Контрольные тесты упражнения: в начальной школе в основной и средней школе

Тестирование учащихся

(методические рекомендации для учителей физической культуры)

Составитель: Андрющенко С. Г.,

учитель физической культуры

Алейниково,

Содержание

1. Определение уровня физической подготовленности школьников …………3

2. Контрольные тесты – упражнения:

- в начальной школе ………………………………………….…………………. 5

- в основной и средней школе………………………………………. …………..7

3. Формы сдачи экзамена по физической культуре ……………………………..11

4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития физических способностей……………………………………………………….15

5. Библиографический список…………………………………………………..21

6. Приложение……………………………………………………………………22

Одной из важных проблем тестирования двигательных способ­ностей является организация их применения.

Учитель физической культуры должен определить, в какие сроки лучше организовать тестирование, как осуществлять его на уроке и как часто следует проводить тестирование.

Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование

физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую-третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдет в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года (в более поздние сроки могут иметь место организационные трудности, вызванные приближаю­щимися экзаменами и каникулами).

Знание годичных изменений в развитии двигательных способ­ностей детей позволяет учителю вносить соответствующие коррек­тивы в процесс физического воспитания на следующий учебный год. Однако учитель должен и может проводить более частое тестирование, вести так называемый оперативный контроль. Это целесообразно делать для того, чтобы определить, например, изменение уровня скоростных, силовых способностей и выносли­вости под влиянием уроков легкой атлетики в течение первой четверти. С этой целью учитель может применить тесты для оцен­ки координационных способностей детей в начале и в конце освое­ния материала программы, например, по спортивным играм, для выявления изменения показателей развития этих способностей.

Следует учитывать, что разнообразие решаемых педагогических задач не позволяет предоставить учителю унифицированную мето­дику тестирования, одинаковых правил проведения тестов и оцен­ки результатов тестирования. Это требует от экспериментаторов (учителей) проявления самостоятельности в решении теоретико-методологических и организационных вопросов тестирования.

Тестирование на уроке необходимо увязать с его содержани­ем. Другими словами, примененный тест или тесты при соблюде­нии соответствующих требований (как к методу исследования) должны органически входить в состав запланированных физиче­ских упражнений. Если, допустим, у детей требуется определить уровень развития скоростных способностей или выносливости, то необходимые тесты следует запланировать в ту часть урока, в которой будут решаться задачи развития соответствующих физи­ческих способностей.

Частота проведения тестирования во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития.

Например, чтобы добиться существенного прироста быстроты, выносливости или силы, требуется несколько месяцев регулярных занятий (тренировок). В то же время, для того чтобы получить достоверный прирост гибкости или отдельных координационных способностей, требуется всего 4—12 тренировок. Достичь улучше­ния физического качества, если начинать «с нуля», можно и за более короткий срок. А для того чтобы улучшить это же каче­ство, когда оно у ребенка высокого уровня, требуется больше времени. В этой связи учитель должен глубже изучить особенно­сти развития и совершенствования разных двигательных способ­ностей у детей в разные возрастно-половые периоды.

При оценке общей физической подготовленности детей, как отмечалось, можно использовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако, в связи с тем что полу­ченные результаты тестирования можно оценивать лишь путем сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко пред­ставлены в теории и практике физического воспитания детей (например, опираться на те, которые рекомендованы в «Комплекс­ной программе физического воспитания учащихся 1 — 11 классов общеобразовательной школы» (2004 — 2007) или в других про­граммах физического воспитания учащихся).

Для сравнения общего уровня физической подготовленности ученика или группы учащихся с помощью комплекса тестов при­бегают к переводу результатов тестирования в очки или баллы. Изменение суммы очков при повторных тестированиях позволяет судить о прогрессе как отдельного ре­бенка, так и группы детей.

Для определения уровня физической подготовленности школьни­ков используются тесты-упражнения; для каждой возрастной группы определены свои нормативы. Контроль за физической подготовленно­стью учащихся проводится три раза в учебном году: в сентябре, в конце декабря и в мае. Результаты оцениваются по специальным таб­лицам (отдельно для девочек и мальчиков).

Результаты, оцениваемые одним очком, являются оптимально-ми­нимальными для данного возраста и пола и отвечают требованиям временного государственного образовательного стандарта.

После сентябрьского тестирования учитель определяет уровень физической подготовленности школьников в начале учебного года в каждом двигательном умении. На основании анализа результатов учи­тель включает в уроки необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, намечает общую стратегию в создании системы домашних заданий, определяет нагрузки, повышающие уровень двигательной подготовленности, подбирает под­вижные игры с направленным развитием физических качеств.

