Типы физкультурных занятий
Физкультурные занятия бывают:
- учебно-тренировочное: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.
- Сюжетное: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Колобок», решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.
-Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.
-Комплексное: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.
-Физкультурно-познавательное: занятие носит комплексный характер, решаются задачи эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.
-Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
-Контрольное: проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах.
-Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатха-йоги: повышают интерес к систематическим занятиям физичесикми упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки.
Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:
- смешанного типа: разучивание нового и закрепление освоенных движений;
- занятие целиком построено на закрепление двигательного навыка;
- занятие контрольного и учетного характера, где проверяются знания, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.
Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Физические упражнения на занятии располагаются в определенном порядке, которые обеспечивают физическую и психологическую готовность ребенка к нарастанию сложности материала, приведение организма к готовности выполнять наиболее сложные упражнения /ссс, кмс, дс… /
Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяется 3 части, они тесно взаимосвязаны, но каждая из них решает определенные задачи:
- вводная часть;
- основная часть;
- заключительная.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.
Для того, чтобы вводная часть не была однообразной, в ней следует планировать:
- Строевые упражнения;
- Упражнения на внимание;
- Разные виды бега;
- Упражнения в равновесии;
- Упражнения в ползании,
- Прыжковые упражнения;
- Упражнения на формирование правильной осанки;
- Упражнения для профилактики плоскостопия;
- Танцевальные упражнения.
Продолжительность вводной части в зависимости от: 2 – 6 мин.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.
В основной части планируют:
- общеразвивающие упражнения;
- подвижная игра.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ОРУ К ЗАНЯТИЮ:
1. ОРУ подбираются по схеме;
2. из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
3. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них.
СПОСОБЫ РАЗДАЧИ ПОСОБИЙ:
1. дети берут пособия по ходу движения в колонне;
2. ведущий в колонне раздает пособия;
3. воспитатель сам раздает пособия;
4. пособия заранее разложены по залу;
5. воспитатель «высыпает» пособия /мячи/
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
На одном занятии желательно проводить обучение всем основным движения /прыжки, метание, лазание, равновесие… /
Способы организации детей на выполнение основных движений:
1. фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений. Используется, начиная с младшей группы.
+ - обеспечивает высокую моторную плотность;
- Воспитатель держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ею;
- Воспитатель постоянно взаимодействует с детьми;
- Дети приучаются к коллективному выполнению движений.
_ - Затрудняет индивидуальный подход;
- трудно контролировать качество выполнения движений.
2. групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое задание. Воспитатель чаще всего находится там, где упражнение требует страховки.
Используется, начиная со 2 полугодия средней группы.
обеспечивает высокую моторную плотность;
- предоставляется возможность выполнять упражнения детям самостоятельно;
_НО, ограничен контроль за качеством выполнения движений;
- ограничена возможность в оказании помощи.
3. поточный – выполнение упражнений друг за другом. Используется с младшей группы.
высокая моторная плотность;
- НО, затруднена страховка;
- трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым ребенком.
Разновидность поточного способа выполнения движений является круговой.
4. индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди. Воспитателю необходимо вовлечь детей к активному наблюдению. Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных движений, особенно тех, которые требуют страховки.
- Воспитатель контролирует выполнение упражнения каждым ребенка;
- удобно организовать страховку;
- следить за качеством выполнения упражнений.
НО, низкая моторная плотность.
Выбор способа организации детей зависит:
- от сложности и характера упражнений;
- от места проведения;
2. соответствовать возрастным особенностям детей;
3. большой подвижности;
4. времени года
5. желательно двигательное содержание игры не должно повторять ОД, используемых на занятии.
Продолжительность основной части от 15 до 25 мин. где
- ОРУ отводится от 3 – 7 мин;
- ОД – 8 – 12 мин;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
- Задача: обеспечить постепенный переход от повышенной П/и – 4 – 6 мин.
Источник: www.maam.ru