Лекция 3. Энергетика человека (энергетические каналы). «Чудесные» каналы.

                  I.                 «Чудесные» каналы.

Циркуляция энергии по организму имеет принцип стройной системы, обладающей огромным количеством запасов прочности: основные каналы работают проводящими путями Ци, чудесные — ее регулировщиками. Все вместе это похоже на дорожное движение со светофорами, а на крайний случай и регулировщиками с жезлами, машущими ими с целью побыстрее разгрести особо забитые пробками места.

Основная функция 8 чудесных сосудов состоит в регуляции потоков энергии в основных 12 каналах. 12 каналов лишь проводят энергию, в то время как чудесные регулируют ее количество: если где-либо наблюдается переполнение, то они способны вбирать в себя избыток ци, если же имеет место истощение, то чудесные сосуды способны восполнить недостаток канальной ци.

«Нань-цзин» (Канон трудностей) приводит отличное сравнение 12 основных каналов с оросительными каналами, а чудесные сосуды — с водоемами, откуда в оросительные каналы поступает вода.

Когда Ци (жизненная энергия) и кровь текут в двенадца­ти меридианах в избыточном количестве, то происходит сброс их в восемь экстраординарных каналов для хранения.

Когда внутренней Ци недостаточно в двенадцати меридиа­нах, она, запасенная в восьми чудесных меридианах, возвра­щается обратно в двенадцать регулярных меридианов. Эти двенадцать меридианов подобны рекам и каналам, а восемь чудесных меридианов подобны озерам. Таким образом, первостепенные функции восьми чудесных меридианов заключаются в том, чтобы поддерживать и регулировать двенадцать регулярных меридианов. Но восемь чудесных меридианов имеют свои собственные маршруты. чтобы принимать Ци и чтобы внутренняя Ци, запасенная в них, могла согре­вать органы тела изнутри и увлажнять поверхность тела снаружи.

Это же можно сравнить с работой нашей иммунной системы: известно, что раковые клетки возникают постоянно, однако до поры до времени она (иммунная система) справляется с ними, пока не наступит момент Х… Так и вся система цзин-ло: избыток и недостаток возникают постоянно вследствие стрессов, переохлаждения и некачественного питания, а в это время чудесные сосуды работают в штатном режиме, гася колебания обычной жизни, пока не наступит момент Х, т.е. то, что мы называем патологией. Она свидетельствует о непомерной нагрузке, которую не смогли потянуть чудесные каналы. Тут уже непременно надо лечить — ибо все сломалось сурово и всерьез.

Так же стоит упомянуть, тот факт, что если говорить о канонических трудах, то, конечно же, первое упоминание 8 чудесных сосудов встречается впервые в «Каноне Желтого императора о внутреннем». Однако точное время создания этого шедевра неизвестно. Зато известно кое-что другое, вполне конкретное.

При раскопках Мавангдуи* были найдены рукописи, датируемые 2 в. до н. э. К тому же периоду относится деятельность врача Шунь Ю И (216 — 150 г.г. до н. э.). Его (врача) биограф приводит ответы суду, касающиеся одного из учеников Шунь Ю И. «Я обучил его ходу основных каналов, циркуляции сосудов … и соответствующим им пульсам… и конечно я объяснил позицию акупунктурных точек». Из этого ответа однозначно следует, что теория чудесных сосудов была уже известна и применялась во врачебной практике как минимум за 2 века до Р.Х.

Чудесных каналов всего 8:

  1. Внутренний, передний, срединный, чудесный меридиан жэнь-май (XIV, JM, J, VC), переднесрединный.
  2. Наружный, задний, срединный, чудесный меридиан ду-май (XIII, TM, T, VG), заднесрединный.
  3. Внутренний поднимающийся чудесный меридиан, чжун-май (поднимающий),
  4. Наружный опоясывающий чудесный меридиан дай-май (опоясывающий),
  5. Внутренний пяточный чудесный меридиан инь-цяо-май (внутренний пяточный), канал движения инь.
  6. Наружный, пяточный, чудесный меридиан, ян-цяо-май (наружный пяточный), канал движения ян.
  7. Внутренний поддерживающий чудесный меридиан инь-вэй-май (внутренний поддерживающий), канал, регулирующий инь.
  8. Наружный, поддерживающий, чудесный меридиан, ян-вэй-май (наружный поддерживающий), канал, регулирующий ян.
  1. II.          Описание «Чудесных» меридианов.

Напоминаю, что «май» в названии канала означает собственно «сосуд».