Второе тестирование (по тем же упражнениям — обычно кроме бега на 30 м) проводится в конце I четверти. Результаты сравниваются с данными в начале учебного года, и по каждому показателю определя­ется разница в уровнях подготовленности. Учитель вновь корректирует планы работы на уроках и в системе домашних заданий.

В ходе майского тестирования по общей сумме набранных очков по таблицам определяется уровень физической подготовленности каж­дого учащегося за год.

В представленном планировании учебного материала по четвертям не выделены специальные упражнения (и задачи) для развития двига­тельных способностей, но это не значит, что они не должны быть ис­пользованы на уроках. При существующей системе контроля за физи­ческой подготовленностью (с учетом индивидуальных способностей учащихся) учитель должен строить подготовительную работу с учащи­мися (как на предшествующих уроках, так и в системе домашних зада­ний) таким образом, чтобы на контрольных уроках ученики могли вы­полнить соответствующий тест-упражнение.

Таким образом, складывается примерный график проведения кон­трольных уроков по тестированию и определению двигательных спо­собностей учащихся в течение учебного года.

Выставление оценок в классный журнал (по 5-балльной системе) осуществляется следующим образом: за выполнение отдельных уп­ражнений оценку «2» ставят, если учащийся показывает результат мень­ше 1 очка, «3» — от 1 до 4 очков; «4» — от 5 до 9 очков; «5» — 10 очков и выше. Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ста­вит оценки за освоение знаний и двигательных умений (их объем оп­ределен образовательным стандартом). Критерии оценки может опре­делять и сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.

Таблицы оценки результатов тестирования рассчитаны на детей

основной медицинской группы. Ученики, отнесенные к подготовитель­ной медицинской группе, оцениваются наравне с учениками основной группы только по тем упражнениям, которые им не противопоказаны.

Естественно, что по различным причинам не у всех учеников будут зафиксированы результаты тестирования в течение учебного года. В этом случае учитель определяет уровень физической подготовленнос­ти только по тем упражнениям, которые сданы учеником. Например, первоклассник за год из предусмотренных 21 упражнения имеет очки только по 15. В этом случае сумма очков делится на 15: это и будет уровень двигательных способностей ученика.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Контрольные тесты-упражнения

Тест 1. Бег 30 м с высокого старта. В забеге принимают участие 'е менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внима­ние!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии фини­ша по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с. Тест 2. Прыжки в длину с места. На площадке проводят линию и

перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние изме­ряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует предварительной под. готовки для выработки координации движений руками и ногами.

Тест З. Челночный бег 3x10 м. В забеге могут принимать участие один или два человека. Перед началом забега на линии старта для каждого участника кладут два кубика. По команде «На старт!» участни­ки выходят к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются и берут по одному кубику. По команде «Марш!» бегут к финишу, кладут кубик за линию финиша и, не останавливаясь, возвращаются за вто­рым кубиком, который кладут рядом с первым. Бросать кубики запре­щается. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент касания кубиком пола. Время фиксируют с точностью до 0,1 с.

Тест 4. Подтягивание (мальчики — из виса хватом сверху на высо­кой перекладине, девочки — из виса лежа на подвесной перекладине (до 80 см). По команде «Упражнение начинай!» производят подтягива­ние до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях по­пытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от пола.

Тест 5. Наклоны вперед из положения сидя на полу. На полу мелом наносится линия А-Б, а от ее середины — перпендикулярная линия, которую размечают через 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками — 20-30 см, ступ­ни вертикальны. Партнер (или двое) фиксирует колени тестируемого. Выполняются три разминочных наклона и затем четвертый, зачетный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками паль­цев соединенных рук.

Тест 6. Шестиминутный бег. Бег можно выполнять как в спортив­ном зале (по размеченной дорожке), так и на стадионе (по кругу)- В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчета беговую дорож­ку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Тест 7. Преодоление полосы препятствий в спортивном зале. Для ее сооружения используют обычные гимнастические инвентарь и оборудование. Это упражнение комплексное, имеющее прикладное зна­чение и требующее от учащихся не только физических усилий, но и проявления таких качеств, как смелость, решительность, находчивость. Перед преодолением полосы необходимо провести предварительную подготовку в отдельных упражнениях (под контролем учителя). Полосу комплектуют из пяти препятствий так, чтобы каждое упражнение тре­бовало проявления определенных двигательных качеств, их чередования. Сложность этапов определяет педагог. Ниже дается примерное описание полосы препятствий для учащихся I и IV классов. В соответ­ствии с размерами зала, наличием инвентаря и оборудования каждый учитель самостоятельно видоизменяет и дополняет полосу препятствий. / класс. 1. На двух гимнастических матах в длину из положения лёжа на спине, руки вверху, перекаты на живот — на спину (2 раза); встать.

