Как кормить ребенка от 1 года до 3 лет.

Как кормить ребенка от 1 года до 3 лет.

В возрасте от 1 года до 3 лет питание ребенка приближается к рациону взрослого человека. К этому времени малыш заметно взрослеет: у него уже 20 зубов, развитое вкусовое восприятие, высокая активность пищеварительных соков, и он хорошо справляется с любой пищей. Ребенок этого возраста обладает значительной энергией роста и развития, его организм продолжает формироваться, усложняться. У него по-прежнему достаточно высокая потребность в основных пищевых веществах как пластическом материале и в калориях (на каждый килограмм массы тела в сутки требуется 4 г белка, 4 г жира, 16 г углеводов). При этом белки животного происхождения должны составлять 75% от общего суточного его количества, а растительные жиры - до 15%. Калорийность суточного рациона у детей от 1 года до 1,5 лет колеблется в пределах 1250-1300 ккал, от 1,5 до 3 лет - 1400-1500 ккал.

Полноценный и разнообразный рацион с использованием самого широкого ассортимента продуктов может удовлетворить эти требования.

Какие продукты рекомендуются ребенку после года.

Все еще большую роль в питании ребенка старше года играют молоко и молочные продукты. Молоко, как и другие молочные продукты, должно входить в его рацион ежедневно в виде натуральных молочных блюд или кисломолочных напитков, а также в качестве добавки к чаю или кофе, в составе пюре, запеканок и т. д. Правда, потребность в нем по сравнению с первым годом жизни несколько меньше, но не менее 500-600 мл в день.

Различные творожные изделия (детские сырки, сырковая масса и др.), а также творог, - важные продукты в питании ребенка раннего возраста. Как и на первом году жизни, малышу лучше давать домашний творог или полученный на молочной кухне. Для приготовления различных творожных блюд - запеканок, творожников, сырников, вареников можно использовать творог, купленный в магазине.

Сыр, в том числе и плавленый относится к молочным продуктам с высоким содержанием белка. Все виды сыра можно с успехом использовать в питании детей старше года. Однако до 1,5 лет рекомендуются неострые, мягкие сорта сыра в натертом виде. Среди молочных продуктов, богатых жиром, в детском питании используются сливки и сметана. Из-за высокой жирности их лучше не давать в натуральном виде, но из этих продуктов хорошо готовить соусы и заправки, их можно добавлять в первые блюда. Надо помнить, что купленную в магазине сметану обязательно следует подвергать термической обработке (готовить соусы).

В сутки детям в возрасте от 1 года до 3 лет в среднем требуется около 50 г творога, 5-10 г сливок или сметаны, около 5 г сыра. В отличие от молока и кисломолочных продуктов, которые необходимо включать в рацион ребенка ежедневно, творог, сметану, сливки, сыр более рационально использовать 2-4 раза в неделю, но в большем количестве. Так, например, малышу можно приготовить творожную запеканку или ленивые вареники из 100 г творога и сметанный соус к этому блюду, на что потребуется 30 г сметаны. Зато на следующий день эти продукты в меню ребенка будут отсутствовать.

В рационе ребенка с возрастом постепенно увеличивается количество мяса. В питании детей от 1 года до 3 лет в основном используется говядина или телятина, но не возбраняется также готовить из мяса молодого барашка и нежирной свинины. Полезны детям раннего возраста различные субпродукты - печень, мозги, язык и др. - богатые легкоусваивающимся белком и минеральными веществами, особенно железом. Рекомендуются также куры и цыплята, мясо индейки. Мясо водоплавающей птицы (гуси,   утки)   содержит   трудноперевариваемые   жиры,   и поэтому детям раннего возраста эти продукты давать не следует. Из мясных изделий можно порекомендовать сосиски (лучше молочные), некоторые сорта вареной колбасы (докторская, диетическая, молочная), а также специализированные мясные консервы для детского питания.

Рыба также используется в детском питании. Белки рыбы перевариваются несколько легче, чем белки мяса. Кроме того, жир рыбы содержит больше витамина A. Для детей раннего возраста пригодны многие виды морских и речных рыб. Не стоит только включать в рацион слишком жирные и деликатесные сорта - лосося, семгу, угря, осетрину, палтуса, а также копченую рыбу и рыбные консервы (за исключением специализированных консервов для детского питания).

