Свойства полезных ископаемых

Цели урока:

1. Продолжить знакомство со свойствами полезных ископаемых;

2. Формирование умений учебного сотрудничества — умений

договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий

результат деятельности;

3. В ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, песка, глины;

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

-Сегодня мы продолжим знакомство с полезными ископаемыми и их свойствами;

Во вторую строчку впишите примеры каждой группы

* Где человек использует каменный уголь, торф?; песок, глину, гранит?;

IV. Изучение нового материала

- Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?(карта п/и)

КАРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, показ

Из недр нашего края добывают много полезных ископаемых.

* Уголь- г.Шахты, г.Каменск- Шахтинский

* Природный газ- г.Каменск- Шахтинский, Азов

* Фосфориты- Вёшенский район, Морозовский (для удобрений)

* Кварциты- п.Тарасовский (для производства кирпича, в металлургической промышленности)

* Формовочные и стекольные пески- г.Миллерово (для литейного и стекольного производства)

* Песчаники, известняки (Жирновское месторождение), глины (Фёдоровское месторождение), пески, мел- в строительстве (дороги, растворы, кирпич, кладка стен)- известно более 200 месторождений в нашей области.

- Что вы можете рассказать о песке, глине, известняке, граните?

Сейчас мы с вами будем опытным путем устанавливать свойства горных пород, которые человек научился использовать с давних времен.

2. Работа по группам:

Первая группа - определить свойства известняка и мрамора;

Вторая группа - песка и глины.

Учащиеся делятся на две группы (используются карточки с номерами).

Каждая группа организовывает рабочие места для групповой работы (сдвинуть столы). С помощью помощников раздаются образцы горных пород и необходимое лабораторное оборудование.

Для работы первой группы учащимся понадобятся образцы известняка и мрамора, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди.

Ученики второй группы для работы получают образцы песка и глины, тарелочки, стаканчики с водой, пустые стеклянные стаканчики, воронки, комочки ваты, мерные стаканчики, стеклянные палочки, бумажные салфетки.

У каждой группы соответствующие планы изучения свойств образцов горных пород.

2. Практическая работа.

1) Самостоятельная работа в группах по плану изучения горных пород в

учебнике

2) Выполнение всех описанных опытов.

При изучении свойств известняка учащиеся рассматривают образец этой горной породы под лупой. Отмечается размер и цвет частиц известняка (мельче сыпучего песка, цвет частиц может быть разным — серым, белым, желтым). Дети опускают кусочек известняка в стаканчики с водой и определяют, что эта горная порода тяжелее воды. Затем определяется его твердость: железный гвоздь оставляет след на кусочке известняка. Значит это

твердая горная порода.

При изучении свойств мрамора ученики определяют цвет его частиц (они могут быть красные, серые, черные, желтые, белые>. Учащиеся определяют и блеск у мрамора, делая при этом самостоятельно вывод. Сравнивают твердость мрамора с твердостью известняка (мрамор тверже известняка).

Изучая свойства глины и песка, учащиеся кладут на тарелочки

образцы этих горных пород, смачивают их водой, пытаясь размять и слепить шарики. Они должны отметить, что мокрая глина вязкая и пластичная, из нее легче слепить шарик, который при высыхании сохраняет форму. Шарик из песка слепить трудно, а если даже и удается, то при высыхании он рассыпается. На основании опыта учащиеся приходят к выводу, что глина обладает свойством вязкости, а песок — нет. Песок сыпучий.

Следующий опыт позволяет ученикам определить, какая из изучаемых горных пород лучше пропускает воду, а какая лучше удерживает ее. Для этого дети в два стеклянных стакана вставляют стеклянные воронки. В воронки помещают фильтр из комочка ваты. На фильтр одной воронки кладут влажный песок, а на фильтр второй — размельченную смоченную глину, С помощью мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту воду одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает воду, а глина - плохо. Глина дольше удерживает воду.

Далее школьники опускают комочек глины в стакан с водой тщательно размешивают содержимое стакана. Они наблюдают, как более тяжелые частицы опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной. Дети сливают мутную воду в другой стаканчик, дают ей отстояться, рассматривают частицы, осевшие на дно стакана. Эти частицы и частицы песка они рассматривают под ручной лупой, делают вывод об их прозрачности, цвете, блеске, размере, сыпучести.

Отмечается, что песок состоит из отдельных мелких песчинок Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачны, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: желтые, серые, коричневые, белые. По размеру частички глины меньше песчинок.

ФИЗМИНУТКА

3) Коллективное обсуждение результатов проведенных опытов.

- Запись результатов опытов в Тетради для самостоятельной работы (задание

№ 7), оформляя выводы соответствующими рисунками.

- Зачитывание записей вслух, с целью проверки или дополнений.

- Где и как люди могут использовать известняк, мрамор, песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых.

Твердость — главное свойство известняка и мрамора, благодаря которому их используют в строительстве. Из известняка построены знаменитые на весь мир церкви, соборы. Из мрамора строят здания, облицовывают стены станций метро.

Глина нашла свое применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из нее делают разнообразную посуду, игрушки, кирпичи и другие изделия.

При прокаливании глина приобретает твердость, прочность и хрупкость.

Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог.

V. Закрепление

-Почему при строительстве дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину, и почему на уроках трудового обучения в качестве учебного материала применяется глина, а не песок.

- Покажите на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

- Найдите на карте России месторождения полезных ископаемых, которые добывают в родном крае.

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание Уч. с 22-25, вопросы ;