Венерические заболевания, инфекции передаваемые половым путем (иппп, зппп)

Гарднереллез (бактериальный вагиноз) - симптомы, лечение

Гарднереллез (бактериальный вагиноз ) - заболевание, вызванное гарднереллой (Gardnerella vaginalis), которое характеризуется высокой концентрацией облигатно-анаэробных микроорганизмов, а также пониженным содержанием лактобацилл в организме человека.

Для гарднереллеза характерно чрезмерное размножение анаэробных и факультативных бактерий, из-за чего меняется вагинальная микрофлора. Болезнь относится к заболеваниям, передающимся половым путем (венерическим заболеваниям). Заболеванием страдают около 20% женщин детородного возраста. Нередко у женщин, инфецированных гарднереллой, обнаруживаются микоплазма . пептококк, пептострептококк и бактероид.

Заражение чаще происходит у сексуально активных женщин, которые не используют барьерные методы контрацепции. Нередко заболевание выявляют у пациенток страдающих от хламидийных или гонорейных цервицитов. Инфецирование беременной женщины может привести к внутриутробному инфицированию плода.

Инкубационный период составляет от 3 до 10 дней, после которых появляются симптомы заболевания. Нередко встречаются смешанные инфекции. Гарднереллезом могут страдать как женщины, так и мужчины. Хотя у мужчин заболевание встречается реже, они могут быть носителями инфекции.

У мужчин инфекция вызывает гарднереллезный уретрит . при котором пациент жалуется на сероватые выделения, зуд и жжение при мочеиспускании. У женщин к уретриту еще присоединяются воспаление влагалища и шейки матки. Причиной неприятного 'рыбного' запаха являются амины, образующиеся в процессе метаболизма гарднерелл.

Так как причины возникновения гарденереллеза не доконца изучены. были выделены три основные варианта микробиоценоза влагалища.

1 вариант - нормальная микрофлора, в которой преобладают лактобактерии

2 вариант - нормальная микрофлора с небольшим количеством лактобактерий резко изменяется за счет появления бактерий, характерных для гарднереллеза

3 вариант - происходит полное замещение лактобактерий облигатно анаэробными микроорганизмами, что приводик к полному изменению микробиоценоза влагалища

Гормональные факторы также могут привести к дисбалансу в микрофлоре влагалища. Попадание во влагалище экзогенных бактерий приводит к усиленному размножению эндогенных микроорганизмов.

Гарднереллез - заболевание, которое требует лечения. Если оставить его без внимания, то могут возникнуть серьезные осложнения. Сильно изменится не только микрофлора влагалища, но и могут возникнуть заболевания органов малого таза (как у женщин, так и у мужчин):

- воспалительные заболевания органов малого таза

- бесплодие

- уретральный синдром

- цервикальная внутриэпителиальная неоплазия

- бартолинит и абсцессы бартолиновой железы

- хронический простатит

Гарднерелла (Gardnerella vaginalis) - возбудитель бактериальной инфекции - гарднереллеза, воспалительного заболевания мочеполового тракта.

Впервые гарднереллу описали в середине двадцатого века. Она имеет типичное для прокариот строение, но по размеру немного крупнее гонококка. Если посмотреть на материалы для исследования, которые взяты у больных гарднереллезом, то можно увидеть, что клетки эпителия половой системы покрыты клетками возбудителя. Вызывая воспаления урогенитального тракта, данная инфекция может привести к тяжелым последствием, например, к бесплодию.

Следует отметить, что она присутствует в микрофлоре мочеполового тракта здоровых людей, только в очень маленьких количествах. По мнению некоторых ученых, сама бактерия не является возбудителем инфекционного заболевания, но она создает благоприятные условия других микроорганизмов и анаэробных бактерий.

Бактерии размножаются в микрофлоре влагалища и уретры, при этом продукты их жизнедеятельности достаточно быстро разрушают нормальную микрофлору мочеполового тракта. Относясь к анаэробным бактериям, гарднерелла способна размножаться в обедненной кислородом среде, способствуя развитию воспалительных процессов, в которых могут учавствовать и другие микроорганизмы.

Без соответствующего лечения инфекция восходящим путем может попасть из уретры в матку и фаллопиевы трубы. Нередко данная инфекция служит причиной вагинитов.

Клиническая картина гарднереллеза

Гарднереллез может протекать без каких-либо признаков, но в большинстве случаев наблюдаются:

- обильные кремообразные выделения серовато-белого цвета, которые прилипают к стенкам влагалища

- наличие неприятного (рыбного) запаха, возникающего в результате распада аминов, которые вырабатываются анаэробными бактериями

- воспаление влагалища

- вульвовагинальное раздражение (зуд и жжение)

- неприятные ощущения при половом акте

У беременных женщин гарднереллез может стать причиной:

- воспалительных заболеваний органов репродуктивной системы и мочеполовых путей с частыми рецидивами

- патологических маточных кровотечений

- преждевременного разрыва плодных оболочек при родах

- послеродового эндометрита

- осложнений после операций на органах малого таза и кесарева сечения

- хорионамнионита

- пневмонии у новорожденного

- низкого веса новорожденного

У женщин, больных гарднереллезом, часто встречается инфицирование оболочек плаценты. Однако снизить риск рождения ребенка с низким весом можно за счет своевременного лечения матери.