Многие родители стараются давать детям икру, полагая, что она обладает высокой питательной ценностью. Однако из-за высокого содержания жира она плохо переваривается и усваивается, к тому же нередко вызывает у детей аллергические проявления. Лучше дать малышу немного рубленой сельди. Мясо или рыбу в меню детей раннего возраста следует включать ежедневно. В среднем ребенку в возрасте от 1 года до 3 лет требуется в сутки 85-100 г мяса и 25-30 г рыбы. Составлять рацион ребенка нужно таким образом, чтобы он в течение недели получал два-три раза рыбу (по 70-100 г) и четыре-пять раз мясо (по 100-130 г). Можно, конечно, давать мясо и рыбу в один день, но тогда их количество следует соответственно уменьшить.

Яйца как уже говорилось, являются очень ценным продуктом в питании детей. Детям старше года можно давать яйцо целиком, не отделяя желток от белка, как на первом году жизни. Однако проявлять определенную осторожность все-таки необходимо, так как яичный белок у некоторых детей вызывает аллергию. В этом случае приходится отказаться от целого яйца и давать только желток. Ребенку в возрасте до 3 лет в среднем следует давать пол-яйца в день или по 1 яйцу через день в виде омлета или сваренным вкрутую или всмятку. Сырые яйца давать детям нельзя, так как в них содержится овидин - вещество, вредно влияющее на обмен витаминов.

В питании детей раннего возраста из жиров предпочтительнее использовать сливочное масло и различные растительные масла. Маргарин и животные жиры (говяжий, бараний и др.) применять не рекомендуется из-за их низкой  пищевой  ценности.  Пищевая ценность сливочного масла при тепловой обработке снижается, поэтому его желательно применять в натуральном виде - на бутербродах, добавлять в готовые блюда (каши, овощи и др.). Обжаривать продукты лучше на растительном масле, но гораздо полезнее использовать его в натуральном виде в качестве заправки для салатов и винегретов. Дети от 1 года до 3 лет должны ежедневно потреблять 15-20 г сливочного масла и 5-7 г растительного.

Также в набор продуктов для ребенка раннего возраста входят различные виды хлеба. Особенно полезен ржаной хлеб, как наиболее богатый витаминами группы B, а также растительным белком и пищевыми волокнами. Использование этого продукта предупреждает развитие запоров. Биологическая ценность пшеничного хлеба из муки грубого помола значительно выше, чем изделий из высокосортной муки. Примерная суточная норма хлеба для детей в возрасте от 1 года до 3 лет - 30 г ржаного и 50-60 г пшеничного. Надо учесть, что в тех случаях, когда малышу дают различные хлебобулочные изделия (сушки, баранки, сухарики, булочки и пр.), количество хлеба следует соответственно уменьшить, чтобы не перегружать рацион ребенка углеводами.

Различные крупы - источники растительного белка, многих витаминов и минеральных веществ широко используются в питании детей старше года. Особенно полезны овсяная и гречневая крупы. После года ассортимент круп можно существенно расширить. Практически дети могут получать любую крупу - ячневую, перловую, пшенную, кукурузную, пшеничную. Можно давать также и бобовые растения (горох, фасоль, бобы), но увлекаться ими не стоит, так как не все дети хорошо их переносят из-за грубой клетчатки. Не стоит также злоупотреблять и макаронными изделиями, хотя для многих детей это любимое блюдо. Пищевая и биологическая ценность макаронных изделий низкая, а содержание углеводов высокое, поэтому их особенно важно ограничивать в питании детей с избыточной массой тела. В среднем ребенку от 1 года до 3 лет в сутки вполне достаточно 15-20 г какой-либо крупы и 5 г макаронных изделий. Последние можно использовать раз в неделю (отварные макароны, запеканка), для чего потребуется 30-35 г продукта.

