Социальные группы населения

Читайте также:

Образовательный состав. Уровни образования стран мира

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образовательный уровень населения – одна из важнейших характеристик общества и страны.

Можно выделить группу ведущих стран мира в сфере образования: Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Канада, Корея, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония.

Из этой группы стран наиболее высокие показатели уровня образования населения имеют:

индекс образования - Австралия, Испания, Канада, Финляндия (индекс образования 0,99);

доля взрослого населения с высшим образованием – США (30%), Нидерланды (28%), Канада, Австралия, Корея (23%);

количество студентов вузов - США (13,2 млн.), Индия (11,8 млн.), Китай (10,8 млн.), Россия (6,9 млн.);

В международных рейтингах в области образования в последние годы лидируют:

США (с огромным отрывом от других стран), Великобритания, Германия, Франция, Австралия - по экспорту образовательных услуг.
  • США, Великобритания - в международных рейтингах университетов мира
  • Финляндия, Корея, Япония - в международном исследовании функциональной грамотности учащихся PISA24.
  • Китай, Индия, США - по масштабу развития дистанционного образования.
  • Индия, Китай, Россия - по динамике роста числа студентов в высшем образовании.

  • Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

    Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

    Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

    Данное положение не соответствовало социальной структуре общества, являясь ненаучной. С начала перестройки (80-е - 90-е гг.) понимание социальной структуры общества изменилось, например академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследованиях:

    1. Рабочий класс:

    - высокообразованные, политически активные;

    - средне-образованные (наиболее массовый тип);

    - рабочие (берут от государства больше, чем дают);

    2. Крестьянство:

    - сельские рабочие;

    - колхозники;

    3. Интеллигенция;

    4. Военнослужащие;

    5. Предприниматели;

    6. Крупные хозяйственные руководители;

    7. Государственные и партийные работники;

    8. Высшее политическое руководство; 9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи, священнослужители. ).

    В настоящее время существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная и Восточная.

    Западная (на примере США); включает семь статусных групп:

    1. "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;

    2. "Высший класс" - главные управляющие средних фирм, инженер-механик, газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа. ;

    3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы;

    4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов. ;

    5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков. ;

    6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары. ;

    7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.

    Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учённых, люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является социальная мобильность, которая определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой, местом в социальной структуре общества.

    Вертикальная мобильность - перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).

    Горизонтальная мобильность - переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.

    Географическая мобильность (миграция) - смена места жительства, перемещение на другую территорию.

    Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества:

    1. Постепенное становление классовой системы, при сохраняющемся влиянии этакратической (этакратия - власть государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая - размеры собственности и рыночный обмен);

    2. Изменение в структуре занятости. Новые профессии, развитие самозанятости;

    3. Поляризация по имущественному признаку;

    4. Актуализация физико-технической системы стратификации 9 .