Ходьба по рейке гимнастической скамейки, руки в стороны.

Подтягивание из положения лежа на животе на наклонной гимна­стической скамейке, один конец которой закреплен на гимнастичес­ком козле (высота 80-90 см). После подтягивания встать на козла и выполнить соскок на гимнастический мат в гимнастический обруч.

Ползание по-пластунски по трем гимнастическим матам в длину.

Подъем по гимнастической стенке при помощи рук и ног до 4-й рейки от пола с последующим прыжком в глубину на гимнастический мат.

IV класс. 1. На двух гимнастических матах в длину два кувырка впе­ред (слитно); встать.

С 3-5 шагов разбега прыжок на гимнастического козла в ширину в упор на колени; перейти в упор на носках, встать; соскок на гимнас­тический мат способом, указанным учителем.

Ходьба по бревну (высота 60-70 см), руки в стороны; соскок прогнувшись на гимнастический мат.

Ползание по-пластунски по трем гимнастическим матам в длину под натянутыми на высоте 35-40 см резинками (тесьмой), закреплен­ными на стойках. Тесьму не задевать!

Метание малого мяча в вертикальную (горизонтальную) цель с 5-7 м. Можно заменить прыжком в длину через «ров» (шириной до 80 см) с приземлением на гимнастический мат.

Все описанные тесты-упражнения, как уже говорилось, оценивают по специальным таблицам и по сумме очков определяют уровень подготов­ленности учащихся. Низкая подготовленность — менее 7 очков, удовлет­ворительная — 7-18 очков, хорошая — 19-35, отличная — более 35 очков.

ОСНОВНАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Контрольные тесты-упражнения

Тест 1. Бег на короткую дистанцию. Проводится с целью опре­деления скоростных качеств (с высокого старта).

Тест 2. Броски и ловля мяча. Проводится с целью проверки раз­вития ловкости. Первый вариант. Выполняется из исходного положе­ния стоя с мячом в руках 10 раз подряд. Подбросив мяч вверх над головой, нужно успеть сесть на пол (ноги врозь) и сидя поймать мяч. Из положения сидя подбросить мяч вверх — успеть встать в полный рост и стоя поймать мяч. Это считается как одна попытка. Возможные ошибки: не пойман мяч в любом положении; учащийся не успел сесть или не успел встать в полный рост, хотя и поймал мяч.

Мальчики и девочки разного возраста выполняют упражнение с раз­ными мячами. Девочки: 11 лет — с волейбольным; 12-13 лет — с бас­кетбольным; 14-15 лет —с набивным мячом весом 1 кг; 16-17 лет —с набивным мячом весом 2 кг. Мальчики: 11 лет — с баскетбольным; 12-13 лет — с набивным мячом весом 1 кг; 14-15 лет — с набивным мячом весом 2 кг; 16-17 лет — с набивным мячом весом 3 кг.

Второй вариант. Выполняется с мячами того же веса; исходное по­ложение то же. Подбросить мяч вверх над головой, присесть, касаясь обеими руками пола, затем встать, повернуться кругом на 360° и стоя поймать мяч. Повороты можно выполнять поочередно направо и нале­во. Каждому участнику дается также 10 попыток. Любое неточное вы­полнение упражнения считается ошибкой. Количество правильных вы­полнений как первого, так и второго вариантов упражнения оценива­ется по таблице.

Тест 3. Бег на длинную дистанцию (кросс). Может проводиться как по беговой дорожке, так и по среднепересеченной местности. Ре­зультаты (в соответствии с возрастом участников и длиной дистанции) оценивают по таблице.

Тест 4. «Весенние километры здоровья». Бег трусцой с произ­вольной скоростью. Участник пробегает без остановки доступную для него дистанцию, которая оценивается по таблице.

Тест 5. Прыжки в длину с места. Проводится с целью определе­ния уровня скоростно-силовых качеств. Соревнования лучше прово­дить на резиновой дорожке или на полу, где сделана разметка. Усло­вия проведения: из и.п. стоя (носки на линии старта) махом рук впе­ред-вверх выполнить прыжок с приземлением на обе ноги. Результаты засчитываются по пятке сзади стоящей ноги. Лучшая из трех попыток идет в зачет. Измерение производится с точностью до 1 см.