1. Ду-май

2. Жэнь-май

Точка ключ: ле-цюе (Р.7)

Связывающая точка: чжао-хай (R.6)

«Жень» в контексте названия сосуда имеет значения «беременность», а так же «отвечать за…». Свое название получил за то, что регулирует переполнение или нехватку Ци и крови во всех Инь-каналах и отвечает за беременность, ибо начинается в матке.

Составляет пару с чудесным каналом Инь-цзяо-май.

3. Чун-май

Точка ключ: гунь-сунь (RР.4)

Связывающая точка: нэй-гуань (MC.6)

Противоболевая: чжу-бинь (R.9)

«Чун» в контексте названия сосуда имеет значения «проход, проходить» или «стратегически важный перекресток путей сообщения». Свое название получил за то, что проходит по путям циркуляции Ци и крови двенадцати каналов, а также «проходит» с двух сторон от пупка.

Приблизительный перевод: «проходящий сосуд/сосуд стратегического значения».

Траектория: проходит по животу параллельно передней срединной линии.

Пересекается с: каналом почек (R).

Составляет пару с чудесным каналом Инь-вэй-май.

4. Дай-май

Точка ключ: цзу-линь-ци (VB.41)

Связывающая точка: вай-гуань (TR.5)

«Дай» в контексте названия сосуда имеет значение «пояс, кушак». Свое название получил за то, что опоясывает тело в районе талии.

Составляет пару с чудесным каналом Ян-вэй-май.

5. Инь-вэй-май

Точка ключ: нэй-гуань (MC.6)

Связывающая точка: гунь-сунь (RР.4)

Противоболевая: чжу-бинь (R.9)

«Вэй» в контексте названия сосуда имеет значение «связывать», «соединять». Свое название получил за то, что связывает все Инь-каналы.

Приблизительный перевод: «сосуд, связывающий Инь».

Траектория: проходит по внутренней поверхности ноги, по животу идет к шее.

Пересекается с: каналом почек (R), каналом селезенки (RP), каналом печени (F) и сосудом Жэнь-май.

Составляет пару с чудесным каналом Чун-май.

6. Ян-вэй-май

Точка ключ: вай-гуань (TR.5)

Связывающая точка: цзу-линь-ци (VB.41)

Противоболевая: ян-цзяо (VB.35)

«Вэй» в контексте названия сосуда имеет значение «связывать», «соединять». Свое название получил за то, что связывает все Ян-каналы.

Приблизительный перевод: «сосуд, связывающий Ян».

Функции: связывает все Ян-каналы, начинается в «месте пересечения всех Ян-каналов» (голова и лицо), «управляет» наружным.

Траектория: проходит по наружной поверхности ноги, поднимается до надплечья, шеи и головы.

Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V), каналом тонкого кишечника (IG), каналом Сань-цзяо (TR), каналом желчного пузыря (VB), каналом желудка (E) и сосудом Ду-май.

Составляет пару с чудесным каналом Дай-май.

7. Инь-цзяо-май

Точка ключ: чжао-хай (R.6)

Связывающая точка: ле-цюе (Р.7)

Противоболевая: цзяо-синь (R.8)

«Цзяо» (иногда в литературе употребляется «цяо») в контексте названия сосуда имеет значение «пятка». Свое название получил за то, что начинается на Инь-стороне пятки.

Приблизительный перевод: «пяточный Инь-сосуд».

Траектория: проходит по внутренней поверхности ноги, поднимается до глаза.

Пересекается с: каналом почек (R) и каналом мочевого пузыря (V).

Составляет пару с чудесным каналом Жэнь-май.

8. Ян-цзяо-май

Точка ключ: шэнь-май (V.62)

Связывающая точка: хоу-си (IG.3)

Противоболевая: фу-ян (V.59)

«Цзяо» (иногда в литературе употребляется «цяо») в контексте названия сосуда имеет значение «пятка». Свое название получил за то, что начинается на Ян-стороне пятки.

Приблизительный перевод: «пяточный Ян-сосуд».

Функции: управляет Ян нижних конечностей, связан с двигательными способностями, бодрствованием и сном.

Траектория: проходит по наружной поверхности ноги, надплечью и голове.

Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V), каналом желудка (E), каналом толстого кишечника (GI) и каналом желчного пузыря (VB).

Составляет пару с чудесным каналом Ду-май.