В рацион ребенка любого возраста обязательно входит сахар. Он хорошо усваивается, улучшает вкусовые качества многих блюд. Но избыток сахара вреден, так как снижает аппетит, может вызвать нарушение обмена веществ, привести к избыточному нарастанию массы тела. В среднем ребенок от 1 года до 3 лет должен потреблять 30-40 г сахара в сутки. Из кондитерских изделий в питании детей раннего возраста можно использовать пастилу, мармелад, фруктовую карамель, джем, повидло, варенье, мед. Однако с медом надо быть осторожнее. С одной стороны, он очень полезен, так как содержит легко усвояемые углеводы, витамины, гормоны, ферменты, а с другой - у некоторых детей вызывает выраженные аллергические реакции. Поэтому, начиная давать ребенку мед, надо внимательно следить за его переносимостью. Шоколад и шоколадные конфеты малышам давать не следует вообще. Шоколад повышает возбудимость нервной системы, нередко вызывает сыпь, зуд и другие нежелательные явления. К разряду нежелательных продуктов относятся и какао, торты, пирожные.

В целом количество кондитерских изделий не должно превышать 10-15 г в сутки. Если ребенку в какой-то день дали этих лакомств побольше, то следует соответственно уменьшить количество сахара или устроить на следующий день «разгрузку» - совсем не давать сладкого. Кондитерские изделия целесообразнее вводить в рацион ребенка в качестве приправ к каше, запеканке, блинчикам или как дополнение к кисломолочному напитку, употребление их в натуральном виде может вызвать пристрастие к сладкому.

В питании ребенка раннего возраста особое место отводится фруктам и овощам. Это - наиболее полезные для него продукты. Они содержат много витаминов, минеральных веществ, микроэлементов, в которых так нуждается растущий организм. Кроме того, фрукты и овощи богаты органическими кислотами, пектином, пищевыми волокнами, благотворно действующими на процессы пищеварения и обмена веществ. При использовании овощей и фруктов в значительной степени улучшается усвояемость белка и жира.  Сколько же овощей требуется малышу в возрасте от 1 года до 3 лет? Наиболее часто употребляемый овощ - картофель, но его содержание в суточном рационе не должно превышать 120-150 г, в то время как другие овощи надо использовать как можно активнее - 180-200 г в сутки, причем в самом широком ассортименте - морковь, капуста, свекла, кабачки, тыква, репа, редька, редис, огурцы, помидоры, зеленый горошек и др. Очень полезна огородная и дикорастущая зелень - зеленый лук, петрушка, укроп, сельдерей, кориандр, салат, шпинат, крапива, щавель, ревень и др.

Из фруктов в первую очередь рекомендуются яблоки. Самый полезный сорт - антоновка. В антоновском яблоке больше, чем в других, витамина C. В питании детей раннего возраста могут быть использованы груши, вишни, сливы, персики, абрикосы, бананы, хурма, а также цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты), хотя последние у части детей вызывают аллергические реакции. Много полезных свойств у ягод. Особенно полезны черная смородина, крыжовник, облепиха, черноплодная рябина, а также все лесные ягоды - черника, малина, голубика, ежевика, морошка, брусника, клюква. В отношении садовой и лесной земляники следует проявлять некоторую осторожность, так как эти ягоды могут вызывать аллергические проявления. Впрочем, многие дети хорошо переносят их, но дают аллергическую реакцию на другие ягоды, например малину. Поэтому, начиная давать ребенку какие-нибудь новые ягоды и фрукты, следует внимательно следить за его индивидуальной реакцией.

Младенцам первого года жизни, как и,  детям раннего возраста желательно давать различные фруктовые, ягодные и овощные соки, настой шиповника (до 100-150 мл в день), а также овощные и фруктовые отвары в качестве питья и третьего блюда. Можно также использовать компоты из сухофруктов. А вот кисели детям не рекомендуются, так как они излишне перегружают рацион ребенка углеводами, а пищевая ценность их низка.

Меняется ли режим питания после года.

Годовалый ребенок некоторое время находится на своем прежнем режиме питания. Чаще всего он продолжает получать последнее, ночное, кормление в виде кефира или молока. Однако бывает, что даже годовалые дети отказываются от него и переходят на режим с 4-разовым кормлением. Если ребенок здоров, хорошо развивается и не страдает плохим аппетитом, то к 1,5 годам его следует отучить есть ночью, поскольку это нарушает сон и создает определенные трудности для матери. Желательно, чтобы режим питания у ребенка соблюдался изо дня в день. Это позволяет выработать условный рефлекс на время, что способствует правильной и ритмичной работе органов пищеварения, «наработке» хорошего аппетита. При беспорядочном питании этот рефлекс угасает, снижается выработка пищеварительных соков и принятая пища усваивается хуже.