Тест 6. Подтягивание из виса лежа (девочки V-VII классов). Для выполнения упражнения обычно используют навесные перекладины, которые на нужной высоте подвешивают на гимнастической стенке. Высота перекладины должна быть такой, чтобы участница, упираясь пятками в препятствие (приспособление на полу) и взявшись руками за перекладину (хватом сверху), могла, подтянувшись, «выйти» подбо­родком выше перекладины. Подтянувшись таким образом, участница должна полностью выпрямить руки, зафиксировать это положение и начать следующее подтягивание. Порядок судейства: судья, вызывая к снаряду очередную участницу и убедившись в ее готовности, а также в готовности судей-счетчиков (по числу участниц, выполняющих упражнение одновременно), подает команду «Упражнение Начи-най!». Судья-счетчик, стоя рядом с участ­ницей, подсчитывает количество правильно выполненных подтягива­ний. Если какая-либо попытка выполнена неправильно, он произносит: «Не считать!» Например, если первые две попытки выполнены пра­вильно, третья неправильно, а четвертая опять правильно, судья счи­тает так: «Раз, два, не считать, три» и т.д. В конце выполнения упраж­нения судья объявляет результат, который также оценивается по таб­лице.

Тест 7. Подтягивание из виса на высокой перекладине (маль­чики V-IX классов). Упражнение выполняют по тем же правилам, что и предыдущее. Маховые рывки и движения не разрешаются.

Тест 8. Наклоны вперед из положения сидя на полу. Выполняют с целью проверки гибкости позвоночника. На полу сделана разметка (временная или постоянная): горизонтальная линия (длиной 60-70 см) и вертикальная, которая делит горизонтальную пополам. На пере­сечении линий стоит отметка «0»; далее по вертикальной наносится разметка через 1 см: вверх — до 20-25 см, вниз — до 10-15 см. Ре­зультаты выше нулевой отметки засчитываются со знаком «+», ниже — со знаком «—». Перед выполнением упражнения участник (участница) садится на пол так, чтобы пятки находились рядом с горизонтальной линией, но не касались ее. Расстояние между пятками — 30-40 см (т.е. примерно на ширине плеч). Размеченная вертикальная линия должна находиться в середине между пятками. Для того чтобы во время на­клонов участник не сгибал колени, два помощника судьи (они же су­дьи) фиксируют его колени, прижимая их к полу. По команде судьи «Упражнение Начи-най!» участник делает три разминочных наклона, касаясь пальцами пола перед собой; четвертый наклон — зачетный. Измерение производится с точностью до 1 см. Результат оценивают по таблице.

Тест 9. Гимнастический мост (девочки). Упражнение выполняют с целью проверки гибкости позвоночника. Условия выполнения: 11 лет — со страховкой и помощью (при возвращении в и.п.); 12-13 лет — само­стоятельно, стоя на гимнастическом мате; 14-15 лет — самостоятель­но, стоя на полу; 16-17 лет — с использованием гимнастической стен­ки при опускании на «мост» и возвращении в и.п. Для страховки можно использовать гимнастический мат. Учитывается количество правиль­ных выполнений упражнения. Результат оценивают по таблице

Тест 10. Борцовский мост (мальчики). Во всех возрастных груп­пах выполняется по единым правилам. И.п. — лежа на спине на гимна­стическом мате. Согнув ноги и поставив кисти в упоре на уровне плеч, выйти на гимнастический мост и опуститься на голову. Сделав три покачивания вперед-назад, опуститься на спину и снова проделать те же движения. Учитывается количество правильных выполнений. Тем, кто занимается борьбой, можно предложить вариант посложнее: опус­кание на «мост» из стойки и самостоятельный подъем с «моста»; стоя на «мосту», забегания вправо и влево и т.д.

Тест 11. Преодоление полосы препятствий в зале. Полоса пре­пятствий составляется из гимнастических снарядов и другого обору­дования. Для учащихся всех возрастов полоса состоит из пяти препят­ствий. В зависимости от оснащения спортивного зала, его размеров учитель может сам составить полосу препятствий, соответственно оп­ределяя сложность каждого из них. Порядок преодоления препятствий может быть следующим: 1. Акробатическое упражнение. 2. Прыжок на снаряд (гимнастический конь, козел, стопка гимнастических матов и т.п.) и соскок заданным способом. 3. Равновесие на бревне (на рейке гимнастической скамейки). 4. Выполнение одного из упражнений на перекладине или брусьях. 5. Метание мяча в цель (горизонтальную или вертикальную) с заданного расстояния. Расстояние до цели в каж­дой возрастной группе (для девочек и мальчиков) определяет учитель. Допускается не более четырех ошибок.