           III.               Функции регулирования, избыток и недостаток.

Рассматривая совокупную (совместную) работу системы основных меридианов (СОМ) и системы чудесных меридианов (СЧМ), мы видим, что наиболее часто рассматривается её основная функция, т.е. функция восполнения недостатка энергии в СОМ за счёт запасов энергии из СЧМ, которая, в свою очередь, накапливается там как «сброс» избытка энергии из СОМ.  Таким образом, можно сделать вывод, что при определённых различных условиях в СОМ может возникать как недостаток, так и избыток энергии, который или «поступает» в СЧМ или из неё обратно в СОМ.

Этот случай как раз и считается нормальным, существующем в подавляющем большинстве случаев, отсюда он и наиболее распространён в медицинских описаниях системы меридианов человека. Отсюда же можно сделать вывод, что при определённых условиях энергетическая система человека может работать максимально эффективно и слажено. Именно эти условия известны во многих культурах и традициях в виде определённого «правильного образа жизни».

Также стоит упомянуть об двух крайних моментах состояния системы СОМ-СЧМ – это постоянный или крайний недостаток энергии в СОМ, и, соответственно, постоянное «опустошение» СЧМ; и наоборот, постоянное наличие избытка в СОМ, и, следовательно, постоянный рост избытка в СЧМ.

Обе эти ситуации, хоть и крайне редки (особенно ситуация «хронического избытка»), но всё же возможны. Первую ситуацию (недостаток) проще получить, например, находясь длительное время в холодной воде, вторую значительно сложнее, при этом невозможно её получить насильственным путём – если мы, например, съедим пищи больше, чем нам нужно, то, хоть организм и извлекает энергию из пищи, это не значит, что он извлечёт её еще больше – избыток пищи будет утилизирован организмом, частично выведен из него, а частично будет рассредоточен по нему в виде запасов (жир) и шлаков (токсины). Это, кроме того что потребует определённого дополнительного расхода энергии организмом на утилизацию излишков (что, кстати, может превысить объем энергии полученный из съеденной пищи), потребует еще и дополнительных расходов энергии на хранение и борьбу с токсинами и следствием их воздействия на организм. Откуда же тут взяться избытку? Кроме того, в такой сложной и многоуровневой системе как человек предусмотрены определённые механизмы, задачей которых является поддержание энергетической системы в состоянии баланса и недопущения возникновения крайностей, перекосов, так как оба крайних состояния в итоге приводят к повреждению тела и сокращению продолжительности жизни организма. И даже если мы каким-то образом сможем получить этот избыток в организме, всё равно система сработает таким образом, что мы его потеряем, — механизм этот работает полностью автоматически, т.е. бессознательно. Однако, если с недостатком всё более-менее просто, то избыток энергии (как и энергия вообще) являются очень важным и ценным продуктом для организма, чтобы его «просто так выбрасывать на ветер» и существует способ накопления и преобразования энергии в организме, но это возможно лишь сознательным путём.

           IV.               Резюме

Отличия чудесных каналов от основных:

  1. В отличие от основных 12-и каналов, восемь сосудов не являются «путями ци», но являются ее динамическим резервуаром, помогающим регулировать поток ци в основных 12 каналах, т.е. работают не эпизодически, включаясь в момент возникновения серьезной патологии, а выполняют на постоянной основе распределительную функцию, являясь, по сути, динамическими резервуарами энергии .
  2. Восемь сосудов, кроме Ду-май и Жень-май не имеют своих собственных точек, однако пересекаются с основными каналами в точках этих каналов.

Восемь сосудов не имеют прямой связи с цзан-фу органами.

Сводные характеристики

1. Все чудесные сосуды сливаются в точке цин-мин (V.1) у внутреннего угла глаза.

2. Каждому сосуду полагается иметь 3 специальные точки:

  • Точка-ключ, как пишут наши авторы, «замыкает контур меридиана», т.е. «включает» его в работу. Мы помним, что ничего включать не надо — оно и так работает, однако точка-ключ действительно запускает нужный нам сосуд к принудительной сверхурочной работе, если того требуют обстоятельства. (Потому в иглоукалывании сначала укалывают точку-ключ, потом симптоматические точки, а в завершении связывающую точку спаренного чудесного сосуда. Укалывание тех же самых точек в другом порядке не «включит» систему чудесного меридиана, а будет лишь пустой тратой времени без нужного эффекта.)
  • Связывающая точка связывает нужный нам чудесный сосуд с его «товарищем», спаренным каналом, образуя более продуктивную связку из двух каналов, чем использование только одного. (При уколе применяется принцип «хозян-гость».)
  • Противоболевая точка.

3. Все чудесные каналы делятся на Инь и Ян.

4. Таблица со сводными характеристиками 8 чудесных сосудов для удобства восприятия всего перечисленного.