Персистирующие изменения в микрофлоре влагалища приводят к серьезным осложнениям, значительно увеличивается риск возникновения заболеваний органов малого таза.

Диагностика гарднереллеза

Для диагностирования гарднереллеза применяются следующие лабораторные исследования:

- измерение рН влагалищного отделяемого

- амино-тест

- метод микроскопии мазка, окрашенного по Граму

- определение ключевых клеток

На наличие инфекции указывают следующие критерии:

- обнаружение ключевых клеток (в нативных препаратах выявляют плоские эпителиальные клетки, на которых прикрепляются гарднереллы)

- гомогенные влагалищные выделения, имеющие рыбный запах

- влагалищный рН > 4,5.

- аминовый тест (на наличие гарднереллы указывает рыбный запах, который появляется при добавлении одной или двух капель выделений к 5-10%-ной гидроокиси)

Диагноз может устанавливать только если подтверждаются не менее трех критериев, так как наличие ключевых клеток еще не указывает на наличие заболевания.

Выделяют 4 категории в зависимости от количества морфотипов микроорганизмов.

1+ (1 в поле зрения)

2+ (1-5 в поле зрения)

3+ (6-30 в поле зрения)

4+ (>30 в поле зрения)

При гарднереллезе количество морфотипов лактобацилл в мазке снижено (1+ или 2+), а количество гарднерелл и анаэробов увеличено (3+ или 4+).

Чистую культуру Gardnerella vaginalis выделять не рекомендуется, потому что у более половины здоровых женщин уровень этих микробов во влагалищном секрете достаточно высок.

Лечение гарднереллеза

Лечение гарднереллеза начинается с антибактериальной терапии. Следует учитывать, что гарднереллы устойчивы к тетрациклинам, сульфаниламидам, аминогликозидам и цефалоспоринам, но чувствительны к ампициллину и клиндамицину.

Дальнейшее лечение гарднереллеза заключается в применении местных эубиотиков для восстановления биоценоза влагалища. Для данной цели используют микробные препараты, которые обладают антагонистической активностью против условно-патогенных микроорганизмов и представляют собой лиофильно высушенную биомассу живых культур, которая производится из штаммов бифидо- и лактобактерий разных видов.

Эффективность лечения определяется рядом факторов:

- динамика клинических симптомов

- нормализация лабораторных показателей

- исчезновение субъективных ощущений

Через неделю после завершения терапии проводят первое лабораторное обследование, а повторное - через 4-6 недель.

Во время лечения гарднереллеза рекомендуется использование барьерных методов контрацепции. Половым партнёрам пациента необходимо обследование и, при необходимости, лечение.

Лечение гарднереллеза подход №2

Лечение гарднереллеза включает препараты для местного применения (вагинальные таблетки и свечи) и приема внутрь (таблетки или капсулы).

Препараты для местного лечения включают (сначала приводятся международные названия, затем в скобках перечисляются коммерческие названия):

- метронидазол, 0,75% гель (Метрогил, Флагил, Клион-Д 100). Препарат вводят во влагалище 2 раза в сутки в течение 5 сут.

- клиндамицин, 2% крем (Далацин). Препарат вводят во влагалище 1 раз в сутки (на ночь) в течение 7 сут.

Препараты для приема внутрь включают (сначала приводятся международные названия, затем в скобках перечисляются коммерческие названия):

- метронидазол (Клион, Метронидазол, Медазол, Метрогил, Трихопол, Флагил, Эфлоран). Препарат принимают по 500 мг внутрь 2 раза в сутки в течение 7 сут. Метронидазол абсолютно не совместим с алкоголем!

- клиндамицин (Далацин, Климицин, Клиндамицин). Препарат принимают по 300 мг внутрь 2 раза в сутки в течение 7 сут.

Побочные эффекты местного лечения меньше, чем при системном лечении. Тем не менее, учитывая роль гарднереллеза в развитии воспаления придатков и женского бесплодия, в настоящее время все большее предпочтение отдается препаратам для приема внутрь.

В ряде случаев назначают лечение, дополняющее антибактериальную терапию (иммунотерапия, общеукрепляющие препараты, физиотерапия и т. д.).

Лечение гарднереллеза у беременных

Лечение гарднереллеза во время беременности должно проводится под наблюдением врача-гинеколога. Самостоятельное лечение недопустимо. Клиндамицин (как местно, так и внутрь) при беременности противопоказан.

В I триместре беременности противопоказан и метронидазол. При обострении гарднереллеза в I триместре беременности назначают ампициллин. Во II и в III триместрах назначают метронидазол, который эффективнее ампициллина.