Интервалы между кормлениями должны быть не меньше 4 часов. Так как при правильном питании желудок ребенка освобождается от очередной порции пищи примерно через 3,5-4 часа. Допустимые отклонения от установленных часов кормления могут быть в пределах 15-30 минут.

Для поддержания хорошего аппетита у ребенка, ему не следует предлагать ничего съестного в интервалах между кормлениями. Иногда родители, стараясь дать ребенку побольше полезных продуктов, в перерывах между основными приемами пищи кормят детей молоком, кефиром или так называемым фруктовым завтраком в виде фруктов или ягод с сахаром, а также сладкими соками, компотами, киселями. Ничего хорошего из этого не получается, так как чаще всего после такого дополнительного питания малыш отказывается от обеда или ужина и в результате лишается белковой пищи (блюд из мяса, рыбы, яиц). Овощи, фрукты и соки надо давать ребенку во время очередного приема пищи на сладкое.

За правильным распределением продуктов в течение суток необходимо следить при составлении рациона ребенка. Богатые белком продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке и требуют большего количества пищеварительных соков для своей обработки. Поэтому мясные и рыбные блюда, а также яйца надо использовать в первую половину дня - на завтрак и обед. На ужин лучше приготовить молочно-растительную пищу, которая легче переваривается, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются и «тяжелая» белковая пища плохо усваивается, что иногда приводит к нарушению сна ребенка.

На две возрастные подгруппы условно могут быть разделены дети раннего возраста: от 1 года до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. Питание детей разных подгрупп отличается как по объему суточного количества пищи и величине разовых порций, так и по составу рациона и особенностям кулинарной обработки блюд. Суточный объем пищи для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет в среднем составляет 1000-1200 мл (не считая объема соков и воды для питья), для детей от 1,5 до 3 лет это количество увеличивается до 1300-1400 мл. Детям до 1,5 лет показана только протертая пища: протертые супы, каши, салаты, пюре. Овощи для салатов и фрукты натирают на мелкой терке. Мясо и рыбу готовят в виде суфле, тефтелей, паровых котлет.

Постепенно менять кулинарную обработку блюд следует для детей старше 1,5 лет. Полужидкую и пюрированную пищу надо заменять более плотной, требующей жевания. Хорошо разваренные каши разрешается уже не протирать. Можно готовить различные крупяные и овощные запеканки, а овощи в вареном и тушеном виде нарезать мелкими кусочками. Салаты готовят из мелко нашинкованных и мелко нарезанных сырых и вареных овощей, заправленных растительным маслом, мясо в виде паровых слегка обжаренных котлет, биточков или мелко нарезанного рагу, бефстроганов.

Что делать, если малыш плохо ест.

В связи с каким-либо заболеванием аппетит у ребенка прежде всего может снизиться. В этом случае не следует настаивать на обязательном приеме пищи. Во время болезни вырабатывается меньше пищеварительных соков и пища хуже усваивается, поэтому небольшое ограничение в питании соответствует состоянию ребенка. Чересчур калорийная, высокобелковая и особенно жирная пища в это время может привести к расстройству кишечника. Важно обеспечить потребность малыша в питье, лучше в виде овощных или фруктовых отваров, не очень сладких и кислых соков, отвара шиповника, слабого чая. Аппетит постепенно восстановится по мере выздоровления.

Прорезывание зубов нередко может быть причиной плохого аппетита. Иногда ребенка это довольно сильно беспокоит, он отказывается есть плотную пищу. В этот период ему следует давать жидкие и протертые блюда, даже если он уже хорошо справлялся с твердой пищей, а также блюда, которые он обычно ест более охотно. Можно временно изменить режим кормления - давать пищу небольшими порциями, но чаще. После прорезывания очередного зуба, как правило, аппетит восстанавливается.

