• Индия — 1055

• Украина — 1560

• Россия — 1850

Российским производителям лекарственных средств выгоднее ввозить АФИ из других стран, чем закупать их у локальных изготовителей субстанций. В связи с низкой стоимостью импорта АФИ из Китая и Индии, большая часть потребностей фармацевтической промышленности России в субстанциях обеспечивается этими двумя странами. Неоспоримым преимуществом для фармкомпаний при принятии решения об импорте субстанций лекарственных средств, выступают низкие затраты при импорте АФИ именно из этих стран. На протяжении последних 3 лет, значение этого преимущества начало уменьшаться в связи с постепенным нивелированием значительных различий в цене импорта субстанций лекарственных средств из Китая и других стран мира. В2008 г. ввоз АФИ из Китая обходился российским операторам наполовину дешевле, чем импорт таковых из стран-поставщиков Центральной и Восточной Европы.

Проблема внедрения GMP

На пути развития российской фармацевтической промышленности актуальной проблемой остается внедрение среди производителей лекарственных средств стандартов GMP (Good Manufacturing Practic — GMP). Процесс внедрения национальных стандартов GMP происходит медленными темпами, и сроки перехода откладывались уже несколько раз. Тем не менее сегодня перед всеми фармкомпаниями России стоит задача полного соответствия требованиям GMP к январю 2014 г. Переход российских фармпроизводителей на данные стандарты предоставит возможность России присоединиться к фармацевтической системе ВОЗ по обеспечению контроля качества произведенных лекарственных средств. Существует вероятность того, что при отсутствии финансовых ресурсов для внедрения стандартов GMP, к установленному сроку многие небольшие российские компании, которые в настоящее время производят АФИ по низким ценам, будут вынуждены остановить свое производство. На сегодня также можно констатировать весьма ограниченное знание правил внедрения GMP среди фармкомпаний и непонимание их основ руководством большинства компаний, даже если способ производства продукции этими предприятиями соответствует стандартам ISO.

Инновационное будущее

Для повышения конкурентоспособности российских фармацевтических производителей и развития локальной фарминдустрии в целом правительством России были предприняты шаги в этом направлении. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации в период до 2020 года» («ФАРМА 2020») предназначена для стимулирования перехода фармацевтической промышленности России на инновационную модель развития. Для реализации этой программы планируется инвестировать около 36 млрд российских рублей (900 млн евро) в развитие отрасли и профинансировать строительство около 200 тыс. м² объектов по производству стерильных и нестерильных лекарственных средств. Таким образом, для зарубежных компаний в будущем может быть создана благоприятная ситуация для налаживания более выгодного сотрудничества с российскими фармкомпаниями по вопросам контрактного производства и других видов партнерства.

Премьер-министр России Владимир Путин пообещал, что из федерального бюджета страны до 2020 г. будет выделено 120 млрд руб. (3 млрд евро) для реализации программы «Фарма 2020». Эти средства будут инвестированы в модернизацию российской фармацевтической промышленности. Предполагается, что частные инвестиции от российских и зарубежных производителей лекарственных средств могут составить около 68 млрд руб. (1,7 млрд евро). Из общей суммы государственных и частных инвестиций в размере 188 млрд руб. (4,7 млрд евро) на проведение исследований и разработок будет выделено 154 млрд руб. (3,8 млрд евро).

По итогам реализации в 2020 г. правительственной стратегии Российской Федерации «ФАРМА 2020» предполагается достигнуть увеличения доли локальных производителей до 50% общего объема внутренних потребностей России в лекарственных средствах в денежном выражении. До 2016 г. планируется локальное производство 90% лекарственных средств по номенклатуре из Перечня стратегически значимых лекарственных средств, Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Также к 2016 г.предполагается восьмикратное увеличение объема экспорта по сравнению с 2008 г. Все эти меры могут послужить для зарубежных компаний стимулом к налаживанию производства своих лекарственных средств в России через локальные компании.

Рынок лекарств в России

Основной целью при внедрении программы российского правительства «Фарма 2020» является импортозамещение и намерение достигнуть равенства удельного веса локального и зарубежного производителя в денежном выражении на фармрынке России. Сложившаяся на сегодня в фармотрасли России ситуация свидетельствует о необходимости ускорения процесса реализации планов программы «Фарма 2020». Отмечающаяся тенденция отставания темпов прироста общего объема розничных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении российского производства и рост показателей в денежном выражении позволяет сделать вывод об увеличении доли локальных производителей только за счет повышения стоимости лекарственных средств (рис.).

По итогам I полугодия 2011 г. суммарный объем рынка России, включающий розничные продажи, льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО) и госпитальные закупки (составной частью которых являются закупки общегосударственных тендеров) составил 11,8 млрд дол. США за 2,8 млрд упаковок. При этом в денежном выражении соотношение удельного веса зарубежных и локальных производителей составило 75:25. По натуральному показателю российскими фармкомпаниями было аккумулировано 63% общего объема розничных продаж и госпитальных закупок, а зарубежными — соответственно 37%.

Какой же тренд выявлен по каждому из этих сегментов? По итогам I полугодия 2011 г. объем розничных продаж лекарственных средств в России увеличился на 15% в денежном и на 3% в натуральном выражении, достигнув 7,7 млрд дол. за 2,2 млрд упаковок. При этом превалирующую долю в общем объеме розничных продаж в денежном выражении продолжают занимать зарубежные производители лекарственных средств. В I полугодии 2011 г. удельный вес локальных производителей в общем объеме розничных продаж по денежному показателю составил 27,4%, увеличившись, таким образом, на 1% по сравнению с аналогичным периодом2010 г. По результатам розничных продаж, прирост зарубежных производителей в денежном выражении меньше, чем у отечественных, а в натуральном выражении тренд был противоположным — превалирование прироста зарубежных производителей над локальными.

В госпитальных закупках доля локальных фармкомпаний уменьшается как в денежном, так и в натуральном выражении. В отличие от розничных продаж, прирост госпитальных закупок в денежном выражении у локальных производителей уступал в I полугодии 2011 г. таковому зарубежных по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. В натуральном выражении зарубежные производители продемонстрировали увеличение объема госпитальных закупок на 40%, а локальные фармкомпании — убыль этого показателя на 4,6%. Доля препаратов российского производства в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении сократилась до 64% по итогам I полугодия 2011 г. В аналогичный период 2010 г. этот показатель составлял 72%. В сегменте ЛЛО отмечен прирост локальных производителей как в денежном, так и в натуральном выражении. При этом доля зарубежных фармкомпаний по-прежнему остается значительной и составляет 89% в денежном и 69% в натуральном выражении. При сокращении удельного веса российских производителей в госпитальном сегменте и незначительном уменьшении доли в сфере розничных продаж в натуральном выражении, локальные фармкомпании продемонстрировали рост в сегменте ЛЛО по денежному и натуральному показателю.

Сегодня перед операторами фармрынка России выдвинуты серьезные требования, направленные на их будущее развитие в рамках программы «Фарма 2020». В случае реализации этой программы Россия имеет шанс стать производителем высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысив уровень развития своей фармотрасли до мирового и повысив конкурентоспособность своих производителей как на внутреннем, так и на мировом рынке. Для этого потребуются скоординированные действия со стороны государства и участников фарм¬индустрии страны по реализации программы «Фарма 2020» и активное внедрение стандартов GMP среди российских производителей лекарственных средств. Рисунок: Суммарный объем рынка розничного, госпитального и ЛЛО сегментов лекарственных средств российского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2011 г. с указанием прироста этих сегментов относительно аналогичного периода 2010 г.