Урок по окружающему миру в 3 классе.

Тема: «Полезные ископаемые».

Харитонова Ольга Петровна, учитель начальных классов.

Задачи:

• Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Рязанской области.

• Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

• Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование:

• учебник "Природоведение" для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);

• коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

• доклады учащихся по полезным ископаемым Рязанской области;

• дополнительная литература по теме урока;

• медиапродукт для интерактивной доски;

• карта Рязанской области.

Ход урока: Страница1.

Звучит мелодия ( Э.Григ «В пещере горного короля»).

В пещере горного короля Э.Грига хранятся несметные сокровища, вот и мы сегодня на уроке узнаем о главном кладе нашей земли.

Страница 2.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету -

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

- Что это такое?

- Какие они бывают?

- Где и как добываются? Есть ли в Ряз. области?

- Как применяются?

- Зачем и как их нужно охранять?

Что же такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

Ответы детей.

Песок, глина, гранит, уголь, нефть, газ. – очень нужны человеку. Они ему полезны. Их берут из глубин земли или с ее поверхности, выкапывают специальными машинами. Отсюда они и получили свое название.

Страница 4.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу.

Страница 5.

Но сначала рассмотрим полезные ископаемые на доске. Какие из них вам известны?

Страница 6.

Какими же свойствами могут обладать полезные ископаемые? Посмотрите на доску.

Практическая работа учащихся.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:

1. Напиши название полезного ископаемого.

2. Определи его свойства.

3. Где используется это полезное ископаемое?

4. Есть ли оно в нашей области?

Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске.

Название Свойства Использование В Ряз. обл.

твердая, рыхлая, негорючая, коричневого цвета в строительстве,

твердый, рыхлый, негорючий, белого цвета в строительстве,

для получения извести, строит. растворов в Михайловском

р-не

5. Нефть

маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом топливо, получают бензин, керосин, машинное масло __________

6. Бурый уголь твердый, плотный, горючий, темный топливо в Скопинском

р-не

Страница 8.

Для чего добывают пол. иск.

-Для строительства (песок, глина, известняк)

-Для топлива (уголь, газ, нефть)

-Для получения металлов (руды).

Страница 9.

– А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей)

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

Что такое месторождение? (места залегания п.иск.)

Кто такие геологи? (изучают п.иск. отыскивают месторожд.)

Физминутка «Отдых для глаз».

Страница 10.

Какие же п.иск. есть в Ряз. обл. Давайте рассмотрим карту.

А сейчас мы составим свою карту пол.иск. На нее мы нанесем основные, самые большие месторожд. п.иск.

Страница 11.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

Как же сберечь природные богатства земли?

1.Экономно использовать.

2.Оберегать от пожаров.

3.Соблюдать правила перевозки.

4.Заменять по возможности искусственными материалами.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Физминутка «Земля, вода, воздух».

IV. Обобщение, подведение итогов урока.

Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

3. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

2. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (Известняк)

7. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (Торф)

9. Он чёрный, блестящий,