательно двигательное содержание игры не должно повторять ОД, используемых на занятии.

Продолжительность основной части от 15 до 25 мин. где

- ОРУ отводится от 3 – 7 мин;

- ОД – 8 – 12 мин;

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

- Задача: обеспечить постепенный переход от повышенной П/и – 4 – 6 мин.

Источник: www.maam.ru