Рассматривая проблему ГБ мы сталкиваемся с пародоксом: при значительной распространенности этой патологии, осведомленность населения о ней очень мала. По данным статистики только 37,1% мужчин знают о наличии у них ГБ, около 21,6% из них лечатся, а эффективно лечатся только 5,7%. У женщин - знает о наличии у них заболевания около 59%, 45,7% из них лечатся, а эффективно лечатся только 17,5%.

Важно, что среди всех больных с АГ 75% имеют "мягкую" АГ, "коварство" повышенного АД заключается в том, что не обнаруживая себя клинически, оно приводит к развитию структурных изменений в различных органах и тканях, получивших название органов-мишеней (сердце, почки, сосуды, головной мозг).

В настоящее время АГ принято рассматривать как многофакторное заболевание, в развитии которого имеют значение как наследственная предрасположенность, так и факторы окружающей среды, вредные привычки. Как никакое другое заболевание - ГБ является болезнью образа жизни. Клинические исследования свидетельствуют о возможности улучшения жизненного прогноза и качества жизни больных при проведении адекватной антигипертензивной терапии, которая проводится дифференцированно в зависимости от состояния органов-мишеней, сопутствующей патологии и др. особенностей пациента.

Правильный подбор гипотензивного средства или их комбинации - большое искусство доктора. Однако, успех в лечении АГ возможен только в тесном союзе лечащего врача и пациента, для чего помимо глубоких знаний доктором фармакотерапии необходима позитивная мотивация и огромный труд со стороны самого больного по преодолению своего недуга.

Мировой медицинской практикой признано, что одним из прогрессивных методов в решении проблем, связанных с лечением основных неинфекционных заболеваний (БА, КБС, СН, АГ) - является организация системы обучения больных. Эффективность длительной профилактики ИБС и осложнений АГ, прежде всего, ОНМК, не может быть достигнута без мощной образовательной программы среди населения, в том числе больных АГ, ИБС, членов их семей, родственников.

Накоплен опыт и дала плоды принятая в США в 1972 году комплексная национальная программа по контролю за гипертонией, число людей с эффективно контролируемым АД возросло с 16% (1971-72 г.) до 55% (1988-91г), региональная программа по профилактике КБС в Финляндии, рассчитанная на изменение ФР среди населения, где за 5 лет удалось существенно изменить пищевые пристрастия населения, снизить АД у гипертоников, уровень холестерина в крови (по данным ВОЗ - существует достоверная связь между выраженностью модификаций факторов риска и снижением смертности (Д.М. Аронов, ГНИЦ профилактическая медицина МЗ РФ, "Сердце" том 1 №3)

В нашей стране также имеется положительный опыт проведения профилактических программ. Так, в бывшем СССР выполнялись "Всесоюзная кооперативная программа профилактики артериальной гипертонии" и "Кооперативное исследование по многофакторной профилактике ИБС". В результате их проведения в группах участников программы произошло снижение общей смертности на 17% и 21% соответственно, частоты мозгового инсульта на 50% и 38%, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 41%. Участие в образовательной программе формирует правильное представление о болезни, факторах риска ее возникновения и условий прогрессивного течения, что позволяет больному более четко выполнять комплекс рекомендаций в течение длительного времени, формирует активную жизненную позицию самих пациентов и их близких в дальнейшем процессе оздоровления (В.И. Бакшеев, Н.М. Коломоец " Гипертоническая болезнь. Как жить и выжить?", М - 2002 г). Доказано, что значимый эффект таких программ можно получить уже через 3-5 лет от их начала, а с увеличением длительности указанный эффект нарастает.

Задачами и принципами, которые легли в основу программы ШГ, организованной в ноябре 2000 года на базе поликлиники 4-ой горбольницы, являются следующие:

1.Сформировать доминанту личной ответственности пациента за течение его ГБ, т.е. модифицировать его образ жизни с целью исключения факторов риска;

2.Искоренить понятие курсового лечения ГБ и понятия "рабочего" давления;

3.Для достижения целевого давления использовать немедикаментозные методы лечения и медикаментозную базисную терапию, основанную на непрерывном длительном приеме препаратов в эффективных дозах по назначению врача;

4.Обучить практическим навыкам измерения АД, частоты пульса, ведения дневника самоконтроля;

5.Научить оказывать самопомощь при остром повышении АД.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часу, группа состоит из 8-10 слушателей, направленных терапевтами или врачами др. специальностей, или обратившихся самостоятельно по объявлению.

В основе формирования группы - методика малых групп ( максимально до 12 человек), когда налаживается наилучший психологический контакт между слушателями и врачом-преподавателем, что создает коллектив единомышленников.

Скомплектовать группу," однородную по возрасту, уровню интеллекта, образованию, интересам", по рекомендации В.И. Бакшеева с соавтором, в условиях городской поликлиники не всегда реально. Подобный подход возможен при проведении программы ШГ в уже сложившихся коллективах. например, на промышленном предприятии среди диспансерных больных или клубах по интересам.

Занятия необходимо проводить в форме собеседования с элементами диспута, деловой игры, постоянным повторением пройденного; отрабатыванием практических навыков: измерение АД, определение частоты пульса, ИМТ, типа ожирения.

Обучающий цикл состоит из 8 занятий, на которых подробно, в доступном изложении рассматриваются понятия оптимального АД, факторов его регулирования, роль нарушения липидного обмена в развитии ГБ, наследственности и факторов риска. Два занятия посвящены изучению основ здорового питания, подробному разбору редукционной диеты для лиц с избыточной массой тела, ознакомлением с диетой DASH ( Национального Института Здоровья США ); диетой, рекомендуемой Европейским обществом по изучению атеросклероза, а также варианты разгрузочных дней.

Необходимым является активное вовлечение слушателей в процесс обучения путем выполения домашнего задания, анализа дневника самоконтроля за неделю. Врачу-преподавателю нужно быть готовым ответить на вопросы обучающихся. Однако, не стоит превращать занятие в "вечер вопросов и ответов". В начале занятия ознакомить группу с темой, поставить цель занятия, для вопросов четко определить регламент. Очень важно участие в "Школе" не только больных, но и их супругов, детей и др. родственников; так как одинаковые стереотипы поведения всех членов семьи, образа жизни, питания могут приводить к развитию к развитию и у них АГ и ИБС. Поэтому ШГ может стать методом не только вторичной, но и первичной профилактики ССЗ. А поддержка семьи в изменении образа жизни, питания больного может усилить эффект лечения.

По завершении курса обучения каждый слушатель получает свидетельство об окончании, что является моральным поощерением, формирует положительную доминанту.

Эффективность работы школы во многом зависит от преподавателя, его индивидуального подхода к проведению занятий, оригинальных форм решения поставленных задач, практического опыта, авторитета у населения.