Тест 12. Лыжные гонки. Соревнования проводятся по среднепересеченной местности в соответствии с правилами. В зависимости от подготовленности участники соревнований могут проходить любую из предложенных дистанций. Результаты оценивают по таблице.

Тест 13. Прыжки в высоту. Выполняют с разбега изученным спо­собом. Результаты можно учитывать как на контрольных уроках, так и на специально организованных соревнованиях в соответствии с пра­вилами.

Тест 14. Поднимание туловища. Выполняется в положении лежа на спине (на полу или на гимнастическом мате) за 30 с. И.п. — лежа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической стен­ки, колени согнуты, руки за головой. По команде «Упражнение начи­най!» включают секундомер. Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и возвращается в и.п. В этом упражнении учитывается количество правильных повторений. Резуль­тат оценивается по таблице.

Тест 15. Челночный бег 3x10 м. В зале или на беговой дорожке отмеряется отрезок 10 м. В начале и конце отрезка чертят линии стар­та и финиша. На линии старта лежат два кубика. По команде «На старт!» участник подходит к линии старта и ставит вперед одну (толчковую) ногу. По команде «Внимание!» наклоняется вперед и берет один кубик. По команде «Марш!» бежит с кубиком до конца отрезка и кладет его за линию финиша; затем возвращается за вторым кубиком и также кла­дет его за линию финиша. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в тот момент, когда второй кубик коснется пола. Бросать кубик и класть его перед линией финиша запрещается. Время фикси­руют с точностью до 0,1 с. Челночный бег 5x10 м проводится по тем же правилам, но с тремя кубиками.

Тест 16. Шестиминутный бег. Упражнение (тест) можно прово­дить как в спортивном зале (по размеченной беговой дорожке), так и на стадионе. Бег выполняют по кругу с произвольной скоростью. В забеге одновременно могут участвовать 6-8 человек; столько же учас­тников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определе­нием общей длины дистанций. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении шести минут бегуны забега останавливаются, и определяются их ре­зультаты (в метрах).

Тест 17. Прыжки через скакалку. При выполнении этого упраж­нения учитывается количество выполненных прыжков за 1 мин. При задевании ногами скакалки м вынужденной остановке участник про­должает прыжки. Общее количество прыжков, выполненное за указан­ное время, оценивают по таблице.

Тест 18. Плавание. Во всех возрастных группах выполняется про­извольным способом без учета времени. Результаты (в метрах) оцени­ваются по таблице.

Тест 19. Переворот в упор силой. Упражнение для юношей X-XI Пассов. Порядок выполнения: из виса на высокой перекладине (хватом сверху), энергично поднимая сомкнутые ноги вперед-вверх (до вертикального положения туловища), подтянуться и, сгибаясь в тазо­бедренных суставах, выполнить переворот в упор до положения про­гнувшись. Медленно опуститься в и.п. и, не раскачиваясь, выполнить следующую попытку. Порядок судейства тот же, что и при подтягива­нии. Учитывается количество правильно выполненных попыток.

Тест 20. Летнее спортивное ориентирование. В программу школьных соревнований по спортивному ориентированию можно вклю­чить маршруты в лесу по среднепересеченной местности следующей длины. Девочки: 11 лет — до 1 км, 12-13 лет — до 2 км, 14-15 лет — до 3 км, 16-17 лет — до 4 км. Мальчики: длина маршрута для каждой возрастной группы увеличивается на 1 км.

Примерно через каждые 0,3-0,5 км устанавливают знаки «КП» (кон­трольные пункты), которые надо найти по карте и компасу, пройти их, получив у судьи соответствующую отметку в маршрутном листе. При прохождении «КП» отметка судьи, который ставит время и роспись, обязательна. Непрохождение «КП» считается ошибкой; количество ошибок оценивается по таблице.

В соревнованиях по спортивному ориентированию старты могут быть раздельные (по одному участнику от команды) и групповые (смешан­ные и отдельно для мальчиков и девочек).

ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Экзамен по физической культуре относится к числу обязательных экзаменов для учащихся 5-10 классов.

Билет включает в себя два теоретических вопроса и практическое задание, состоящее из 3—5 упражнений, согласно требованиям уровня физического развития учащихся.

Теоретические вопросы отражают содержание школьного конкурса «Физическая культура», направленного на знания естественных основ, социально-психологических и культурно-исторических.

Практические задания направлены на проверку умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, а также владения учащимися все­ми видами двигательных действий и достижения уровня физического развития своего организма.

Оценка, полученная за практическую часть экзамена, суммируется с оценкой по теории. На основании этого выводится итоговая оценка экза­мена по физической культуре.

