О вреде и пользе современных технологий

У нас для тебя две новости. Хорошая: в будущем мы не превратимся в киборгов. Плохая: мы киборгами уже давно стали. Хотя так ли это плохо?

Гаджеты уже стали логичным продолжением наших рук. ума и сердца. окончательно превратив нас в киборгов. не мыслящих жизни без дополнительных устройств. Посмотри на YouTube ролик I forgot my phone. В течение двух минут главная героиня наблюдает со стороны за мобильными адептами. которые женятся. играют в боулинг. ужинают и задувают свечки на торте без отрыва от смартфонов. Ну чем не мир из романов Айзека Азимова?

Технологии уже изменили нашу физиологию и образ жизни. Мы не только думаем или чувствуем по‑другому. но даже спать. мечтать и заниматься сексом стали иначе.

Технологии — новый секс

Способность мозга к «перепрошифке» под влиянием гаджетов была заложена еще задолго до их появления. В ее основе лежит явление нейропластичности — возможности мозга меняться под воздействием впечатлений. Первой ласточкой измененного сознания стал телевизор. В 2008 году исследование шотландского Университета Данди показало: людям старше 55 лет. выросшим в семьях. где был черно-белый телевизор. чаще снятся черно-белые сны. Молодые участники эпохи цветного ТВ и не подозревают. что у снов вообще бывает такая опция.

Мы стали настоящими технофилами. которые не могут заснуть без мягкого сине-белого свечения френдленты Facebook. «лайков» в Instagram. очередной серии « Безумцев» или главы нового романа Стивена Кинга на планшете. Современные технологии — это новый секс. Из-за привычки полтора часика перед сном « общаться» с гаджетами 25% пользователей стали гораздо реже заниматься любовью.

В New York Times было опубликовано исследование: разглядывание еды в Instagram делает вкус собственной. не виртуальной. еды более пресным.

Скажем спасибо гаджетам и за короткую память. как у рыбки Дори. В самом деле. зачем помнить номера телефонов мамы. бойфренда и стоматолога. если они останутся в вечности вместе с iCloud и переживут владельца записной книжки? Или заучивать названия рек и городов. если Google не только подскажет. но и покажет их все за считанные мгновения?

В 2007 году неврологи провели опрос среди 3000 человек и обнаружили. что молодые люди не запоминают самую обычную личную информацию. например. дни рождения родственников или собственный номер телефона. Добавьте сюда математические способности третьеклассника ( сколько будет 245 + 467 — 108 без калькулятора?) и геолокацию приезжего ( кто сегодня перемещается по городу без помощи навигатора?).

Эффект присутствия

Телефон не только притупляет. но и дарит новые ощущения. Например. фантомные вибрации. Сколько раз ты ловила себя на мысли. что звонит телефон. начинала судорожно рыться в сумке или хлопать себя по карманам. когда на проверку оказывалось. что это совсем не так? Психологи связывают эффект с реакцией на зуд или легкую судорогу. которые мозг человека теперь интерпретирует по‑новому. В особо запущенных случаях владелец смартфона « слышит» мелодию звонка.

владельцев гаджетов испытывают фантомные вибрации хотя бы раз в две недели.

Современные технологии способны изменить наше восприятие времени. Они сделали нас более нетерпеливыми в отношении любых дел. на достижение которых требуется больше нескольких секунд. Или другой пример — гаджеты полностью стерли границы между временем. отведенным на работу и личную жизнь. Еще недавно экстренно дозвониться можно было только до полицейских. пожарных или врачей. сейчас звонок начальника по «Скайпу» в отпуске и круглосуточные рабочие письма считаются нормой. Профессор бизнес-школы Гарварда Лесли Перлоу отмечает. что 92% менеджеров работают более пятидесяти часов в неделю. После пробуждения и перед сном они выделяют как минимум час на проверку электронной почты при помощи смартфонов. На почве технической доступности в компаниях появился « культ гибкости». Его характерные признаки: переменчивые решения. снижение качества и уменьшение количества отдыха. пониженная концентрация внимания из-за рассредоточенности на нескольких задачах. Так нужно ли для продуктивной работы круглосуточно быть на связи?

О пользе « Тетриса»

Если XX век запомнился человечеству как эра великого кинематографа и монументальных романов. то начало XXI уж точно войдет в историю как эпоха сериалов и игр. Интересно. что предпосылки к всемирной геймизации заложил наш соотечественник. создатель « Тетриса», русский программист Алексей Пажитнов еще в 1984 году. Все мы под « Тетрисом» ходим! Мало того. что в отличие от всех других игр и приложений на планете этот пазл увеличивает количество клеток головного мозга и улучшает мышление игрока. он еще и делает нас… опрятными. Тайна успеха игры в том. что она использует одно из базовых удовольствий разума — стремление к упорядочиванию. Миллионы людей. которые проводили триллионы часов с примитивным джойстиком в руках. впоследствии на дух не переносили хаос вокруг.

Во время ужина с друзьями сложите все телефоны на центр стола. Кто первым потянулся за гаджетом. оплачивает общий счет.

Еще одна тетрис-особенность — он учит мозг справляться с тривиальными повседневными задачами. решение которых в действительности лежит на поверхности. В игре мы бесконечно вращаем фигурки. чтобы увидеть. подходят они или нет. вместо того чтобы подумать и представить. Правда. у небольшого процента игроков наблюдалась и своеобразная « передозировка» или « эффект « Тетриса»: мало того. что они начинали видеть примитивные фигурки во сне. наяву им мерещились падающие здания. С тетрисманией 1990-х в современном мире может поспорить единственная игра — Angry Birds. Зависимость от нее построена на прямо противоположном явлении — психологической тяге человека к разрушению. Поразительно. но задуманная как логическая игра. Angry Birds никакого влияния на «соображалку» не оказывает.

Ты в игре!

В период с 2003 по 2009 год число научных исследований о негативном влиянии видеоигр и мобильных приложений на жизнь человека было в два раза больше. чем сейчас. Выяснилось: многие из них заставляют нас принимать скоропалительные решения. а мозг перестает сдерживать агрессивные реакции и вспышки гнева в условиях стресса. Помимо жестокости есть и другие психологические проблемы. Известно. например. что продолжительная игра приводит к частичному « сращиванию» личности с персонажем — вплоть до пониженной болевой чувствительности или склонности к рискованному вождению.

Нет худа без добра. Уже в 2010 году позитивных публикаций стало больше. К примеру. ученые из Университета Торонто в 2013 году пришли к выводу: те. кто играет в шутеры от первого лица наподобие Call Of Duty. Battlefield или Halo. хорошо ориентируется в пространстве. быстро принимают решения. умеют обращать внимание на детали. Стратегические игры вроде Starcraft помогают справляться со сложными задачами. легко переключаясь между ними. Причем способности эти универсальны — вне зависимости от того. едет человек на автомобиле или стреляет по мишеням. Кроме того. геймеры лучше различают объекты при тусклом освещении.

По словам дерматологов. из-за постоянного использования гаджетов изменяется контур подбородка и появляются « щеки бассета».

Уже сегодня есть целый сегмент игр. целенаправленно развивающих способности. Например. мозговой тренажер Lumosity. разработанный совместно с нейробиологами. Он оснащен играми на различные аспекты памяти. скорость реакции. математическое мышление. мозговую лабильность и внимание. Чертовски приятное занятие. Затягивает так. что оторваться невозможно.