Контроль на уроках обществознания

  • Иванова Валентина Владимировна. заместитель директора по воспитательной работе, учитель обществознания

Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

Большую роль в достижении требований к результатам обучения обучающихся в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений, она позволяет выявить уровень подготовки обучающихся, уточнить и систематизировать их знания и умения, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала, на основании полученной в результате проверки знаний информации. Учитель решает проблему управления учебным процессом, намечает пути дальнейшего продвижения школьников, корректирует содержание и методы обучения, устанавливает взаимосвязи, ранее усвоенных и новых знаний.

Проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путём систематического контроля за учебной деятельностью учащихся на уроках и дома, с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой.

С помощью проверки и оценки выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, определяется готовность к дальнейшему обучению.

На уроках обществознания, как и на любых других уроках, возможно применение различных форм и методов проверки знаний.

Формы проверки в педагогической теории и практике, в разные времена, напрямую зависели от подходов к роли и содержанию данного этапа в процессе обучения истории. Долгое время «основной формой учёта проверки знаний и контроля над работой учащихся» считался опрос. Опрос учащихся, прежде всего определённая часть урока. К проведению опроса на уроке надо серьёзно готовиться, потому что формулировка вопросов на уроках истории и обществознания – дело ответственное, всякая неясность, нечёткость формулировки может сказаться на результате контроля. Функции опроса очень многообразны.

Формы опроса:

  • фронтальный (беседа)
  • групповой (работа по карточкам)
  • индивидуальный – письменный и устный (ответ у доски, работа по карточкам, заполнение таблиц, составление или отгадывание кроссвордов).

Комбинированный опрос сочетает в себе проведение фронтального, группового и индивидуального опроса, наиболее ярко и в полной мере опрос может проявляться на повторительном обобщающем уроке.

Проверка знаний может происходить с помощью тестовых заданий. Здесь обучающимся предлагается несколько (обычно 2-3) варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Задания теста должны быть сформулированы чётко, кратко, чтобы всем был понятен смысл того, что у них спрашивается.

Тест – краткое стандартизированное (по форме предъявления, технологии проверки и оценки) задание (система заданий), направленное на выявление и оценку достижения учеником заданного государственным образовательным стандартом уровня предметной подготовки.

На своих уроках чаще всего я использую тестовые задания при завершении изучения темы, на обобщающих уроках. Предварительно проговариваем с учащимися все понятия, какие встретятся им при выполнении заданий.

Тестовые задания по обществознанию (учебники 8, 9 класса Боголюбова Л.Н. 2010 г.)

Тестовая работа 8 класс. Тема: «Личность и общество»