Для оценки уровня физической подготовленности учащихся разра­ботаны специальные таблицы, в которых результаты, оцениваемые од­ним очком, являются минимумом подготовленности учащихся данной возрастной группы. Чтобы не зависеть от погодных условий, все контрольные упражнения выполняются в спортивном зале.

В своей работе применяю бальную систему сдачи практической части экзамена и считаю, что основная оценка за практическую часть, нежели за теорию. Теорию выучить можно, а отдельных результатов можно и никогда не добиться.

Если сдающие практическую часть экзамена выполняют пять упражнений, в зачёт идут только три лучших результата. Очки в трёх зачётных упражнениях суммируются и переводятся в пятибалльную систему; ниже 3 очков – оценка «2», от 3 до 15 очков – «3»; от 16 до 29 очков – «4», 30 очков и выше – «5». Учащиеся, набравшие более 45 очков, могут получить итоговую оценку «5» за экзамен, даже имея по теории оценку «3».

Экзаменационные упражнения для девушек: IX класс — челночный бег 3x10 м, прыжки в длину с места, сгибание и разгибание

рук в упоре лежа, броски и ловля набивного мяча (весом 1 кг), прыжки через скакалку за 1 мин; XI класс — челночный бег 5x10 м, прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклоны впе­ред из положения сидя на полу, прыжки через скакалку за 1 мин.

Экзаменационные упражнения для юношей: IX класс — челноч­ный бег 3x10 м, прыжки в длину с места, подтягивание из виса или переворот в упор из виса, броски и ловля набивного мяча (весом 2 кг), прыжки через скакалку за 1 мин; XI класс — челночный бег 5x10 м, прыжки в длину с места, подтягивание из виса или переворот в упор из виса, броски и ловля набивного мяча (весом 3 кг), прыжки через скакалку за 1 мин.

Если сдающие практическую часть экзамена выполняют пять уп­ражнений, в зачет идут только три лучших результата. Очки в трех зачетных упражнениях суммируются и переводятся в пятибалльную систему: ниже 3 очков — оценка «2», от 3 до 15 очков — «3»; от 16 до 29 очков — «4», 30 очков и выше — «5». Учащиеся, набравшие более 45 очков, могут получить итоговую оценку «5» за экзамен, даже имея по теории оценку «3».

Техника выполнения упражнений

Челночный беге кубиками (хоккейными шайбами). В зале отмеря­ют отрезок 10 м. В начале и конце его чертят линии старта и финиша. Кубики (в беге 3x10 м —два, 5x10 м —три) лежат на линии старта. По команде «На старт!» участник подходит к линии старта и ставит впе­ред одну (толчковую) ногу. По команде «Внимание!» наклоняется впе­ред и берет один кубик. По команде «Марш!» бежит с кубиком до конца отрезка и кладет его на линию финиша (или за линию), возвра­щается за вторым кубиком и также кладет его на линию финиша. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в тот мо­мент, когда второй (третий) кубик касается пола. Бросать кубики зап­рещается.

Прыжки в длину с места. И.п. — стоя (носки на линии старта) и приняв положение старта пловца, махом рук вперед-вверх выполняют прыжок с приземлением на обе ноги. Результаты засчитываются по пятке сзади стоящей ноги. Лучшая из трех попыток идет в зачет. Изме­рение производится с точностью до 1 см.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. И.п. — лежа на полу, руки согнуты, кисти в упоре на ширине плеч, туловище прямое, нос­ки касаются пола. По команде «Начи-най!» участница выпрямляет руки до положения упора; сгибая руки, возвращается в и.п. и т.д. Количество правильно выполненных отжиманий фиксируют в прото­коле.

Броски и ловля набивного мяча. Упражнение выполняют 10 раз подряд; и.п. — стоя с мячом в руках. Первый вариант. Подбро­сив мяч вверх над головой, нужно успеть сесть на пол (ноги врозь) и сидя поймать мяч. Из положения сидя подбросить мяч вверх, ус­петь встать в полный рост и стоя поймать мяч. Это считается как одна попытка. Возможные ошибки: учащийся не поймал мяч; не

успел сесть или встать в полный рост, хотя и поймал мяч. Второй вариант. Подбросить мяч вверх над головой, присесть, касаясь обеими руками пола, затем встать, повернуться кругом и стоя пой­мать мяч. Повороты можно выполнять поочередно — направо и на­лево. Любое неточное выполнение упражнения считается ошиб­кой. Вес набивного мяча для девушек (IX класс) — 1 кг; для юношей: IX класс — 2 кг, XI класс — 3 кг.