Бывает кажется, что ребенок стал плохо есть без какой-либо видимой причины. Однако постарайтесь тщательно все проанализировать, не связано ли это с теми или иными изменениями обстановки, окружающей ребенка, методами кормления, с введением нового блюда. Надо терпеливо во всем разобраться, чтобы установить и устранить причину плохого аппетита.

Но иногда причина отказа от еды кроется в однообразном приготовлении блюд. Здесь необходимо проявить некоторую изобретательность. Например, ребенок отказывается от супа с привычной лапшой, но охотно его съедает, когда он заправлен макаронными изделиями в виде звездочек. В овощной салат хорошо добавлять яблоко, лимон, апельсин, ягоды брусники, клюквы, различные сухофрукты и т. п. Надо учитывать, что для малыша большое значение имеет оформление блюда. Он охотнее съест овощи, если они будут красиво нарезаны и аккуратно разложены на тарелочке.

Бывают периоды, в раннем возрасте, когда здоровые дети начинают плохо есть. Возможно, это связано с уменьшением выделения пищеварительных соков, так как процессы их выработки еще несовершенны. В этом случае могут помочь общеукрепляющие средства: достаточное пребывание на свежем воздухе, активные движения, хорошее настроение. Очень полезно прогулку ребенка организовать перед обедом. Иногда ребенок отказывается от еды, потому что в перевозбужденном состоянии его внезапно оторвали от захватившей игры. Здесь возможны капризы, плач, что тоже отрицательно сказывается на аппетите. Чтобы избежать неприятностей, надо малыша постепенно отвлечь от игры или интересного занятия, переключить его внимание на подготовку к обеду, вызвать настрой на прием пищи.

Есть дети-малоежки, которые в каждое кормление съедают меньше положенной нормы. Некоторые родители стараются увеличить калорийность их питания за счет большей порции масла и сахара. Однако этого делать не следует. Большое количество жира в пище тормозит желудочную секрецию и еще активнее снижает аппетит. Так же действует и излишне сладкая пища. Лучше всего кормить малыша понемногу и так изменять состав пищи, чтобы он получил в небольшом объеме все необходимые пищевые вещества и особенно белок, который необходим для роста и развития. Так, например, в рационе можно увеличить количество творога, мяса, рыбы за счет уменьшения потребления хлеба, каш, макаронных изделий. Самое питательное блюдо надо давать ребенку в первую очередь, когда он еще голоден и, значит, есть надежда, что он полностью его съест. Иногда малоежкам сначала дают второе блюдо, а потом суп. Если он его полностью не съест, не беда, зато мясо, рыбу или творог он получит в необходимом объеме.

Во время еды некоторые дети пьют много воды. Это нежелательно, так как вода разбавляет желудочный сок, снижает его активность, а это ухудшает переваривание и усвоение пищи. Однако при плохом аппетите можно разрешить малышу запивать небольшими глоточками густую и твердую пищу. Лучше использовать для этого овощной или фруктовый отвар, любой нейтральный сок. Перед едой малышу также можно дать немного прохладной воды или кислого сока.

Ни  в коем случае нельзя кормить ребенка насильно. Это только усугубит положение, вызовет отвращение к пище и к самому процессу кормления. Не следует также кормить с уговорами, развлечениями, во время игры. Все это тормозит процесс пищеварения, и, даже если ребенок съест некоторое количество пищи, переваривание ее будет нарушено.

Не следует торопить ребенка во время еды. Ведь очень важно, чтобы он хорошо пережевывал пищу. Это способствует выработке пищеварительных соков, и, возможно, у малыша пробудится интерес к еде.

Никогда не обнаруживайте перед ребенком своей тревоги по поводу его плохого аппетита, не говорите при нем о его отрицательном отношении к пище, капризах, отказах от еды. Он может привыкнуть к таким разговорам и постоянно будет капризничать и отказываться от пищи. В то же время, если малыш справился со всей предложенной ему порцией, надо похвалить его, рассказать другим, какой он молодец.

Детей не следует перекармливать.

Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, считают, что чем полнее ребенок, тем он здоровее. Однако это далеко не так. Полные дети чаще болеют и более тяжело переносят любое заболевание. Излишняя полнота у детей - это всегда результат перекармливания или нерационального одностороннего, чаще всего углеводистого питания. Привычка много есть может выработаться, если ребенку систематически предлагают слишком большие порции. Большие объемы пищи не всегда приводят к снижению аппетита, напротив, вырабатывается привычка много есть. При этом происходит извращение возбудимости пищевого центра, чувство насыщения возникает только тогда, когда ребенок получит большой объем еды. Систематическое переедание часто приводит к развитию избыточной массы тела и к ожирению, с которым впоследствии очень трудно бороться.

Качество пищи и ее состав играют важную роль. Не следует увлекаться блюдами, богатыми углеводами, - различными кашами, макаронными изделиями, булочками, сладостями. Кашу (или блюдо из макарон, лапши, вермишели) достаточно давать ребенку один раз в день. Если суп малыш получил с крупой или вермишелью, то на гарнир ко второму блюду готовят овощи. Вообще овощи и фрукты надо включать в рацион ребенка как можно чаще. Очень хорошо, если они предусмотрены в каждое кормление. Недопустимо подслащивать каждое блюдо, как это нередко практикуется при кормлении детей раннего возраста. Сахар надо давать детям строго по норме. Желательно приучать малыша есть фрукты и ягоды без сахара, а в очень кислые добавлять его в небольшом количестве. Не следует приучать ребенка к подслащенному молоку и каше, а также давать хлеб или булочки с сахаром. Если какое-то блюдо необходимо подсластить, то лучше использовать для этого повидло или джем, а также фруктовые пюре, консервы для детского питания, соки.

Позаботимся о гигиене и эстетике.

В годовалом возрасте ребенок хорошо знает, что перед едой надо вымыть руки, а за столом соблюдать чистоту и быть аккуратным, если малыша от рождения приучают к чистоте и порядку. С 1,5-2 лет ребенка можно брать в помощники при сервировке стола. Ему обычно поручают постелить салфетку или клеенку на свой столик, помочь маме расставить посуду, приборы, принести стульчик. Во время этих приготовлений с малышом надо разговаривать о предстоящей еде, о том, какой у нее приятный вид, вкус, запах, в общем, постараться создать определенный настрой, который, в свою очередь, будет способствовать повышению аппетита и лучшему усвоению пищи. Когда малыша кормят за общим столом, то надо его сажать на высокий стульчик, чтобы он сидел в удобной позе. Если ребенка старше года вы будете кормить на руках, ограничивая тем самым его самостоятельность, то в семье может вырасти неумеха, которого до школы кормят с ложечки.

Ребенок с самого раннего детства реагирует на красивую посуду, у него появляются любимые, как правило, ярко окрашенные тарелки, чашка, блюдце, из них он ест с большой охотой. Эти наклонности следует всячески поддерживать, развивая у малыша эстетическое восприятие. Для этого к каждому приему пищи желательно накрыть красиво стол, постелить яркую салфетку, поставить красивую посуду, вазочку с цветами. Блюда, которые предлагают ребенку, можно красиво оформить, используя различные овощи, фрукты, зелень.

Есть аккуратно и красиво, обучать правильно пользоваться столовыми приборами, следует после 1,5-2 лет. К трем годам малыш уже должен правильно держать ложку, а не зажимать ее в кулаке. Ему можно дать небольшую вилку и научить пользоваться ею, конечно, под наблюдением взрослого.

Нельзя разрешать ребенку вставать из-за стола, разговаривать, заниматься игрушками и т. п. во время еды. После окончания еды он должен поблагодарить и попросить разрешения выйти из-за стола. Нельзя разрешать ему брать со стола куски хлеба или другую недоеденную пищу, в том числе фрукты. Малыш постарше (от 2 лет) может помочь матери убрать со стола и даже вымыть с ней вместе посуду. Чем раньше привлекать его к этой работе, тем скорее такое поведение войдет в привычку. Однако родители должны помнить, что мало толку получается в тех случаях, когда обучение ребенка правилам поведения за столом сводится либо к мелочным, непрекращающимся придиркам, либо, что еще значительно хуже, к раздраженным окрикам. Окрики способны только испортить жизнерадостное настроение и аппетит ребенка.

Ребенку нужно помогать, мягко, но настойчиво поправить его, если он ошибся.