Прыжки через скакалку. При выполнении этого упражнения учиты­вается количество выполненных прыжков за 1 мин. При задевании но­гами скакалки и вынужденной остановке участник продолжает прыжки. Общее количество прыжков, выполненное за указанное время, фикси­руют в протоколе.

Подтягивание из виса на высокой перекладине. По команде «Начи­най!» участник из виса (хватом сверху) подтягивается до касания под­бородком перекладины, выпрямляет руки и снова подтягивается. Су­дья, стоя рядом, подсчитывает количество правильно выполненных подтягиваний. Если попытка выполнена неправильно, он произносит: «Не считать!». Например, если первые две попытки выполнены пра­вильно, третья неправильно, а четвертая вновь правильно, то судья считает так: «Раз, два, не считать, три». Подтягивание за счет разгиба­ния туловища и поднимания ног не засчитывается.

Переворот в упор из виса. Из виса на прямых руках (хватом сверху), энергично поднимая сомкнутые прямые ноги вперед-вверх (до вертикального положения туловища), подтянуться и, не сгиба­ясь в тазобедренных суставах, выполнить переворот в упор до по­ложения прогнувшись. Медленно опуститься в исходное положение и выполнить (не раскачиваясь) упражнение еще раз. Касаться пола ногами не разрешается. Порядок судейства такой же, что и при под­тягивании. Количество правильно выполненных переворотов фикси­руют в протоколе.

Наклоны вперед из положения сидя на полу. На полу наносится необходимая разметка (временная или постоянная): горизонтальная линия (длиной 60-70 см) и вертикальная, делящая горизонтальную по­полам. На пересечении линий стоит отметка «0», далее по вертикали идет разметка через 1 см: вверх — до 25-30 см, вниз —до 10-15 см. Результаты выше нулевой отметки засчитываются со знаком «+», а ниже нулевой отметки — со знаком «—». Перед выполнением упраж­нения участница садится на пол так, чтобы пятки находились у го­ризонтальной линии, но не касались ее. Расстояние между пятками — 30-40 см. Вертикальная линия должна быть в середине между пятка­ми. Чтобы участница во время наклонов не сгибала колени, два по­мощника судьи придерживают ее колени, прижимая их к полу. По ко­манде судьи «Начи-най!» участница делает три разминочных наклона, касаясь пальцами пола перед собой; четвертый наклон — зачетный, результат может быть положительным и отрицательным. Измерение производится с точностью до 1 см.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития физических способностей

Измерение простой двига­тельной реакции. Рука испытуемо­го вытянута вперед ребром ладони вниз. На расстоянии 1—2 см от ла­дони исследователь удерживает ли­нейку, нулевая отметка находится на уровне нижнего края его ладо­ни. В течение 5 с после предвари­тельной команды «Внимание!» ис­следователь отпускает линейку. За­дача испытуемого — быстро сжать пальцы и поймать падающую вниз линейку как можно быстрее. Быст­роту реакции определяют по рас­стоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата). Чем оно меньше, тем лучшей реакцией обладает испытуемый

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных спо­собностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты

простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиноч­ного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движе­ний в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных дей­ствиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (на­пример, при загорании лампоч­ки отпустить кнопку, на выст­рел стартера начать бег и т.д.).

В лабораторных условиях вре­мя реакции на свет, звук опре­деляют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки вре­мени простой реакции исполь­зуют не менее 10 попыток и определяют среднее время ре­агирования.

При измерении простой ре­акции можно применять линей­ку длиной 40 смотрите рисунок выше.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуе­мым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в ли­нейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются [1]: 1) механи­ческий (с помощью гониометра); 2) механоэлектрический (с по­мощью электрогониометра); 3) оптический; 4) рентгенографи­ческий.

Для особо точных измерений подвижности суставов применя­ют электрогониометрический, оптический и рентгенографичес­кий способы. Электрогониометры позволяют получить графичес­кое изображение гибкости и проследить за изменением суставных Углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоап­паратуры. Рентгенографический способ позволяет определить тео­ретически допустимую амплитуду движения, которую рас­считывают на основании рентгенологического анализа строения сустава. В физическом воспитании наиболее доступным и распростра­ненным является способ измерения гибкости с помощью механи­ческого гониометра — угломера, к одной из ножек которого кре­пится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполне­нии сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов сустава (рис. 15, 9).

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения (рис. 15).

Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за кон­цы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад (рис. 15,1). Подвижность плечевого сустава оценивают по рас­стоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот (рис. 15, 2). Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шири­ной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наи­большее расстояние от пола до кончиков пальцев (рис. 15, 5).

Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед (рис. 15, 3, 4, 6). Испытуемый в положе­нии стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оцени­вают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантимет­рах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстоя­ние обозначается знаком «минус» (—), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).

«Мостик» (рис. 15, 7). Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стре­мится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки (рис. 15, 8). Уровень подвижности в дан­ном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой (рис. 15, 10, 11). О высокой подвижности в данных суставах свиде­тельствует полное приседание.

Подвижность в голеностопных суставах (рис. 15, 12, 13). Из­мерять различные параметры движений в суставах следует, исхо­дя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одина­ковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стан­дартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе вли­яют на подвижность в суставах.

Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития гибкости

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть дос­тигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибко­сти приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышеч­ного аппарата испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница между величинами активной и пассивной гиб­кости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

Многообразие видов двигательных координационных способ­ностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка­кой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координацион­ные способности;

время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

координационная сложность выполняемых двигательных за­даний (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве за­даний-тестов рекомендуется применять упражнения с асиммет­ричным согласованием движений руками, ногами, головой, ту­ловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в дви­гательном опыте человека;

точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

стабильность выполнения сложного в координационном от­ношении двигательного задания (по конечному результату и ста­бильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попа­даний при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных пред­метов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 16:1) бег «змей­кой» (1, 2)\ 2) челночный бег 3 х 10 м (3); 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4); 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, 6, 7).

Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития координационных способностей

Библиографический список

Учебник для учащихся 8-9 классов «Физическая культура» под ред. В.И.Ляха, Л.Е.Любомирского, Г.Б.Мейксона; М. «Просвещение» 2001г.

Учебник для учащихся 10-11 классов «Физическая культура» под ред. В.И.Ляха, Л.Е.Любомирского, Г.Б.Мейксона; М. «Просвещение» 2001г.

3. «Теория и методика физического воспитания и спорта» Ж.К.Холодов В.С.Кузнецов Издательский центр «Академия»,2001г.

4. «Настольная книга учителя физической культуры» Погадаев Г.И.

Издательство «Физкультура и спорт» 2000г.

5. Ашмарин Б. А. Педагогический контроль за физической подгото­вленностью школьников / Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов // Физическая культура в школе.— 1980.— M: 9.— С. 13—17; Ms 10.— С. 11 — 16.

6. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей/ П. Благуш.— М. Физкультура и спорт, 1982.

7. Годик М. А. Спортивная метрология: учеб, для ин-тов физ. культ./М. А. Годик.— М. Физкультура и спорт, 1988.

8. Годик М. А. Система общеевропейских тестов для оценки физиче­ского состояния человека// Теория и практика физической культуры.—

1994.- № 5, 6.

9. Годик М. А. О методике тестирования физического состояния детей/М. А. Годик, Т, А. Шанина, Г. Ф. Шитикова//Теория и практика физической культуры.— 1973.— № 6.

10. Карпман В. Л. Тестирование в спортивной медицине/ В. Л. Карпман.—М. Физкультура и спорт, 1988.— 208 с.

11. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащих­ся 1 — 11 классов/В. И. Лях, А. А. Зданевич,— М. Просвещение, 2004—

2007.— 127 с.

11. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для

учителя/В. И. Лях.— М. ACT, 1998.— 272 с.

12. Лях В. И. Физическая культура: учеб, для учащихся 8—9 кл. обще-образоват. учреждений /В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха.— М. Просвещение, 2005—2007.— 207 с.

13. Лях В. И. Физическая культура: учеб, для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха.— М. Просвещение, 2006—2007.— 237 с.

14. Лях В. И. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективно­сти деятельности учителя физической культуры/В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон.— М. 1992.

15. Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте/В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова.— М. Просвещение, 1984.

16. Определение физической подготовленности школьников /под ред. Б. В. Сермеева.— М. Педагогика, 1973.

17. Смирнов Ю. И. Спортивная метрология: учеб, для студентов педа­гогических вузов/Ю. И. Смирнов, М. М. Полевщиков.— М. Издат. центр «Академия», 2000.— 208 с.

18. Спортивная метрология: учеб, для ин-тов физ. культ,/под ред. В. М. Зациорского,— М. Физкультура и спорт, 1982.

19. Статистика: обработка спортивных данных на компьютере: учеб, пособие для студентов высших учеб, заведений физ. культ./ под ред. М. П. Шестакова, Г. И. Попова.— М. СпортАкадемПресс, 2002.— 278 с.

Приложение №1

Оценка показателей развития

Нормативные требования

( для занимающихся циклическими видами спорта)

Мальчики, юноши (10-16 лет)

Источник: gigabaza.ru